Порошенко в соцсетях: 8 официальных сотрудников и чьи(сь) ролики о «наркозависимого»

 Порошенко в соцсетях: 8 официальных сотрудников и чьи(сь) ролики о «наркозависимого»


Если онлайн-стратег шестого президента Владимира Зеленского дал многочисленные интервью о работе в соцсетях во время избирательной кампании 2019 года, то штаб пятого президента Петра Порошенко до сих пор не объяснял, какие задачи перед собой ставил и как их достигал. Радио Свобода направило запрос в пятого президента Украины, а также поинтересовалось мнением экспертов, которые следили за кампанией в онлайне. «Первыми использовали передовые технологии, ботов не привлекали, за положительные комментарии не платили, закон не нарушали», а что увидели другие? Почему первенство в фейсбуке не гарантирует победы на участках?

«Порошенко в онлайне не смог выйти за пределы своих избирателей, это были совершенно старорежимные подходы, которые не давали возможности расширять аудиторию», – говорит Радио Свобода Вадим Денисенко.

Бывший народный депутат от БПП (2014-2019 годы) и експредставник правительства в Верховной Раде анализировал выборы совместно с одной из украинских диджитал-компаний.





Схожего мнения эксперты, которые исследовали избирательную кампанию в Украине на заказ и по методологии Совета Европы.

«В полной мере возможности соцсетей использовал только Владимир Зеленский, создав эффект неформального общения на равных, активно привлекая аудиторию к общению», – считают они.

Зато пресс-служба Петра Порошенко настаивает: «Штаб Порошенко имел одну из наиболее эффективных кампаний в соцсетях – в пределах, которые позволял статус первого лица».

«Среди социальных сетей наибольший приоритет имел Facebook. На протяжении пяти лет президентства Петра Порошенко команда прессслужбы была первой в Украине в применении передовых технологий, которые дают нам «новые» медиа. Так, в свое время мы стали первыми делать «живые» трансляции в фейсбуке, привлекая более 20 тысяч онлайн-зрителей, были максимально открытыми, показывая публичную деятельность президента вживую», – утверждают в пресс-службе Порошенко.

Как примеры команда Порошенко приводит общение с освобожденными моряками в сентябре, уже после проигрыша на выборах, и «опросы на общественно-важные темы», такое как обсуждение закона о языке тоже уже после президентских выборов в апреле 2019 года (такой пост получил 380 тысяч комментариев).

«Главной задачей было информировать о деятельности Петра Порошенко как главы государства, ведь выборы не сняли с него обязанность защищать страну от агрессии», – отмечают в пресс-службе.

Как сообщили Радио Свобода, в команде Петра Порошенко на выборах соцсетями занимались 8 человек. Такую же цифру своих соратников ранее озвучил Михаил Федоров, который вел онлайн-кампанию в штабе Владимира Зеленского.

«Это нонсенс, только на проверку того, что происходит, и контроль за тем, как ведутся комментарии, нужно было в разы больше людей», – говорит Радио Свобода експолітик Вадим Денисенко.

По данным пресс-службы Петра Порошенко, как кандидат он потратил на соцсети в обоих турах 4 миллиона 142 тысячи гривен (это примерно 160 тысяч долларов по прошлогоднему курсу). Зато Михаил Федоров рассказывал СМИ о свыше 200 тысяч долларов расходов на онлайн еще до первого тура. В отличие от Порошенко, эти затраты в официальном отчете Зеленского вообще не отражены, констатирует движение «Честно». Платили лидерам мнений из-под полы?

В декабре 2019 года газета The Kyiv Post обнародовала документы, по которым у Порошенко еще несколько лет назад якобы оплачивали комментарии в соцсетях. Блогеров, которые поддерживают армию, спрашивали, поддержат ли они главнокомандующего.

«Самым популярным блогерам платили по полторы тысячи долларов в месяц», – сказала изданию політконсультантка Екатерина Коваль. Но в пресс-службе Порошенко настаивают, что подобным никогда не занимались.

Там отмечают, что большинство СМИ использует страницу как основной способ получения информации об официальной позиции пятого президента.

В движении «Честно» на это обратили внимание еще до старта кампании.

«Страницу Петра Порошенко системно «раскачивали» уже давно. Нас заинтересовало, а кто оплачивает эту рекламу, или это государственные средства, или другие источники. Летом 2018 года нам в Администрации президента ответили, что не знают, кто это оплачивает, а все журналисты ссылались на эту страницу», – рассказал Радио Свобода аналитик движения Игорь Фещенко.

Штаб Порошенко сообщает, что заключил соглашение о распространении материалов на предвыборной странице Петра Порошенко в фейсбуке и на сайте, а также о проведении рекламной кампании на официальных страницах в соцсетях с киевским агентством Postmen.

За две недели до выборов фейсбук открыл рекламные кабинеты, что сразу привело к скандалу.

Тогда издание The Babel (соучредителем которого был Игорь Коломойский) выявило, что сотрудники агентства Postmen занимались продвижением манипулятивных постов против Зеленского.

Речь идет не об официальных страниц Порошенко, а о пабліки, которые критиковали его главных оппонентов. Так, в частности, сотрудница агентства проплачивала ролики, в которых главного соперника Порошенко изображали «наркозависимым» или «некомпетентным» («врач, не имея опыта, хочет отрезать больному ногу, хотя тот поранил руку», и тому подобное).

Впоследствии похожие проплаты сотрудницы Postmen зафиксировал и движение «Честно». Или штаб был в курсе таких действий?

«Postmen – независимое агентство, которое работало с разными клиентами, в том числе политическими. Избирательный штаб действовал исключительно в рамках действующего законодательства», – сообщили в Петра Порошенко.

Агентство Postmen не ответила на запрос о своей деятельности на выборах 2019 года.

«К Порошенко больше всего вопросов про «черные» расходы, они были в несколько раз выше, чем официальные расходы на рекламу», – говорит Игорь Фещенко. Он также отмечает, что украинские политики и их политтехнологи быстро научились обходить новые требования фейсбука до прозрачности, например, страницу «министерства барыг» продвигало...«министерство барыг», мифическая организация.

«Таким образом мы знаем, сколько платят за пиар или антипиар, но мы дальше не знаем, кто», – замечает аналитик. Или штаб Порошенко привлекал ботов?

Или привлекали в штабе Петра Порошенко ботов в соцсетях во время избирательной кампании? Если да, то с какой целью?

«Разговоры о мифических «ботоферми» – любимый аргумент любого политика во время выборов и, в основном, элемент черного пиара. Пресслужба не привлекала ботов для продвижения кампании в соцсетях и не привлекает их в повседневной работе. Наоборот, в течение всего президентского срока страницы Петра Порошенко подвергались частым атакам со стороны российских «ботоферм», – заявляют соратники пятого президента. – Во время предвыборной кампании масштаб этих атак увеличилось в десятки раз – не только с российской, но и с украинской стороны. Мы также знаем, что на пользу Зеленского работали «ботоферми», созданные под выборы, часто распространяя российские продукты».

Михаил Федоров, так же, как и соратники Петра Порошенко, отрицает использование ботов.

«Я могу честно посмотреть в глаза и сказать, что команда наша, ни я, никто, ни один член команды не тратил деньги, не использовал ботов никогда», – сказал вице-премьер в интервью Радио Свобода в декабре 2019 года.

Ранее Федоров также рассказал, что против Зеленского работают боты из России.

Привлечение «ботоферм» для искусственных комментариев и манипуляций в соцсетях – это факт, зафиксированный и в расследованиях украинских журналистов, и в отчетах международных организаций, таких как «Дом свободы».

Штаб Зеленского обнародовал «Библиотеку черного пиара имени Петра Алексеевича». Или штаб Порошенко фиксировал похожие действия своих оппонентов в соцсетях и знает, кто именно за этим стоит (политические соперники, внешние силы)?

«Основной акцент конкуренты сделали на телевидение, где количество манипуляций зашкаливала. Уже сейчас можно увидеть, как наши конкуренты: наполняли сеть многочисленными фейковыми статьями, нагнетали информационное пространство накануне выборов, с помощью русских создавали целый арсенал лживых інфоприводів».





Вместе с тем Россия на выборах 2019 года в соцсетях не поддерживала ни одного из ведущих кандидатов, считают украинские и западные наблюдатели из Рабочей группы по противодействию внешнему вмешательству в выборы в Украине – Ukraine Election Task Force.

Медийные атаки были направлены и против Порошенко, и против Зеленского.

Но, как настаивают в пресс-службе пятого президента, именно «Порошенко подвергался массированным атакам со стороны всей информационной машины Российской Федерации, в частности со стороны пропагандиста Шария и Портнова». Оба блоггеров постоянно критикуют Порошенко, но отрицают контакты с Кремлем.

СБУ в отчете по 2019 год сообщает о 34-х администраторов соцсетей, которых привлекли к ответственности «за антиукраинскую пропаганду», но не указывает действия, которые касались избирательной кампании.

Официальная страница Петра Порошенко в фейсбуке является первой по числу подписчиков среди украинских политиков – так было во время выборов, так и осталось до сих пор.

Исследования Агентства стратегических коммуникаций RMA

Почему же первенство в фейсбуке не помогла Порошенко завоевать благосклонность избирателей, несмотря на то, что это самая популярная в Украине сеть с 13 миллионами пользователей?

По данным исследования «Интерньюс», через алгоритмы платформы соотношения политических сил и реакций там «искаженное и далекое от отражения реальной электоральной картины».

Социолог Ирина Бекешкина объясняет Радио Свобода, что на прошлогодних выборах еще доминировало телевидение: «Когда мы спрашивали о основные источники информации сразу после выборов, то 74 процента назвали телевидение, соцсети – 24».

Какие социальные сети были для вас наиболее весомыми во время избирательной кампании?

Какие же выводы штаб Порошенко сделал после выборов 2019 года относительно эффективности своей работы в соцсетях?

«Сейчас несколько изменился подход к ведению официальных страниц партии «Европейская солидарность» и личной страницы Петра Порошенко. Стало меньше «официоза» и больше «живых» событий», – поясняют соратники лидера «Европейской солидарности».

А как пример приводят высокие показатели привлечения аудитории, по сравнению с другими политическими партиями.



Соревнования украинских политиков в соцсетях продолжается.

Статья написана во время стажировки в Институте по изучению журналистики Рейтер (RISJ).

Читайте скоро: Или Зеленский переплюнул Трампа в соцсетях Кого поддерживали в Украине российские боты