Тарас Бульба-Боровец – наш современник. К 108-й годовщине со дня рождения основателя УПА

 Тарас Бульба-Боровец – наш современник. К 108-й годовщине со дня рождения основателя УПА

Даже в ряду наших будничных дел Тарас Бульба-Боровец представляет нам образец того, как не остаться вечно вчерашним. Не имея даже начального образования, ибо нищета не позволили ее получить, он благодаря самообразованию превзошел многих не только своих современников, но и наших.
За десять лет работы в гранитном карьере, получил специальность мастера каменотеса, а еще через несколько лет стал владельцем карьеру, у которого надгробную плиту на могилу матери в Вильнюсе заказывал польский премьер-министр Юзеф Пилсудского. Кроме того, Тарас Бульба-Боровец благодаря работе над расширением своего мировоззрения, глубокому анализу исторических процессов стал прекрасным знатоком украинской истории, блестящим публицистом и даже футурологом.
Вы давно читали фельетоны, памфлеты наших светочей журналистики? Думаю, что не ошибусь, когда скажу, что за долгую свою творческую жизнь некоторые из них не написал ни одного. А вы прочитайте письма Боровца под псевдонимом Гавриил Обруч до Сталина или Гитлера и увидите, как автор умело перевоплощается в простого полищука и как тонко с крестьянской непосредственностью и с едким сарказмом высмеивает диктаторов. Или познакомьтесь хотя бы с его дальновидной статьей начале 1947 года «Демократия в плену», где он кричит на все заставки: «Мировая демократия, вместо того, чтобы решительно отнестись против явной агрессии, прячет голову в песок, выставляя целый мир на безнаказанное хозяйствования в нем компартии и Советской России.
Ибо чем, как не этой страусівською стратегией, можно объяснить все капітуляційні шаги демократического мира последних военных и послевоенных лет в отношение к этой новой Российской империи?… мировая демократия не замечает, что пропаганда и явно агрессивная политика СССР планово и последовательно подрывает и компрометирует даже ее престиж и авторитет? Почему же мировая демократия, имея в руках такие “козыри”, как ОН (Объединенные Нации – И.А.) и – абсолютное материально-техническое превосходство над СССР, не заставит того мирового “Махно” респектовать настоящий правопорядок мира? Почему она перед ним сгибает позвоночник, а не поставит дело ребром? Ответ на это может быть одна: потому, что вся демократия находится в идеологически-психологическом плену Советской России. Одна ее часть явно боится, вторая – явно симпатизирует коммунизму, третья – относится ко всему совершенно равнодушно. А вся демократия вкупе действует в пользу Сталина». Не про наше время здесь речь? Среди исторических трудов известны его «Кредо революции», «Вооруженная борьба (1917-1950)», которые увидели свет отдельными брошюрами в 1946 и 1951 годах. А кому надо рекомендовать его капитальный труд, которым зачитываются тысячи любителей истории, «Армия без государства».
Тарас Бульба-Боровец – один из немногих наших деятелей, который любил Украину до глубины кармана. Донесения польской полиции пестрят сообщениями о том, что он распространяет историю Украины, произведения украинских писателей на Полесье. Оуновца Геннадия Янкевича, с которым находился в концлагере Береза Картузская, устроил в своей фирме на работу, финансировал его обучение, а жена еще и ухаживала за мужем, когда у того обострились приобретенные в концлагере болезни. Боровец спонсировал строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Карпиловка Рокитнянского района на Ровенщине, не говоря уже о различные патриотические акции, поездки, доставки материалов о голодоморе в Украине для Государственного центра УНР в изгнании и передачу их в Лигу наций. Этому бы стоило поучиться нашим чиновникам, которые, по сообщениям интернет-изданий, празднуют в военное время увеличения своих накоплений, пересечение миллиардной денежной планки, но о выделении из этих прибылей некой частицы воинам-калекам, что собственной жизнью жертвовали, чтобы то богатство приплыло к ним в руки, не заикаются.
Сейчас, когда идет война, нам, думаю, важным является урок Бульбы-Боровца беречь каждую нашу душу. Что он для этого делал? Планировал неожиданные нападения на врага малыми силами, настаивал на том, чтобы не увязываться в затяжные бои особенно по инициативе противника, быстро исчезать с места сделки. Такая тактика имела название «из-под земли и под землю». Акции против оккупантов проводить так, чтобы от этого не пострадало мирное население. В какой-то степени этот опыт, на мой взгляд, использовали на ныне оккупированной части Луганской и Донецкой областей партизанские отряды «Тени» и «Улитка». К сожалению, для такого большого региона этого очень мало.
Бульба-Боровец подает пример решения проблем с пленными собратьями. Его недруги, правда, подают это в искаженном свете. Мол, видите, с бутлем сивухи ушел к красным договариваться о перемирии. А то, что на этих переговорах были спасены жизни двум священникам Павлу Травці из села Балашівка и Сергею Попрузі из городка Березно – молчок. А то, что за время перемирия удалось нарастить количественно повстанческие формирования, провести ряд семинаров – тоже ни слова.
Сейчас наши военные командующие стоят перед проблемой, которую пришлось решать полесском атаману во время Второй мировой войны. Как быть с партийными военными формированиями? Бульба-Боровец стоял на позиции: все должны быть подчинены украинскому правительству. Но поскольку на то время украинское правительство не имел возможности действовать, принимать решения, ведь находился под немецким наблюдением, поэтому атаман предложил создать Революционную совет из представителей различных политических течений, которая бы производила согласованную политическую линию, руководила вооруженными акциями единой вооруженной силы – УПА. Реализовать этой идеи атаману не удалось. Но сейчас, похоже, эта идея в нашем государстве реализуется успешно. Добровольческие батальоны различных политических партий подчиняются Верховному главнокомандованию.
Еще одна проблема нас подстерегает на пути утверждения государственности. Как быть с тем национальным меньшинством, действия отдельных представителей которой являются враждебными для нашего государства? Эту проблему также пришлось решать Тарасу Бульбе-Боровцу. Имею в виду польскую. Во время войны представители польского меньшинства также занимали неукраинскую позицию, убирая оккупантам. Встал выбор: открывать третий после антинемецкого и антисовєтського фронт или вести борьбу против каждого польского преступника отдельно? Бульба выбрал второй вариант. Он считал, что строить государство на истреблении национального меньшинства нельзя. Ба больше, Боровец не дал разгореться гражданской войне на Полесье, когда УПА под руководством ОУН (Бандеры) оружейно решило подчинить его отделы. Он дал приказ всячески избегать вооруженных столкновений: у братьев не стрелять!
Несмотря на казнь бандеровцами его жены, он не прибегал к кровной мести. Кто-то может считать эти поступки его слабостью, а, например, американский исследователь украинского национализма Джон Армстронг, который лично общался с атаманом, говорит, что «с христианской точки зрения, его сопротивление (атамана –И.А.) был образцовый, но сопротивление ограниченного типа сложно было поступать в условиях тотальной войны».
Словом, верность Тараса Бульбы-Боровца принципам, по которым общественное, партийное – выше личного, государственное – выше общественного, партийного, а Божественная истина – выше государственного,- подняла его над временем.
Иван Ольховский