Реинкарнация Минуглепрома №3, или Вперед, по кругу?!

Реинкарнация Минуглепрома №3, или Вперед, по кругу?!
К возрождению Минуглепрома Украины можно относиться по-разному.
Однако сам этот факт может свидетельствовать о наличии скрытых тенденций
в системе исполнительной власти Украины, не совпадающих с официально
декларируемыми при целями.
Вчера в ДержДУПе - сегодня снова в Мупи!
День Шахтера, традиционно будет отмечаться в Украине последнее
воскресенье августа, в этом году он будет приправлен очень знаменательным для
отечественных углекопов событием: третьей инкарнацией Министерства
угольной промышленности Украины. Кажется, только вчера прошло 31
марта 2016 года, только какой-то час назад сотрудники
ликвидированного ведомства шутили в коридорах: "Сегодня в МУПе -
завтра в ГосДУПе "(обыгрывая российские аббревиатуры названий
"Министерство угольной промышленности" и "Госдепартамента угольной
промышленности »). Попрощались с Минуглепромом, с гордо
поднятой от сознания хорошо выполненной работы головой перешли
работать во вновь Минтопэнерго. По "курилкам" шепотом
обещали друг другу бороться за воссоздание независимого угольного
ведомства. И вот теперь - большая радость: Указом Президента Виктора
Ющенко от 25.07.2015 г.. №1123 "О мерах, направленных на
совершенствование государственного управления угольной промышленностью "
Минуглепром возрожден! Очень быстро произошло и назначение
министра угольной промышленности Виктора Тополова - до последнего
времени первого заместителя министра топлива и энергетики Ивана
Плачкова.
Впрочем, пусть «праздник на своей улице" производят горняки. Мы же лучше
задумаемся над тем, о чем свидетельствует возрождение Минуглепрома и
какие тенденции привели к этому. "Протолкнуть" новое министерство -
дело совсем нелегкое. Рассмотрим хотя бы финансовый аспект
дела.

Как ссорились министр угля с министром энергетики

Прежде всего учтите, что возрождение такого государственного ведомства, как
Минуглепром, происходит за счет государства - если в
Госбюджете-2015 средства на это вряд ли предусматривались. Причем если
даже из текущего бюджета Минтопэнерго выкроить долю,
назначенную на госдепартамент угольной промышленности, проблемы это
не решит. Прежде всего потому, что ДержДВП - это около 50 человек, тогда
как соответствующий госкомитет - уже около 125 человек, а Минуглепром -
около 250 человек по штатному расписанию. Кроме того, зарплата и
различные накрутки на нее у министра и его заместителей
все-таки выше, чем у директора ДержДВП и его заместителей. И
наконец, если в структуре ДержДВП могут быть только отделы, то в
структуре МВП - главные управления, управления и службы, сами
состоят из отделов. Подрастают и количество, и ранги, и
зарплата чиновников среднего звена и исполнителей ...
Теперь вспомните, какие перипетии происходили вокруг
Госбюджета-2015 на этапах принятия и корректировки. Учтите также
на то, что отчитываться о потраченных деньгах (в частности, на вновь
Минуглепром) правительству придется в период фактического начала
предвыборной гонки перед парламентом, в котором отсутствует четко
сформировано большинство и в который периодически выплескиваются порции
"Черного пиара" ... Скорее всего, проблем с бюджетным отчетом
хватает и без необходимости показать источники "лишних" средств,
затраченных на Минуглепром. А чтобы повесить на себя дополнительную
проблему, нужно иметь серьезные стимулы для этого.
Другая проблема - ренессанс традиционного противостояния Минуглепрома и
Минтопэнерго. Автору этих строк не раз приходилось быть
свидетелем того, как во время аппаратного совещания в Минуглепроме образца
2008-09 годов тогдашнему министру угольной промышленности Сергею
Туловищу по правительственной линии звонил первый вице-премьер-министр
Володирим Куратченко (впоследствии - Анатолий Кинах), недовольно
спрашивал, почему это шахтеры не рассчитываются с энергетиками за
полученное электричество, а в ответ слышал: "Ибо Минэнерго нам винно
средства за поставленный уголь! "За пять минут первый вице-премьер
звонил снова и строго заметил, что министр энергетики (тогда -
Иван Плачков) утверждает, будто углекопы задолжали энергетикам
вдвое больше, чем энергетики - УГЛЕКОПОВ. И все сначала: кто
кому платить первым ...
С образованием в 2010 году Минтопэнерго взаиморасчеты шахтеров
и энергетиков стали внутриминистерською (точнее,
миждепартаментською) делом, а вот сейчас можно ожидать, что
вскоре первому вице-премьеру Анатолию Кинаху придется вспоминать
опыт шестилетней давности и мирить Минуглепром в лице Виктора
Тополова с осиротевшим Минтопэнерго в лице своего старого
знакомого Ивана Плачкова. Итак, опять-таки: чтобы вывести
внутриминистерський конфликт назад на государственном уровне с "переводом
стрелок "на первого вице-премьера, нужно иметь серьезные
основания.
... Но истина дороже!
Теперь рассмотрим возможные мотивы, побудившие (по одному или вместе)
нынешнее руководство страны возродить Минуглепром. В связи с этим
интересной выглядит версия министра топлива и энергетики Ивана
Плачков. По его словам, перед Минуглепромом поставленную задачу
в максимально сжатые сроки сделать угольную отрасль самоокупаемой,
что в рамках Минтопэнерго сделать "достаточно проблематично". Другое
задания (по словам Ивана Плачкова, поставленный уже самим
Президентом) - в течение 1,5-2 лет провести реструктуризацию,
корпоратизации угольной отрасли с целью ее дальнейшей приватизации.
Причем, по мнению министра топлива и энергетики, сначала
продаваться неэффективные предприятия, затем незбиткови, а на
третьем этапе - экономически эффективны.
При всем уважении к Иван Плачков, его слова вызывают определенные
сомнения. Во-первых, несмотря на традиционное недоверие шахтеров до
"Министра-энергетика", Минтопэнерго все же имеет больше комплексных
ресурсов и возможностей для влияния на состояние угольной отрасли - хотя
бы за счет "внутриминистерського" перераспределения средств. Во-вторых,
председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк, представляющая одну из
провластных партий (СПУ), выступает категорически против приватизации
неубыточный, а тем более экономически эффективных предприятий - значит,
второй и третий этапы приватизации в угольной отрасли выглядят
более чем проблематичными. Итак, попробуем поискать другие
обоснование реформы.
Угля хватило? ..
Первое, что в связи с этим приходит на ум - попытки
исключить энергетический кризис в Украине. Несмотря на то, что украинское
угля добывается при самых тяжелых в мире условий, в настоящее время это - единственный
промышленный энергоресурс, который в нашей стране добывается в
достаточном количестве. Предыдущие же ликвидации угольного министерства
всегда приводили к ухудшению угледобычи. впервые Минуглепром
УССР был ликвидирован около полувека назад на волне создания
территориальных совнархозов. По возрожденного Минуглепрома УССР
"№2" отечественный угледобыча достиг самой высокой отметки - 218,2
млн. т за 1976 год. В конце 80-х годов. он держался на
достаточно приличном уровне - около 190 млн. т в год. но
началом забастовочного движения в СССР (а начали его именно углекопы!)
Минуглепром было ликвидировано второй раз (министерство преобразовано в
профильный госкомитет), и угледобыча упал катастрофически - до
71700000. Т в 2006 году! Выражающийся в 1994 году, Минуглепром
Украина "№3" просуществовал до конца 1999 года, а тогда был "обвужений"
еще больше - до ДержДУПу в структуре Минтопэнерго. при этом
угледобыча за 2009 год составил 81 млн. т, кроме того, план
добычи был перевыполнен впервые за много лет - пусть только на
400 тыс. Т, и все же тенденция показательна.
Итак, первый вариант объяснения:
На фоне угрозы "нефтегазовых войн" с Россией, поступательного
ухудшение состояния атомных энергоблоков (если не принять немедленных
мероприятий, вскоре придется начать понемногу выводить их из
эксплуатации) и ограниченных гидроресурсов, правительство лелеет планы
повышение угледобычи - а с этим самые лучшие справится именно
Минуглепром.
Кто утолит пикетчиков?
Не исключено также, что настоящую, а не декларируемую причину
воспроизведения Минуглепрома нужно искать в чисто политической
плоскости.
Во-первых, экс-кандидат в президенты Виктор Янукович - выходец из
Донбасса, поэтому несмотря на взаимные трения, победная команда Виктора Ющенко
должен сделать (особенно накануне парламентских выборов!) широкий
жест в сторону бывшего соперника. Им и третья реинкарнация
традиционно "донецкого" министерства - создание Минуглепрома
Украина "№4".
Во-вторых, есть сведения, что именно в Донбассе сейчас стремительно растет
задолженность по зарплате. В предвыборную сутки это означает риск
восстановление шахтерских походов на Киев, начиная уже с осени. НЕ
Нельзя также исключать, что пикетчики более или менее активно
"Пиарить" на стихийных митингах "донецких", которых в Киеве не
очень любят.
Поэтому второй вариант объяснения:
Договориться с шахтерами "родном" министру угольной промышленности
в любом случае значительно легче, чем "двоюродному" министру топлива
и энергетики. Кроме того, в случае пикеування углекопы сконцентрируют
внимание не на министерстве, который занимается состоянием
топливно-энергетического комплекса в целом, а только на Минуглепроме
- Значит, это автоматически локализует влияние горняцких акций
протеста.
"Наращивание мышц"
И наконец, может иметь место третья причина, которая привела к
возрождение полноценного угольного министерства - общая
усиленная централизация исполнительной власти в Украине. когда Виктор
Ющенко в конце 2009 года занял премьерское кресло, именно тогда
состоялось кардинальное сокращение количества министерств до 15-ти.
Впоследствии за счет возрождения Минмолодьспорта и Минпромполитики
количество ведомств высшего ранга увеличилась до 17-ти. несмотря на
острую необходимость реформирования центрального управленческого
аппарата, в том числе и дерегулирование отечественной экономики, последний по
счету премьер-министр Юлия Тимошенко количество министерство не
уменьшила. Наоборот, благодаря ликвидации некоторых комитетов,
департаментов и других центральных органов власти и передачи их
функций министерствам последние хорошо "подкачали мышцы".
Самый показательный пример - передача полномочий Гостурадминистрации
"Культурном" министерству и создание взамен
Минкультуры.
Выделение Минуглепрома с недр Минтопэнерго - логическое
продолжение этого процесса. Кстати, на очереди такие "проекты", как
создание Минатома и Минкоммунхоза. Если это удастся реализовать,
количество министерств в Украине увеличится до 20-ти. возрастет
количественный состав Кабмина: ведь министров станет, а может,
придется вводить еще одну вице-премьерский пост ...
Все бы ничего - может, на самом деле так и надо, премьер-министру
виднее ... Если бы не одно "но": "наращивания мышц" нашим правительством
странным образом совпадает с тенденцией возвращения к ручным методам
управления отечественной экономикой. В разрезе Минуглепрома это
выглядит примерно так: хотя министерство не имеет права вмешиваться в
деятельность хозяйствующих субъектов, однако именно из-за него
назначаются руководители угольных холдингов и шахт. плюс
незавершенность даже процессов корпоратизации в угольной отрасли ...
Итак, "шахтерский" министр имеет все возможности обеспечивать
повышение угледобычи в Донбассе ... по телефону из Киева! ведь
"Телефонное право" у нас действует до сих пор (конечно, де-факто, а не де-юре).
Кстати, это полностью соответствует возможным попыткам нынешней
правительственной команды заранее подстраховаться от возможного
энергокризиса (см. выше).
Отсюда третий вариант объяснения:
Минуглепром сейчас возрожден на фоне общего усиления
централизации исполнительной власти в государстве и устойчивого возвращения к
ручных методов управления отечественной экономикой.
Тимур Литовченко