Тюрьмы Украины и COVID-19. Эпидемия побуждает к решению нескольких проблем

 Тюрьмы Украины и COVID-19. Эпидемия побуждает к решению нескольких проблем
(Рубрика «Точка зрения») Константин Шокало АУЭ: Амнистия. Украина. Эпидемия

Эпидемия COVID-19 и введения карантина в Украине коснулись не только рядовых граждан, но и тех, кто находится в местах лишения свободы. Это, в первую очередь, касается заключенных и сотрудников уголовно-исполнительных служб. Реализация и защита их прав и свобод в любом случае должно полностью обеспечивать государство.

Во время распространения эпидемии места лишения свободы стали особенно опасными для здоровья людей. Это было выявлено в рамках исследования The Marshall Project. Казалось, что США имеет высокий уровень обеспечения тюрем всеми необходимыми условиями качественного функционирования. Но там ситуация с заключенными все же стала критической: более 25 тысяч больных на коронавирус заключенных по всей стране, и эта цифра растет ежедневно. COVID-19 в местах лишения свободы

Сейчас информация о количестве инфицированных коронавірусною болезнью в местах лишения свободы в Украине неполная. Точно известно, что инфицированными были несколько заключенных и несколько сотрудников пенитенциарных учреждений, которых отправили на самоизоляцию. Такие данные предоставила уполномоченная Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисова на своей официальной странице в социальной сети «Фейсбук».

Так, в ночь на 25 апреля в Черновицком СИЗО приняли новоприбывшего заключенного с подтвержденным диагнозом COVID-19. Заключенные, уже содержались в учреждении, начали высказывать свое негодование по этому поводу, осуществлять призывы к неповиновению и барикадуватися. Некоторые из них даже нанесли себе телесные повреждения в знак протеста.

Ситуация была урегулирована администрацией пенитенциарного учреждения, но она показала проблему с удержанием граждан в тюрьмах во время карантина. Такой «бунт» может быть не последним, если государство не скорректирует свою политику в отношении заключенных.

На самом деле эпидемия коронавирус вынесла на повестку дня более давние и глубокие проблемы. Это и количество заключенных и условия их содержания в местах лишения свободы, состояние учреждений здравоохранения и обеспечения прав заключенных. Может, амністуємо?

По последним данным, в тюрьмах Украины сейчас находится 52 973 человек. Украина входит в топ-10 стран с наибольшим количеством заключенных в тюрьмах. Это означает, что есть существенный риск быстрого распространения болезни в местах лишения свободы. Государству будет достаточно сложно изолировать таких лиц и обеспечить все необходимые карантинные условия.

Сейчас в Украине продолжается второй этап «тюремной» реформы, которого предполагается заменить ограничение свободы для отдельных правонарушителей на пробацию. «Пробаційний надзор – это когда человек вместо того, чтобы попасть в тюрьму, попадает под контроль органа пробации. Он несет определенные обязательства – например, устроиться на работу, пройти лечение, пройти обучение. Иногда за его перемещениями будет следить электронный мониторинг», – отметил министр юстиции Денис Малюська.

Такой надзор уже существует в нашем государстве и применен к 61 тисяці людей, которые отбывают наказание в обществе без лишения свободы. Малюська предлагает расширить этот вид отбывания наказания.

По словам директора Государственного учреждения «Центр пробации» А. Янчука: «Мировая практика свидетельствует, что соотношение между заключенными и лицами, которые находятся на пробации, должно составлять один к трем. То есть, все равно в учреждениях должно быть намного меньше людей. Лица, которые не совершали преступлений, которые несут прямую опасность жизни и здоровью других людей, не должны попадать в места лишения свободы. К ним должны применять иные меры уголовного правового воздействия. Они должны находиться на пробации».

В условиях карантина Франция, Иран, Канада, США и ряд других стран объявили амнистию части своих узников. Речь идет не только об освобождении лиц из тюрем, а также об освобождении под залог, условно-досрочное освобождение, отложение рассмотрения судами дел за незначительные преступления и тому подобное. Такие действия власти способствовали обеспечению безопасности заключенных и сотрудников пенитенциарных учреждений от возможных рисков распространения коронавірусної болезни.

В украинских реалиях противодействие эпидемии может запустить позитивный механизм, который позволит улучшить ситуацию в местах лишения свободы. Под этим механизмом следует понимать амнистию определенной части заключенных, условно-досрочное освобождение (УДО) и применения к ним пробаційного надзора.

В условиях всеобщей опасности правильные решения и действия власти в этой сфере являются крайне необходимыми. Использование механизма амнистии, УДО и пробации предоставит государству возможность не только оградить от болезни тех, кто находится в тюрьмах, но и решить другие долговременные проблемы. Так, это позволит: обеспечить демократические принципы в процедуре осуществления наказания за совершение преступлений сократить количество заключенных и разгрузить пенитенциарную систему сократить количество уголовно-исполнительных учреждений и их сотрудников перераспределить финансирование таким образом, чтобы обеспечить более качественные условия отбывания наказания заключенными и достойные заработные платы работников уголовно-исполнительных учреждений существенно уменьшить общие расходы на функционирование пенитенциарной системы. Что предлагает Кабмин?

Хоть и с опозданием, но правительство все же начал своеобразное решение проблемы с возможным распространением коронавирус в местах лишения свободы. 27 апреля премьер-министр Денис Шмигаль инициировал два законопроекты в сфере функционирования пенитенциарной системы. Один касается амнистии осужденных в условиях распространения болезни COVID-19, другой – внесение изменений дв некоторые законодательные акты относительно предотвращения COVID-19 в учреждениях исполнения наказаний и местах предварительного заключения.

Попытка исполнительной власти амнистировать часть заключенных, применить условно-досрочное освобождение или перевести их под пробаційний надзор достаточно позитивная. Общая цель обеих законопроєктів заключается в защите заключенных и сотрудников уголовно-исполнительных служб от распространения коронавірусної болезни. Но опосредованно они также могут подкреплять «тюремную» реформу и способствовать повышению эффективности пенитенциарной системы.

Несмотря на этот позитив, предложенные в проєктах законов определение того, как и кого стоит амнистировать или кому можно предоставить возможность УДО, вызывают сомнения. Речь идет о несогласованности правовых норм этих законопроєктів и неясность в отношении УДО тех заключенных, которые совершили тяжкие или особо тяжкие преступления и отбыли значительную часть срока своего наказания.

Конечно, решение в отношении таких лиц будут отличаться в зависимости от каждого конкретного дела, но комплексно опасности будут преобладать над выгодами условно-досрочного освобождения этих заключенных или их амнистии. Чтобы минимизировать риски и опасности для общества, законопроекты должны быть доработанными.

При любых обстоятельствах власть не должна допустить УДО или амнистию люди, которые совершили преступления, которые несли прямую опасность жизни и здоровью других людей. Речь идет именно о те тяжкие или особо тяжкие преступления, которые, прежде всего, отсутствуют в статье 4 ЗУ «О применении амнистии в Украине».

Например, преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности (ст. 152-156 УК); мошенничество, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой (ст. 190 УК); доведение до самоубийства (ст. 120 УК); вымогательство, причинившее имущественный ущерб в особо крупных размерах (ст. 189 УКУ) и другие.

Милосердие в отношении таких лиц может привести к негативным и неотвратимым последствиям. Государство может быть фактически несостоятельной ресоціалізувати этих заключенных, противодействовать массовому рецидива очень опасных преступлений или повлиять на радикалізовану реакцию общества.

Существует реальная возможность условно-досрочного освобождения преступников, которые несли прямую опасность жизни и здоровью других людей. Оно сильно отличается от амнистии, УДО и пробации других заключенных, что причинили намного меньше вредит обществу. Именно на последних должна быть направлена государственная политика «тюремного» реформирования. Она позволит провести ряд выше указанных мероприятий, обеспечивающих надлежащее и качественное функционирование уголовно-исполнительной системы Украины.

В условиях эпидемии COVID-19 применение амнистии, УДО и пробации является эффективным механизмом защиты тех граждан, находящихся в местах лишения свободы. Кроме этого, такая государственная политика позволит улучшить и другие негативные аспекты функционирования тюрем.

Для этого властью должны быть установлены четкие условия и способы досрочного освобождения из тюрем, категории действительно безопасных для общества заключенных и обязательные меры их ресоциализации. Так, это поможет свести к минимуму рецидив преступлений, снимет беспокойство общества и повысит эффективность и результативность пенитенциарной системы.

Константин Шокало – аналитик Центра совместных действий Тюремные проблемы. Давние дела пожизненно заключенных и рудимент советского прошлого