Права и свободы украинцев в чрезвычайной ситуации

 Права и свободы украинцев в чрезвычайной ситуации


Введены в Украине карантинные мероприятия иногда являются более строгими, чем предусматривает режим чрезвычайной ситуации, объявленный правительством. Кроме того, практически невозможно оценить соответствие объявленного особого правового режима данной ситуации, поскольку в Украине пока нет четкого механизма определения усеет количества зараженных и больных на коронавирус. Об этом заявляют юристы, в которых Радио Свобода поинтересовалось, на сколько чрезвычайная ситуация и карантин угрожают сужением прав и свобод граждан.

Сейчас о сужении основных свобод граждан Украины, определенных Конституцией, речь не идет. Чрезвычайная ситуация лишь возлагает на граждан дополнительные обязательства, такие как информирование ответственных органов в случае подозрения заражения коронавирусом и использования индивидуальных средств защиты.

Вместе с тем, отдельные ограничения, которые касаются перемещения, или которые коснулись работы предпринимателей, не вписываются в нормы Кодекса гражданской защиты Украины, который определяет правовой режим на время чрезвычайной ситуации. Об этом в комментарии для Радио Свобода говорит юридический советник Тгапѕрагепсу International Украина Максим Костецкий. Следовательно, по словам юриста, по завершении карантина ряд действий власти может быть оспорена в судебном порядке. Если говорить об ограничении передвижения, проверку автомобилей, то государству это будет трудно реализовать в условиях чрезвычайной ситуации Максим Костецкий

«Но в условиях пандемии люди понимают оправданность таких мер. Если говорить об ограничении передвижения, проверку автомобилей, то государству это будет трудно реализовать в условиях чрезвычайной ситуации и придется говорить о введении чрезвычайного положения. Сейчас власть должна определенным образом связаны руки. Впрочем, уровень доверия к органам правопорядка в Украине критически низкий. Поэтому столь жесткая оппозиция к возможности введения чрезвычайного положения в силу того, что возможности злоупотреблений со стороны органов власти возрастают в разы. Контроля не будет никакого, потому что даже массовые протестные мероприятия проводить будет невозможно», – добавляет юрист.

Решение о введении чрезвычайного положения, который дал властям законное право на ряд ограничений для граждан, должно приниматься на основании конкретных цифр о масштабах распространения вируса в стране и их анализа. Сейчас же таких аргументов у власти нет, а значит и в введены чрезвычайного положения нет необходимости, замечает Максим Костецкий. Уравнение со многими неизвестными

Часть введенных правительством мер для борьбы с пандемией не вписываются не только в нормы Кодекса о гражданская защита, но и в нормах других законов. Так, предложенное принудительном привлечении больных к лечению коронавирус не соответствует украинскому законодательству. Заставить к лечению может только суд. На этом подчеркивает в разговоре с Радио Свобода правозащитник, председатель правления Украинского хельсинского союза Александр Павличенко.

Он также добавляет, что слежка за перемещениями носителей вируса, установление контактов, распространение этой информации и информации о ходе их болезни часто нарушает как минимум закон о защите персональных данных. Сейчас мы видим, что сочетаются законные и не очень законные методы преодоления коронавирус, и надежду, что это поможет установить более жесткий барьер Александр Павличенко

«Сейчас мы видим, что сочетаются законные и не очень законные методы преодоления коронавирус, и надежду, что это поможет установить более жесткий барьер на карантинном уровне борьбы с пандемией. Тем более, что у нас нет четкого механизма определения всех больных на коронавирус. Даже лица, которые сообщают, что у них есть подозрение, что они могут быть зараженными, предлагают подождать пока будет диагноз. Здесь есть большая проблема с определением масштабов распространения, количества больных и носителей. Это одна из самых существенных проблем. Мы не имеем реальной картины и где есть источники распространения. Это является уравнением со многими неизвестными, которое не позволяет четко определить, где пределы ограничения прав и свобод. Но в любом случае государство уже сделала отступление от обеспечения всех прав граждан», – отмечает правозащитник.

Ограничения, которые вводит власть ради преодоления пандемии, должны быть пропорциональны ситуации. Но в ситуации, которая сложилась в Украине, пропорциональность мер имеющейся проблеме оценить почти невозможно из-за неполноты данных о количестве зараженных и больных на коронавирус, считает Александр Павличенко. Законодательство не рассчитано на пандемию

Правовые коллизии связанные с пандемией коронавирус, карантином и чрезвычайной ситуацией возникают из-за того, что государство столкнулось со специфической проблемой, которую ранее не приходилось решать. Нормы чрезвычайной ситуации в законе сформированы из расчета на локальную ситуацию, которой не является пандемия. На этом в комментарии для Радио Свобода обращает внимание старший научный сотрудник Института государства и права имени Корецкого НАН Украины Николай Сирый.

В то же время, по его словам, чрезвычайное положение должно вводиться только в том случае, когда штатные системы реагирования недостаточны для преодоления угрозы. Органы власти начинают путаться. Потому что законодательные нормы рассчитаны на несколько другие обстоятельства – на реагирование на локальные события Николай Серый

«Проблема возникла в силу того, что сегодня законодательство и необычайное, и в отношении реагирования на опасности было ориентировано на то, что опасность носит локальный характер. А масштабная вирусная атака – принципиально другая. Во��а распространяется не локально, а через все общество. Обществу приходится защищаться от самого себя. Поэтому органы власти начинают путаться. Потому что законодательные нормы рассчитаны на несколько другие обстоятельства – на реагирование на локальные события в локальной местности с определенным источником опасности. Поэтому можно с уверенностью говорить, что правительство действует несколько экспромтом и пытается подобрать тот арсенал инструментов, который является наиболее адекватным для данной ситуации», – считает юрист.

Следовательно, по мнению Николая Сирого, пока нет повода беспокоиться о чрезмерном ограничении прав и свобод украинцев. В то же время он предполагает, что правительство не предпринимает достаточных мер для разъяснения ситуации, потому остается полагаться на понимание со стороны населения.

25 марта Кабинет министров ввел режим чрезвычайной ситуации на всей территории Украины и продлил карантин до 24 апреля. В правительстве также отмечают, что чрезвычайная ситуация имеет существенные отличия от чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводит Верховная Рада по представлению президента. В таком режиме государство может напрямую управлять государственными и частными компаниями, а права и свободы украинцев могут быть ограничены. При чрезвычайной ситуации государство не будет вмешиваться в управление частными компаниями и ограничивать права и свободы украинцев, уверяют в Кабинете министров Украины.



Коронавирус и Украина. Живой блог

Как распространяется коронавирусная инфекция COVID-19. Интерактивная карта обновляется каждый час

В журналистике с 1995 года. Работал региональным корреспондентом BBC-Украина. С 2008 года – парламентский корреспондент радио Эра-FM. С 2011 года – на Радио Свобода (корреспондент, редактор и ведущий программ). Основная тематика: политические события и анализ. BarkarD@rferl.org