Украинская Церковь - Единая и Поместная (Путь достижения, который видит капеллан ПС)

Украинская Церковь - Единая и Поместная (Путь достижения, который видит капеллан ПС)
Конфессиональное разделение в Украине на протяжении многих веков остается большой раной на теле Церкви Христовой. Такой неутешительный положение вещей в духовной области почти в совершенстве отражает реальное состояние украинского общества, или как говорил митрополит Андрей Шептицкий "нашего дома". Почему так произошло, что религия, которая проповедует любовь и единство, стала одним из важнейших факторов раздора в наших общинах по селам и городам? Или такое состояние раздробленности является естественным для Украинской церкви? И, наконец, каким образом можно отыскать модель единства христиан Украины, которую приняли бы все конфессии?
Исходной точкой поиска истины в ее историческом контексте выглядит сама собой разумеющейся дата 988 года — крещение Руси князем Владимиром. Минуя ряд интересных, и все же не слишком важным вопросам пов'связанных с этой датой, можно однозначно утверждать: факт крещения состоялся по инициативе руководства народа русов, а именно их князя и бояр; модель, которую приняла Русская Церковь рядом с византийской обрядности и богослов'ям, на то время включала в себя каноническое единство и общение со всеми церквами христианского мира, в том числе Римским Апостольским престолом. Русская митрополия пользовалась долгое время достаточно широкой автономией и самоуправністю. Это должно быть основанием для развития и утверждение ее как патриархальной церкви, согласно традиции христианского Востока. Внешние недоброжелательные воздействия, как правило основанные на межнациональной предубежденности, и вялость и безразличие местных элит, каждый раз приводили Русскую Церковь к печальным последствиям — расколов. Первый такой и тяжелый разделение произошло в 1458 году, когда некий никем не признан митрополит Иоанн объявляет себя "митрополитом Московским". С того времени начинает свое существование, замешанное на лжи и подступе, такая организация как "Московская церковь", абсолютно игнорируя все призывы к единству и каноничности. Более того, эта организация, опять-таки теми же наглыми методами, в 1589 году начинает именовать себя "в украине", а в 1685 году и вовсе теряет смысл, "присоединяя" к себе Киевскую матірню церковь, из лона которой она же сама вышла.
Таким образом, "казенное московское православие" с его интригами и филиалом УПЦ МП, было, есть, и наверное еще некоторое время будет главной причиной разногласий и межконфессионального разделения в Украинской Церкви.
Именно как реакция на это московское инородное тело, которое паразитирует веками на организме нашего народа, как хоть какая-то возможность сохранить собственную идентичность и духовность под давлением польских и московских угнетателей, в разные периоды утверждают свое существование такие конфессии, как Украинская Греко-Католическая Церковь в 1596 году; Украинская Автокефальная Православная Церковь в 1918 году, которую неоднократно уничтожала российская оккупационная машина, и все же она окончательно была восстановлена в 1990 году, хотя впоследствии, опять-таки, разделилась на два лагеря; и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата с 1992 года, которая прошла сложный путь восстановления нашей христианской самобытности. Это короткий ответ на вопрос "почему?".
Такое положение вещей может быть естественным для украинского христианства? Однозначно нет! Эта боль от разделения испытывает каждая из конфессий. Поэтому все церкви Владимирова крещения, по крайней мере, официально декларируют желание об'объединяться, хотя видимых шагов в этом направлении очень мало.
Какие конкретные действия могли бы привести к полному единству Украинской Церкви, единой и поместной? Здесь бесполезно искать какие-то особые канонические аспекты, поскольку реально дели происходили не по этому критерию, а по критерию властолюбия, эгоизма и лжи. То есть греха. Поэтому единственным путем об'единение детей Церкви Киевской традиции в правдивую Украинскую Церковь есть лишь путь духовного совершенствования, более глубокого взаимопознания и действия. Первым шагом, по сути уже сделанным всеми конфессиями, кроме УПЦ МП, было взаимное признание вины и прощения. Дальше должен был бы идти шаг практического изучения всего огромного багажа духовных и обрядовых достижений и сближения в процессе его изучения. И окончательным решающим шагом должен стать решительный акт свершения единым сердцем и устами святого таинства Тела и Крови Христовой всеми украинцами-христианами, по определению папы Иоанна Павла II: "православными по вере и католическими (вселенскими) в любви".
Наверное, много мудрецов посмеются из выше написанного и отбросят в сторону, как простоватый дилетантский подход, рассказывая, что не все так просто, что каноничность и общение предусматривают еще кучу бесполезных и бесплодных заседаний прерозумних комиссий и кипы никому не нужных деклараций и воззваний, над которыми должны поработать полки суперспеціалістів, которые наверное еще и не родились.
И все же! Единство - это в первую очередь волевое, а не интеллектуальное или мистический акт. Поэтому, вспоминая слова нашего Спасителя, о том, что "Царство Божие берется силой" должны созреть до их понимания и воплощения. Потому что в душе каждого украинца-христианина, живет и всегда будет жить образ истинной Христовой Церкви со всей повнотої Святых Таинств, со Святым Писанием и богослужением на родном языке, с близкими сердцу обычаями, с иерархией слуг Божьих, с духом полным жертвенностью, взаимодействием, миром, любовь'ю. Именно это является той вічноживою действительностью "и мертвых, и живых, и ненарождених" Божьих детей, которым он соизволил дарить замечательный Украинский край, тропинка из которого ведет прямо до самого рая.
Однако она - узкая и тернистая…