Лишены флага: как иностранные суда наказывают за заходы в порты Крыма

 Лишены флага: как иностранные суда наказывают за заходы в порты Крыма


Иностранные суда, которые заходили в закрытые порты Крыма, исключают из Регистра судоходства и лишают права ходить под флагами некоторых государств. Чем рискует судно без флага, как скрывают захода в крымские порты и как Украина реагирует на нарушения своих границ, читайте в материале Крым.Реалии.

Заместитель постоянного представителя Украины при Международной морской организации (IMO) Виталий Мошковский обнародовал информацию о том, что с 2017 года одиннадцать государств, включая Панаму, Монголию, Белиз, Боливию, Ливан, Палау, Сьерра-Леоне, Танзанию и Того, исключили из регистров более 50 судов за нарушение санкций и захода в порты Крыма.

Постоянное представительство Украины при IMO (посольство Украины в Великобритании) предоставило Крым.Реалии список из 53 судов, которые с 2017 года были оштрафованы и лишены права плавания под иностранным флагом после посещения Крыма.

Заместитель постоянного представителя Украины при Международной морской организации Виталий Мошковский сообщил Крым.Реалии, что посольство Украины в Великобритании регулярно реагирует на подобные факты, направляет соответствующие дипломатические ноты, а также способствовало внесению изменений о флаг судов-нарушителей в раздел «Сведения о судна и компании» глобальной интегрированной информационной системы по вопросам судоходства IMO. В начале 2020 года шесть судов после захода в порты Крыма были лишены права плавания под флагом Белиза, Боливии, Камеруна и Коморских островов

С 2017 года, по словам заместителя постпреда Украины при IMO, на основании информации, предоставленной украинской стороной, было обеспечено издание циркулярных писем морских администраций десяти стран с указаниями судам под флагом этих государств воздерживаться от захода в крымские порты. В 2018 году посольство Украины в Великобритании сообщило Морскую администрацию Танзании о незаконном использовании ее флага судами, которые ранее исключили из Регистра судоходства Танзании за заход в порты Крыма.

«Морская администрация Танзании обратилась в Секретариат IMO, который распространил информацию о перечне судов-нарушителей среди государств-членов Организации циркулярным письмом №3876», ‒ отметил Мошковский. Случаи лишения флага судна не уникальные Виталий Мошковский

По его словам, в начале 2020 года шесть судов после захода в порты Крыма были лишены права плавания под флагом Белиза, Боливии, Камеруна и Коморских островов. По информации посольства, в настоящее время информация о мероприятиях в порты Крыма иностранных судов, кроме судов под флагами России и Сирии, отсутствует.

«Случаи лишения флага судна не уникальные. В частности, известно об исключении судов из Регистру судоходства за нарушение санкционного режима в отношении Северной Кореи, установленного Советом безопасности ООН», ‒ добавил Мошковский.

По мнению Виталия Мошковского, сложность для Украины заключается в настройке на государственном уровне оперативного мониторинга заходов судов в Крыму, а также сбора доказательств, поскольку капитаны фальсифицируют документы. Капитаны судов даже закрывают тряпками название судна, номер IMO и порт приписки Виталий Мошковский

«В последнее время мы фиксируем, что капитаны судов даже закрывают тряпками название судна, номер IMO и порт приписки, чтобы предотвратить идентификации судна на случайных фотографиях, которые иногда появляются в социальных сетях во время пребывания судна-нарушителя в закрытых портах Крыма», ‒ говорит Мошковский. «Судно без флага вызывает лишние подозрения»

Президент Коллегии юристов морского права Украины, адвокат Денис Робомізо пояснил Крым.Реалии процедуру регистрации судов и предоставления им права ходить под флагом той или иной страны. Государство флага может исключить судно за нарушение стандартов или правил Денис Робомізо

«Государство регистрирует под своим флагом судна, если они отвечают определенным критериям. Большинство касается технического оснащения, соответствия международным стандартам, возраста ‒ например, некоторые государства не регистрируют судна возрастом свыше 30-50 лет (если речь идет о крупнотоннажный флот). Государство флага (страна, осуществляющая контроль над морскими судами, которые ходят под ее флагом ‒ ред.) устанавливает определенные требования и может исключить судно за нарушение тех или иных стандартов или правил», ‒ сказал он.

Денис Робомізо отметил, что после исключения из регистра судовладельцы вынуждены искать возможность зарегистрироваться под другим флагом, что может приводить к определенным неудобствам и затратам. Если судно ходит без флага, оно вызывает лишние подозрения Денис Робомізо

«Если судно ходит без флага, оно вызывает лишние подозрения, проверки со стороны государства порта. Государство флага контролирует все, что находится на борту судна, а государство порта контролирует те порты, куда заходит судно. Когда судно заходит без флага, его могут проверять по всем нормам, возникнут дополнительные задержки. Для судовладельца это чревато дополнительными финансовыми затратами ‒ я бы сказал, небольшими. Время изменить флаг не стоит больших усилий, но могут быть определенные расходы: нарушение договоров перевозки грузов, пассажиров», ‒ пояснил председатель Коллегии юристов морского права Украины. Как меняют флаги

По словам Виталия Мошковского, некоторые судна несколько раз были лишены флага через мероприятия в аннексирован Крым, но их продолжали ловить на подобных действиях. Эти суда-рекордсмены четко осознают все риски незаконного захода в закрытые порты Крыма Виталий Мошковский

Например, сухогруз Antalya (IMO: 7615232), ранее назывался Jawdat M, четыре раза лишали флагов: Танзании (27 декабря 2017 года), Палау (31 августа 2018 года), Того (1 июля 2019 года) и Камеруна (28 февраля 2020 года).

«Фактически эти суда-рекордсмены четко осознают все риски незаконного захода в закрытые порты Крыма и получают наказание в виде штрафов и лишения флага каждые пол года. Потом они три месяца получают новый флаг и начинают все с начала. И так ‒ четыре раза», ‒ рассказал он.

Крым.Реалии нашли информацию о некоторые судна, которые меняли флаги после захода в крымские порты.

Сухогруз Bellatrix (IMO: 8230405) 21 февраля исключили из регистров Боливии за нарушение санкций и запад к портам Крыма. В открытых реестрах судно пока, как и раньше, отображается с флагом Боливии. Сейчас сухогруз находится на якорной стоянке порта Аль-Хумс (Ливия). В декабре 2016 года Bellatrix сел на мель в Азовском море, как утверждалось, при выходе из российского порта Ейск.

Сухогруз Pawell (IMO: 8315499) 3 февраля был лишен права ходить под флагом Камеруна через мероприятия в закрытые порты Крыма. Однако в начале марта сухогруз был снова замечен у берегов Крыма. Теперь судно ходит под флагом Сирии, сейчас оно находится в турецком порту Самсун.

Несмотря на смену флага или названия, Украина отслеживает иностранные суда, осуществляющие заходы в закрытые порты Крыма. Прокурор АР Крым Игорь Поночовний рассказал Крым.Реалии, что информация о такие судозаходы фигурирует в уголовном производстве, которое прокуратура добавляет новые сведения.

«Мы контактируем с украинским представительством IMO, которое помогает нам информационно, но эта организация занимается безопасностью, правилами и нормами мореплавания и не имеет контрольных или правоохранительных функций по поводу ограничений судозаходов в закрытые порты. Это функция правоохранительных органов соответствующих государств», ‒ сказал он.

Игорь Поночовний отметил, что прокуратура сталкивается с рядом трудностей при расследовании подобных уголовных производств, среди которых ‒ отсутствие доступа к территории, сокрытие судовладельцами информации о мероприятиях в крымские порты. Есть практика сокрытия захода судов с помощью отключения системы наблюдения АИС Игр Поночовний

«Мы знаем о регулярные маршруты между Турцией и Крымом, но документально это отражается как маршрут, например, в порт Кавказ или Новороссийск. Есть практика сокрытия захода судов с помощью отключения системы наблюдения АИС. Например, мы знаем, что судно везет из Турции в Керчь ильменитовую руду: в Черном море оно выключает АИС, показывает пункт назначения Новороссийск, заходит в Керчи, разгружается, выходит в Азовское море и включает АИС. Но есть другие методы, которые используют, среди прочего, общественные организации, «Майдан иностранных дел», Служба безопасности и пограничная разведка, мы черпаем информацию из всех возможных источников», ‒ рассказал он.

По словам прокурора АРК, ведомство также намерено изучать и использовать опыт других стран, в частности Кипра. Для этого на базе Прокуратуры АРК создана рабочая группа, в которую входят представители Мининфраструктуры Украины, таможни, пограничной службы, СБУ, общественных организаций, которые занимаются отслеживанием незаконных судозаходов в Крым.

Справка: С июля 2014 года правительство Украины официально прекратило функционирование всех портов аннексированного Россией полуострова. Гавани Крыма закрыты для международного судоходства.