Ретро Донецк. Знаковые места со времен появления и сегодня (ФОТО)

 Ретро Донецк. Знаковые места со времен появления и сегодня (ФОТО)


Во времена карантина тянет к философствованию, обобщений и ностальгии. Мы предлагаем вам пройтись по современным Донецком и сравнить – как изменились его здания-символы со времен их появления и до сегодня.

Театр оперы и балета, 1943 год. Открытый за два месяца до нападения Германии на Советский союз, построенный в «классическом стиле» одесским архитектором Людвигу Котовским. Также Котовский построил в Сталино – так в те годы назывался Донецк – филармонию и дом центрального горисполкома города, Ворошиловский. На фото после строительства прошло всего два года. Уже 1 января 1942 года нацисты, захватив город, организовали здесь премьеру «Запорожца за Дунаем» Гулака-Артемовского благодаря артистам и техническому персоналу, которые остались в оккупации. Летом 1943-го года стал называться «Фронтовой оперой» – FRONT OPER Stalino.

Стал любимым местом моциона дончан, ведь удобно окруженный центральными улицами города – бульвару Пушкина и улицей Артема – на Театральном проспекте. Нет высоток, много пространства. Именно здесь начал карьеру Вадим Писарев и создал свою балетную школу и проводил фестиваль «Звезды мирового балета». В сентябре 2012-го стал «Донбасс Оперой», главным оперным площадкой региона. Рядом с ним (не в кадре, справа) стоит памятник украинскому тенору Анатолию Соловьяненко с позолотой, за сліпучість которого его горожане активно критиковали. Группировки «ДНР» использует «Донбасс-Опере» в качестве зала для «торжественных собраний» («инаугурация» Захарченко и Пушиліна, похороны «Моторолы»), впрочем, стараясь поддерживать его в работе «по профилю».



Донецкий драматический театр, вид из дворов, 1962 год. На фото здания театра всего год (в кадре – почти ровесник здания театра, первый «Запорожец» ЗАЗ-965). Строился он почти десять лет, до того донецкий драмтеатр ютился в помещении донецкой оперы, как «бедный родственник».

При независимой Украины слева на кадре появился элитный ресторан Golden Lion, в котором отдыхали «сливки» донецкого мира. Также в 2005-м году здание реконструировали, перед ним разбили сквер, а на фронтоне поставили бронзовую статую Мельпомены весом тонну скульптора Юрия Балдина (одного из авторов другого символа Донецка – монумента Освободителям Донбасса). Интересно, что постамент для фигуры (которой – в документах не сохранилось) было построено еще при строительстве театра, но ни одной скульптуры не поставили – через борьбу с «излишествами в строительстве», внезапно разгорелась. Мельпомена в Донецке нетрадиционная, без маски или меча, зато с лавровой ветвью в руках. За оккупации российскими группировками театр отказался от прилагательного «украинский» в названии, но продолжил работу.



Гастроном «Москва», 1940 год. В кадре слева здании, построенном классиком советского конструктивизма и автором московского Дома культуры имени Зуева Ильей Голосовым, всего три года. Собственно, то, что этот образец конструктивизма со сталинским шиком (облицьованний искусственным мрамором) появился в разгар сталинского террора, доказывает и «воронок», который попал в кадр. Это первый гастроном Донецка, дончане так и говорили – пойду в «гастроном» или в «первый» (подразумевалось, что и за порядком, и по ассортименту). Собственно, «Москвой» он стал только при Хрущеве в 1960-х, когда гастрономов в Донецке стало больше. На крыше тогда еще функционировал одноименный ресторан с открытой крышей, из которого было видно террикони и заводские трубы и все еще мало застроен город. Летом и улицы вокруг гастронома обставляли столиками, где донеччані с удовольствием отдыхали, как в европейских городах. Впоследствии фешенебельный ресторан на террасе перестроили под третий этаж.

В нулевых «олдовий» советский гастроном «Москва» с многочисленными отделами, продавщицами и ручной фасовкой товара закрылся, его начали сдавать в аренду по частям. Здесь торговали, например, секонд-хендом, а перед войной здание бывшего гастронома «оккупировал» бренд одежды Terranova. В 2016-м группировки «ДНР» снова обустроило там супермаркет, изменив его имидж с элитного на «народный» (как и указано на баннере). Современный вид «Москвы» также невыгодно отличается от сталинского визуальным грязью от рекламных растяжек и билбордов (которые, собственно, пустуют даже здесь, в центре города), присущим почти всем украинский городам.



Кинотеатр имени Тараса Шевченко, 1962 год – старейший кинотеатр города (как «Жовтень» в Киеве). Также на момент строительства считался первым многозальным кинотеатром в СССР. Построен в 1939 году, за что и получил свое название: в 1938-м компартия объявила акцию о присвоении всем новым зданиям имени поэта в честь 125-летия со дня его рождения. Власти Сталино, что как раз заканчивала здание, выбора не оставалось.

После реконструкции 1968 года мог похвастаться двумя стильными большими залами – «Рубиновым» и «Малахитовым» (с соответствующими цветами кресел). Перед войной на Донбассе в просторном здании поселились казино «Третий Рим», боулинг на ночной клуб «Чикаго» (единственный большой клуб в центре города), а статус главного киноплощадки города несколько пошатнул реконструирован в начале нулевых и технически «навороченный» «Кинопалац Звездочка». До сих пор в холле кинотеатра удивляет необычный памятник Шевченко, который полулежа приветствует каждого киномана.



Дворец детского и юношеского творчества, 1910 год. Пожалуй, одна из старейших построек города в стиле неоклассицизма со строгими ионическими колоннами, настоящая старая Юзовка. Считается, что был построен�� в 1899 году. На черно-белом кадре это еще Юзовское отделение Санкт-Перербурзького международного коммерческого банка (стиль здания – дань духу Петербурга). После революции здесь располагались различные учебные заведения (химического направления) – вплоть до 1949 года, когда ему достроили третий этаж (в совсем другом стиле социалистического конструктивизма), украсили идеологизированными барельефами из жизни советских школьников и назвали Дворцом пионеров имени Максима Горького.

Всевозможные кружки, секции и развлечения для детей здесь существовали до начала 1980-х годов, пока детям города, который быстро разрастался, здесь не стало тесновато. В 1982 году Дворец переехал в более просторное здание на берегу донецкой реки Кальмиус. Внутри сохранилась плитка на полу времен строительства производства Славянского керамического завода, а также дореволюционные лестницы на второй этаж. ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ

(Радио Донбасс.Реалии работает по обе стороны линии разграничения. Если вы живете в ОРДЛО и хотите поделиться своей историей – пишите нам на почту Donbas_Radio@rferl.org в фейсбук или звоните на автоответчик 0800300403 (бесплатно). Ваше имя не будет раскрыто).