Волынская трагедия: примирение или противостояние?

 Волынская трагедия: примирение или противостояние?

Польская Крестьянская партия предлагает установить 11 июля День памяти жертв геноцида, совершенного ОУН и УПА на восточных кресах Второй Речи Посполитой». Вот так поляки ответили на обращение Леонида Кравчука, Виктора Ющенко и других украинских деятелей до взаимного покаяния и прощения.
Более того, в Сейме Польши уже зарегистрировано три законопроекта, где украинцев обвиняют в «этнических чистках и геноциде». Так поляки готовятся отметить 73-ю годовщину Волынской трагедии, которую они называют «волынской резней».
Какими должны быть шаги Украины?
Прежде всего следует отказаться от «страусиной политики», не делать вид, что ничего существенного в Польше не происходит. В конце стать на защиту своих национальных интересов, без оглядки на то, что это может не понравится полякам.
Хочу подчеркнуть, что для антиукраинской истерии в Польше нет серьезных политических оснований. Когда Украина и Польша отмечали 60-ю годовщину трагических событий на Волыни, парламенты и президенты двух стран приняли документы, которые назвали «историческими», и которые можно считать общим знаменателем на пути к взаимопониманию между украинским и польским народами. Так, в украинско-польской парламентской заявлении в связи с 60-й годовщиной Волынской трагедии указано: «В истории Европы есть много примеров национальной вражды, войн, крови, жестокости. Но, одновременно есть примеры объединения и взаимопонимания народов, которые хотели и смогли преодолеть даже самое сложное прошлое. Моральным долгом тех, совесть которых и в дальнейшем трогает трагедия 60-летней давности, является призыв к объединению наших народов во имя будущего, во имя общей цели. Пусть умение простить станет фундаментом лучшего будущего, добрососедства и украинско-польской дружбы».
Уже после празднования 60-й годовщины событий на Волыни, украинская сторона пошла на беспрецедентный шаг в отношениях со своим «европейским адвокатом». Во Львове, в июне 2005 года, несмотря на мощные протесты местных жителей, на Лычаковском кладбище было торжественно открыто «Кладбище орлят», на котором похоронены польские солдаты, которые подавляли национально-освободительная борьба украинцев за свою государственность на заре прошлого столетия. Тогда победило мнение о необходимости взаимопонимания во имя «общего европейского будущего», а отдельные государственные деятели даже поторопились заявить, что, в конце концов, состоялся «акт украинско-польского примирения».
Очевидно, что бессмысленно отрицать факты массовых убийств во время украинско-польской войны на Волыни в 1943 году. Но еще нелепее не видеть и не понимать украинской мотивации.
В 1941 году Волынь оказалась под оккупацией Германии. Логика здравого смысла подсказывала, что в таких условиях поляки, которые остались на Волыни, не должны встревать в конфликт с украинцами. Зато екзильний польское правительство, который перебрался в Лондон, отдал приказ именно на Волыни творить подпольное вооруженное формирование – Армию Крайову (АК), которая ставила целью удержать Волынь в составе будущего польского государства.
В то же время на этот период приходится процесс активного становления украинских националистических вооруженных формирований. В частности в июле 1941 года на Волыни возникла Украинская повстанческая армия «Полесская сечь» под руководством атамана Тараса Бульбы-Боровца. Впоследствии начали действовать боевые отряды ОУН. Украинские националистические организации боролись не просто против оккупантов, а за установку на украинских этнических землях независимого государства. Это неизбежно ставило их в конфликт с АК и польским правительством в Лондоне, который и в дальнейшем считал Волынь польской землей.
Весной 1943 года немцы готовили очередное отправки молодежи на работу в Германию. К этой акции было привлечено украинскую полицию, однако она отказалась помогать немцам. За это в Здолбунове нацисты разоружили полицаев: 12 человек расстреляли, а остальных вывезли в Рейх.
Этот инцидент дал толчок к массовому переходу частей украинской полиции в ряды ОУН и УПА и усиления немецких репрессий против украинцев.
Обстоятельства осложнялись тем, что в ряды полиции начали массово вступать поляки. Из них очень часто формировались карательные экспедиции, которые разъезжали по селам Волыни и преследовали мирное украинское население. В апреле 1943 года польские полицейские части располагались во многих районах, в уездных городах, держмаєтках Волыни. Именно поляки очень часто провоцировали выступления немцев против мирного украинского населения.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стали события 17 марта 1943 года в селе Ремель, что на Ровенщине. Здесь карательные отряды СС не без помощи польской полиции учинили кровавую расправу над мирным украинским населением. Было замучено и расстреляно 615 ни в чем не виновных крестьян. Уцелело только 70 жителей села. По свидетельству многих опрошенных удалось выяснить причины ужасного погрома. Оказалось, что «вина» украинцев заключалась в том, что они приняли в свои семьи бывших пленных советской армии – восточных украинцев.
Кстати, не только немцы и АК открыто выступали против местного украинского населения. В 1942 году на Полесье и Волынь отправились специальные отделы красных партизан, которые были предназначены для борьбы с немцами и УПА, в рядах которых было немало польских коммунистов.
Видплатни акции не заставили себя ждать. УПА решила деполонізувати Западную Украину, в частности Волынь. Полякам было рекомендовано за 48 часов выбраться за Буг или Сян. С того времени и начинается украинско-польская война на Волыни.
Апогей противостояния пришелся на июль 1943 года. Польские источники зафиксировали, что в это время произошло близкие�� 300 антипольских акций. Большинство из них затронули прежде всего Сарнський, Костопольский, Ровенский и Здолбуновский уезды. Видплатни акции происходили в Дубенском и Луцком уездах. В июле-августе поедем на Гороховский, Ковельский и Владимирский. В августе – Любинский.
Это, без сомнения, свидетельствует о плановый характер действий украинских националистов и их попытки отжать поляков за исторические пределы украинско-польской границы.
Очевидно, что и поляки не сидели сложа руки. В течение 1943 года на территории Волыни действовало свыше 100 польских организаций самообороны. В частности, польские базы сопротивления действовали в поселениях Пшебраже Луцкого уезда, Гута Степанская и Старая Гута Костопольского уезда. Барская Долина Дубенского уезда, Засмики Ковельского уезда, Белин Владимирского уезда и другие. Большинство из них не выдерживали давления УПА и были уничтожены. Только в конце 1943 года натиск отрядов УПА было приостановлено.
Здесь также следует вспомнить, что, ища возможность отомстить украинцам, немало поляков вступали в ряды советских партизан. На Волыни 7 тысяч поляков находился в составе различных «красных» партизанских групп. Это также подливало масла в огонь, поскольку советские войска и считались врагом №1 для бойцов УПА и мирного украинского населения.
Итак, Украина имеет все основания в диалоге с польской стороной добиваться учета таких принципиальных аспектов:
1. Боевые действия украинской стороны, в частности ОУН и УПА имели только одну цель – освободить территорию Волыни от оккупационных сил, среди которых поляки, в частности Армия Крайова, считали Волынь частью Польши.
2. Следует упомянуть, что, поляки тесно сотрудничали с коммунистами и красными партизанами, которые считались для ОУН и УПА главным врагом, и это только усиливало украинско-польское вооруженное противостояние.
3. Видплатни акции ОУН и УПА не распространялись на традиционные польские территории.
И самое главное, ОУН и УПА признаны и защищены украинским законом, а следовательно Украинское государство не позволит никому порочить их честь и достоинство.
Украинско-польские взаимоотношения в XXI веке имеют много положительных страниц, в том числе относительно оценок событий на Волыни в 1943 году. Напомню фрагмент совместного заявления парламентов Украины и Польши пятилетней давности: «В истории Европы есть много примеров национальной вражды, войн, крови, жестокости. Но одновременно есть примеры объединения и взаимопонимания народов, которые хотели и смогли преодолеть даже самое сложное прошлое. Моральным долгом тех, совесть которых и в дальнейшем трогает трагедия 60-летней давности, является призыв к объединению наших народов во имя будущего, во имя общей цели. Пусть умение простить станет фундаментом лучшего будущего, добрососедства и украинско-польской дружбы».
Как говорится: ни добавить, ни отнять.
Богдан Червак – председатель ОУН
сайт “Радио Свобода”