Петр Латышев: Власть в стране должна быть единой, но не безответственной

Петр Латышев: Власть в стране должна быть единой, но не безответственной
Сентябрь принес стране не только жуткую трагедию, он стал, как полагают многие, поворотным временным пунктом в развитии государства. То, что уже обозначено экспертами, как новый курс Владимира Путина, и что он сам изложил в двух своих программных заявлениях - 4 сентября в обращении к народу и 13 сентября на расширенном заседании правительства РФ, начинает диктовать новые установки всему механизму госвласти. Который оказался, как констатировал сам глава государства, весьма далек от совершенства. О том, какие задачи выходят на первый план в новых условиях, что ставится во главу действий государственной власти на местах накануне рассказал в интервью окружным СМИ полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев.

Вопрос: Петр Михайлович, последний месяц для полпредства был насыщен совещаниями с представителями силовых структур, губернаторами, другими властными руководителями. Основной вопрос - безопасность?

Петр Латышев: Мы провели во всех субъектах Российской Федерации с моим участием, с участием моих заместителей рабочие совещания с представителями силовых структур, правоохранительных органов, органов исполнительной власти в РФ, на которых рассмотрели перечень конкретных мер направленных на повышение уровня безопасности.

На заседании коллегии по безопасности органов федерального округа с участием глав субъектов федерации УрФО обсудили комплекс мер, направленных на обеспечение управления и функционирования всей инфраструктуры системы жизнеобеспечения в кризисных ситуациях. В заседании коллегии приняли участие представители Генерального штаба - заместитель Генштаба вооруженных сил и руководитель управления спецпрограмм Президента. Речь шла о подготовке и готовности к функционированию в кризисных условиях органов государственной власти. О мерах готовности населения, организации их действий в условиях кризисной ситуации. В понедельник в Екатеринбурге под моим председательством пройдет заседание окружной антитеррористической комиссии, на которой мы тоже утвердим ряд мер по обеспечению безопасности населения и ряд мер по обеспечению безопасного функционирования особо важных объектов экономики и промышленности. Также будут заслужены доклады антитерростических комиссий субъектов РФ, входящих в УрФО, о принимаемых мерах по противодействию терроризму, главным образом, по устранению причин и условий способствующих терроризму.

Здесь речь идет и об экстремизме, и о готовности сил и средств по предотвращению угроз и действиях, направленных на минимизацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть. Аналогичная работа организована на всех особо важных объектах Минатома России, сейчас это Атомное агентство России, на объектах железнодорожного, воздушного транспорта, в местах массового пребывания людей, на промышленных объектах. В системе транспорта также созданы ведомственные антитеррористические комиссии, которые реализуют комплекс мер по обеспечению безопасности самих объектов и эти меры осуществляются во взаимодействии с подразделениями внутренних войск, силовыми нашими структурами, правоохранительными органами.

В течение сентября пройдут внеочередные заседания всех антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях. В ряде муниципальных образований у нас созданы антитеррористические комиссии, созданы межведомственные рабочие группы по предупреждению терроризма по противодействию терроризму. В состав их входят руководители муниципальных органов власти и представители силовых структур, федеральных структур, которые размещены в муниципальных образованиях.

Вопрос: А что касается работы с населением по вопросам безопасности, кто и как это будет делать?

Петр Латышев: Поручено всем антитеррористическим комиссиям организовать работу с населением. Мы должны разъяснять людям не только характер угроз, но и то, как надо действовать в той или иной ситуации. Мы должны людям разъяснять то, что все мы несем большую ответственность и за себя, и за тех, кто находится рядом с нами.

Я пример вам приведу. В ходе профилактических мероприятий по предупреждению актов терроризма на одном из железнодорожных вокзалов, не буду называть где это было, в зале ожидания положили муляж взрывного устройства. Вошли пассажиры, заметили, что в зале находится непонятный, подозрительный предмет, - встали, взяли свои чемоданы и перешли в следующее помещение. Не возникло, к сожалению, осознания необходимости сообщить администрации вокзала, правоохранительным органам о том, что здесь находится некий подозрительный предмет. Это говорит о том, что люди считают: уйдем и всё от греха. А то, что надо предпринять действия, конкретные люди не подумали. И я не обвиняю их сейчас. Просто мы жили в спокойной стране, мы не знали очень многих проблем, но надо сейчас быстро перестраиваться.

Мне бы хотелось обратить внимание: в США после 11 сентября 2001 и по сей день практически не допущено террористических актов, но там очень большая была проведена работа по консолидации общества, работа, направленная на осознание людьми важности их участия в этом деле. И нам тоже, несмотря на усиление спецслужб правоохранительных органов, силовых структур без помощи общества без помощи граждан, без активного участия и взаимодействия проблему решить будет очень сложно. Это тоже один из приоритетов, одна из главных мер.

Что касается мер, которые приняты в учебных заведениях, в других местах с массовым пребыванием людей. Эта работа проводится, она будет проводится, будет усиливаться и это всё будет принимать всё более системный характер. Органам власти надо будет прибавить в оперативности принимаемых мер, прибавить усилий в реализации комплекса мер, направленных на предупреждение террористических актов, вот это главное. На выявление этих угроз, лиц, которые могут быть носителями этой угрозы, исполнителями террористических актов.

На ежедневном контроле эта работа сейчас находится не только у нас в аппарате, но и в силовых правоохранительных органах, органах власти субъектов Российской Федерации. Мы обратили очень серьезное внимание на то, что сказал Президент 13 сентября. Я думаю, что все знакомы и со вступительным, и с заключительным словом главы государства. Мне кажется, очень важно понять, что сегодня мало высказать соболезнования, оказать поддержку пострадавшим, надо действовать. Действовать, не ждать, не ограничиваться констатациями.

Вот мы обнаружили что наши сограждане не реагируют адекватно на угрозы. Нам нужно посмотреть на это, не посожалеть об этом, а действовать - разъяснять, надо людям помогать. Я думаю, здесь очень много СМИ могут сделать- помочь обществу осознать угрозу и правильно действовать. Как показывает мировая практика можно удерживать под контролем ситуацию, нужно реально противодействовать угрозам.

Вопрос: А как в плане консолидации органов власти, о необходимости которой говорил Президент, теперь будет проходить процесс разграничения полномочий между уровнями власти?

Петр Латышев: Это по-прежнему приоритет, одна из основных задач и органов власти и субъектов РФ, одна из основных задач поставленных Президентом перед полномочными представителями. Не могут вступить в действия федеральные законы, завершающие процесс разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти, если эти законы не будут запущены и не начнут действовать на территории. А, чтобы они начали действовать в субъектах РФ, надо принять большое количество региональных законов, вносящих изменения в собственную законодательную базу. Предстоит принять на местах очень много нормативных документов и на уровне местного самоуправления, надо принять новые уставы органов местного самоуправления. Много подзаконных актов необходимо принять органам исполнительной власти субъектов РФ.

В течение прошлой недели во всех субъектах РФ, входящих в УрФО, вместе с губернаторами, председателями законодательных собраний, с участием руководителей структурный подразделений, органов власти субъектов РФ, с участием специалистов буквально по каждому Федеральному закону разобрались с тем, что сделано по подготовке необходимых законопроектов региональных законов, над чем сейчас работают органы государственной власти субъектов РФ, каковы графики рассмотрения и принятия в законодательных собраниях субъектов РФ этих законов. И мы очень внимательно проанализировали перечень проблем, которые возникают сегодня при осуществления этой работы.

А проблемы есть и по итогам рабочих совещаний субъектов РФ мы внесем конкретные предложения и в федеральную комиссию по федеративной реформе и через неделю буде обсуждать её у Шувалова. Он возглавляет рабочую группу по реализации федеральных законов о разграничении предметов ведения и полномочий субъектов РФ и мы ряд предложений внесём в правительство РФ. Они будут направлены на создание необходимых условий ровного спокойного перехода в новые условия функционирования органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, субъектов РФ в новых условиях. Это означает, что, приняв новые полномочия и органы местного самоуправления, и органы государственной власти субъектов РФ должны будут сбалансировать все вопросы, включая и вопросы финансового, материально- ресурсного обеспечения реализации новых полномочий.

К примеру, в Челябинской области. Область принимает от Федерации учебные заведения, они передаются в соответствии с передачей полномочий на уровень субъектов РФ и дальше они должны функционировать в субъекте РФ. И они будут подчинены субъекту РФ, а цена вопроса более 700 млн. рублей. То есть, чтобы эти учебные заведения функционировали, необходимо более 700 млн. рублей в год. Объекты сегодня передаются, полномочия по управлению образовательными учреждениями передаются, что касается финансов - то вопрос пока остается открытым!

Я могу привести аналогичные примеры и по другим отраслям, но в этом просто нет необходимости, необходимо действовать, мы сегодня завершим обобщение всех вопросов, которые возникли в ходе наши рабочих совещаний в субъектах РФ, и по каждому из них будем принимать меры, объединим усилия и с органами власти и субъектов РФ с тем, чтобы все эти вопросы были разрешены при рассмотрении, утверждении бюджетов, как федерального , так и субъектов, так и местного самоуправления. Это касается всех 3-х уровней публичной власти. То есть, наряду с приведением в соответствие региональных законов с федеральными по разграничению полномочий, мы должны очень чётко разграничит ответственность и сбалансировать все отношения в сфере передачи имущества.

И всё это должно быть направлено на то, чтобы нам в 2005 году не допустить сбои и провалы, чтобы не ухудшить положение людей. Главная задача- сделать так, чтобы переходный период прошел нормально, чтобы не было ущемления интересов и законных прав людей.

Я оцениваю в целом эту работу как позитивную на территории УрФО. Проводится большая работа и очень важно, что она проводится консолидировано, работают вместе и органы исполнительной, и законодательной власти, и органы местного самоуправления. Наиболее эффективно эта работа проводится в Челябинской, Тюменской области, в ХМАО в ЯМАО. Несколько сложнее это дело проходит в Курганской и Свердловской областях.

Вопрос: Петр Михайлович, как Вы прокомментируете зазвучавшие после 13 сентября мнения о том, что раз губернаторам будут даны дополнительные полномочия, то полпредства станут не актуальны?

Петр Латышев: Я напомню всем, что аппарат полномочного представителя Президента - это выдвинутые на территорию части аппарата администрации Президента РФ. Есть администрация Президента РФ, которая обеспечивает деятельность Президента и обеспечивает реализацию конституционных полномочий Президента РФ. Главой государства было принято решение в целях усиления влияния Президента, в целях усиления контроля за деятельностью власти, в целях координации деятельности по обеспечению безопасности государства /я только некоторые перечисляю/, включая блок вопросов, связанных с обеспечением гражданских прав, часть своей администрации Президент выдвинул в территорию, образовав федеральные округа.

То есть, аппарат полномочного представителя Президента – это не есть какой-то окружной орган власти, который должен куда-то встраиваться, это выдвинутая на территорию часть администрации главы государства. Пример: в годы войны главнокомандующий образовывал ставки, в определенных участках фронта, где необходимл было присутствие, прямое участие в управлении, контроль за действиями вооруженных сил. Можно еще привести ряд примеров. Но сегодня важно понять, что это часть администрации Президента, выдвинутая на территорию, и это решение главы государства и оно исключительно в его компетенции.

Решение это принималось в связи с целым набором известных обстоятельств. Это и единое правовое пространство, оно было разорвано, это и тенденции к региональному сепаратизму и так далее. Это и вопросы национальной безопасности, координации, и вопросы прав граждан. В прошлом году у нас более 15 000 обращений граждан было рассмотрено, о защите своих прав, это просто в качестве иллюстрации. Не буду говорить, сколько проведено мероприятий координационных с целью обеспечения безопасности населения и государства.

Поэтому, осуществляя реформы в государстве, президент РФ ставит задачи перед своей администрацией, перед всеми её звеньями, то ли в центре , то ли на территории, и наша основная задача остается –обеспечить исполнение принимаемых главой государства решений высшими органами власти, обеспечить координацию сил и средств по защите населения, по защите УрФО, с точки зрения национальной безопасности.

Это реализация кадровой политики президента, она сейчас очень актуальна в связи с принятием нового закона об основах государственной службы, о гражданской службе. Мы сейчас заканчиваем большое обобщение, заканчиваем проверку по субъектам РФ, по конкретным фактам нарушения закона, когда наши чиновники занимаются бизнесом. Предстоит очень большая работа по формированию новых властных структур в соответствии с административной реформой. То, что реализуется на территории УрФО это наше, здесь мы работаем вместе с министерствами, ведомствами, с федеральным центром.

Целый ряд задач просто очень сложно решить в рамках одного субъекта РФ. 29 сентября мы будем с руководством РАО РЖД определять стратегию развития железнодорождного транспорта на территории УрФО. У нас 2 железные дороги – Свердловская и Южноуральская. Основным транспортом, обеспечивающим потребности промышленности в УрФО является железные дороги, у нас колоссальный объемы перевозок и связано это с тем, что здесь добывается и перерабатывается очень много сырья –и топливно-энергетический комплекс, и металлургический комплекс, и природопользование, и лесная отрасль. Еще можно привести ряд факторов, которые оказывают непосредственное влияние на конечный результат деятельности промышленности. Если мы планируем и должны выйти на удвоение внутреннего валового продукта в течении 10 лет, а промышленность в УрФО развивается в этом отношении с заданным темпом, даже с некоторым опережением – 109% по итогам полугодия и ниже не будет по итогам года, то наращивание объемов выпускаемой промышленной продукции должно сопровождаться с наращиванием объемов перевозок и соответствующим развитием ж/д транспорта. И зтот вопрос будет рассматриваться с участием руководителей субъектов федерации УрФО, хозяйствующих субъектов, тех, кто определяет промышленную политику. Будет утверждена среднесрочная программа развития ж/д транспорта в УрФО, реализация которой нам поможет сохранить в соответствии темпов развития экономики и промышленности в целом.

Вслед за этим пойдет вопрос об автомобильном транспорте. В Ханты-Мансийске открыт мост неделю назад, этот мост позволяет выйти с востока в центре стрна, сокращая 500 км пути. Не было этого звена, и северный путь был заперт. Сейчас развязывается этот узел, что касается уже интересов страны в целом. Вообще, вопросы, в том числе и экономического характера оправдывают ту концепцию, которую принял глава государства, образовав федеральные округа. В рамках федеральных округов обеспечиваются условия для интеграции и решения крупных задач, которые базируются на интересах территории. И таких примеров можно тоже привести немало.

Институт полпредов не может куда-либо встраиваться, это часть аппарата, обеспечивающего деятельность Президента, реализацию конституционных полномочий Президента в федеральном округе, выдвинутом на территории. Пройдет время, глава государства решит вопрос так, как это будет нужно в интересах эффективного исполнения и полномочий главы государства и принятых решений.

Я не исключаю, что функции могут быть изменены, время идет, одни задачи отходят, другие становятся актуальными. Реформирование всей госмашины ничего не оставляет за кадром, все должно развиваться, все должно соответствовать потребностям общества, государства. Большую работу нужно провести, с тем чтобы мы помогли сформироваться нормальной неполитической, гражданской организации нашего общества. Президент об этом говорил прямо 13 числа – об общественных палатах.

Мы проанализировали положение дел в УрФО и поняли, что не можем быть удовлетворены тем, что есть на сегодняшний день, я не могу предъявлять претензии ни одному не политических объединений, но мы видим очень большую разобщенность и неэффективность. У нас в УрФО более 1500 общественных объединений /гражданских/, а каков результат деятельности? Это не есть вина тех, кто работает в этих организациях, не вина нашего общества, эти институты должны развиваться и президент прямо указывает на то, что гражданские неполитические общества будут участвовать в обсуждении, рассмотрении, экспертизе, в подготовке, в принятии важнейших государственных решений, затрагивающих государство.

Здесь наши задачи очень серьезно возрастут. Мы все должны убрать препятствия на пути формирования нормальной гражданской политической структуры нашего общества. 13 сентября Президент поставил очень серьезные задачи, направленные на ускорение административной реформы, на ускорение формирования гражданской инфраструктуры и политической, на укрепление единства страны и обеспечение единства власти.

Вопрос: Вы уже упоминали о такой составляющей работы президентских полпредств как кадровая политика. То есть Президент ожидает от Вас предложений по кадрам в органы госвласти различных уровней?

Петр Латышев: Не просто ожидает, это наша обязанность. И мы имеем прямое поручение по этому вопросу. Мы сейчас завершаем работу по формированию резерва на назначение руководителей в органах государственной власти Уральского федерального округа. Это касается всех властных должностей. Сейчас мы очень интенсивно работаем с федеральными структурами по укомплектованию должностей руководителей властных структур на территории УрФО. В течение последнего месяца мы согласовали сотни назначений, но мы перед этим изучили этих людей.

Та реформа, которая будет осуществляться в соответствии с последними решениями, конечно, потребует конкретной работы от нас. Мы уже этой работой занимаемся. Мы изучаем и кадры, обстановку. И, кстати, одна из наших основных задач - информирование Президента о социальной, экономической, политической ситуации в УрФО в частности. Я должен это делать - регулярно информировать главу государства.Один раз в полгода я представляю ему полный, подробный доклад с конкретными выводами, предложениями и эта информация во многом ложится в основу принимаемых решений, в том числе и кадровых.

Вопрос: А в связи с объявленной Президентом инициативой по новому формированию корпуса глав субъектов РФ, роль полпредов в этом плане усилится?

Петр Латышев: Я тут хотел бы прежде сказать, что нельзя и не надо рассматривать переход к новым принципам формирования органов испольнительнйо власти субъектов РФ как некий противоестественный антидемократический акт. Ситуация ведь не сложная - законодательный орган субъекта РФ утверждает в должности главу субъекта. Депутаты законодательного собрания при этом избираются народом. С другой стороны, глава государства предлагает рассмотреть вопрос о назначении главой субъекта того или иного человека. Что в данной ситуации - нарушен принцип формирования власти народом - основным носителем власти в России в соответствии с Конституцией? Нет. Депутаты избираются народом и они же утверждают главу субъекта. Это одно.

Я с большим интересом выслушал один комментарий относительного того, что важным очень является то, что орган законодательной власти субъекта РФ получает возможность контролировать и спросить с его главы. Ведь, если орган законодательной власти назначает на должность, это значит, что он же принимает решение об освобождении и в то же время, депутаты несут отвественность за то, что будет происходить в субъекте. Законодательный орган может в любое время получить отчет получить отчет о деятельности назначенного им должностного лица. И ответственность перед людьми, перед депутатами не будет отрицательно сказываться на работе главы субъекта.

С другой сторон, глава государства, внося предложение о назначении главы субъекта, на себя берет ответственность. Он предлагает и таким образом будет поддерживать внесенную кандидатуру в его деятельности.

Вся эта конструкция, мне кажется, если отбросить в сторону какие-то непривычные вещи или амбиции, будет работать в интересах общества. Можно по-разному к этому относиться , есть самые разные комментарии, но я бы отметил, что по Уральскому федеральному округу все главы субъектов поддержали Президента. И я уверен, что и Президент их поддержит и я , как полпред, поддержу. Никуда не уйдут вопросы взаимодействия федеральных и местных органов власти. Губернаторы получат новые полномочия, необходимые в новой конструкции власти им для реализации своих функций. Но большой объем серьезнейших федеральных функций не будет передан губернаторам, поскольку Конституция РФ этого не позволяет. Так устроена в соответствии с Конституцией наша власть, что обеспечивается определенный баланс. И на территории России государственные полномочия реализуются как федеральной составляющей власти, так и органами власти субъектов РФ. Есть исключительные федеральные полномочия - безопасность государства, оборона и так далее. Есть большой перечень предметов совместного ведения, здесь идет процесс разграничения и он завершается.

То есть речь идет о том, что у нас власть должна быть единой, но не безответственной. В рамках единой власти каждая ее составляющая несет свою персональную отвественность. Я бы сегодня предостерег руководителей федеральных структур, которые у нас в округе работают, чтобы они не расслаблялись и не думали, что можно будет свою ответственность переложить на губернатора. Этого не произойдет.

Мы должны иметь в виду, что концепция власти, которая предложена Президентом, базируется на Коституции России. По анализу, который проводили многие специалисты, то, что будет реализовано, отвечает потребностям общества. Сегодня общество нуждается в защите и государство должно быть достаточно организованным и сильным, чтобы обеспечить не только стабильность и развитие страны, но и обеспечить защиту ее граждан.

Вопрос: А как Вы видите, что должна делать власть в плане развития процесса рождения и становления партий в стране, которым теперь - в случае перехода к пропорциональной выборной системе, будет отведена главная роль?

Петр Латышев: Здесь речь идет о необходимости ускорения процесса формирования политической структуры общества.Ведь партии, несмотря на то, что у нас нередко звучат комментарии, что партии создаются каким-то органом власти, на самом-то деле это тоже гражданский, только политический институт. И это одна из форм контроля за эффективностью власти.

Я бы еще обратил внимание на то, что Президент говорит, что мы развиваемся не без ошибок. Что есть, то есть. Они есть и были. И трудно избежать их полностью впереди. Но важно на них не зацикливаться, а двигаться дальше, их устраняя.