Танки для украинской армии: на что способен модернизированный Т-64 в войне с Россией

 Танки для украинской армии: на что способен модернизированный Т-64 в войне с Россией


Т-64 – главный боевой танк украинской армии. Машину начали выпускать еще в 1960 годах прошлого века, но это не означает, что ВСУ используют старое советское вооружение . Журналисты специального проекта Радио Свобода «Донбасс.Реалии» решили разобраться – как Украина модернизирует свои танки, как они проявили себя в войне на Донбассе и могут боевые машины украинской армии противостоять российским танкам.



Обновленный Т-64 делает финальный круг на территории Львовского бронетанкового завода перед отправкой в войска.

Но сначала вернемся на пять лет назад. 8-12 февраля 2015 года, в районе села Логвинове неподалеку от Дебальцево, состоялись самые известные за период войны на Донбассе, прямые танковые бои.

Украина использовала «Булат» и Т-64БВ. Россия – свои новые машины Т-72Б3. По своим характеристикам – и «Булат» и Т-64Б отвечают Т-72Б3 Михаил Жирохов

«Россияне для того, чтобы быстрее сделать так называемый Дебальцевский котел и заставить Украину до подписания «Минска-2» бросили свои кадровые бронетанковые части. В частности, шестую танковую бригаду из Улан-Удэ, так называемых бурятов. В этом случае сыграла огромную роль подготовка наших экипажей и счет остался на нашей стороне. То есть по своим характеристикам – и «Булат» и Т-64Б отвечают Т-72Б3», – говорит военный эксперт Михаил Жирохов.

После выхода ВСУ из Дебальцево и подписания вторых Минских договоренностей относительно урегулирования ситуации на Донбассе танки находятся как минимум 15 километров от линии фронта. В зоне отвода время от времени проходят обучение.

Тем временем в тылу работают над обновлением советских танков. Т-64 – продукт Харьковского завода. Еще до войны на Донбассе его модернизированным вариантом был «Булат».

«Как показали первые месяцы применения в боевых условиях, танк «Булат» – машина достаточно сложная, защита удовлетворял, но не был обеспечен ремонтом в войсках. Необходимо было эти элементы защиты восстанавливать непосредственно на заводе. «Булат» у нас эксплуатируется, мы его содержим, но на производство «Булата» необходимый срок», – говорит начальник центрального бронетанкового управления ВСУ Юрий Мельник.

Из-за нехватки времени для формирования новых подразделений в армии решили из «Булата» переключиться на более простое обновление Т-64.

Украинская армия уже получила как минимум полторы сотни Т-64 образца 2017 года. А кроме Харькова, модернизацию освоили и на Львовском бронетанковом заводе. Сейчас там находятся на различных стадиях работы 15 машин.

В цехе старый танк разбирают буквально на запчасти. Корпус моют химическим раствором, а детали отправляют в ремонт.

«Мы здесь начинаем монтировать ходовую, катки, балансиры, торсионы, коробки передач, приводы управления. Когда мы это уже отремонтируем, после того машина поступает на следующий пост – гідроуправління и электрооборудования», – рассказывает начальник производства Львовского бронетанкового завода Василий Михайлович.

После монтажа кабельных узлов, воздушных, масляных систем на танк устанавливают двигатель. Он хоть и не новый, но с нулевым пробегом.

Башню на танк монтируют уже после проверки всех узлов. Затем тестируют все в комплексе – от системы управления огнем до работы двигателя. В среднем на один танк уходит 25 рабочих дней. У нас ориентировочно пять машин в месяц выходит на выпуск Виктор Андрощук

«У нас ориентировочно пять машин в месяц выходит на выпуск, что обеспечивает нам и заработную плату и содержание предприятия в нормальном состоянии, и даже небольшой развитие», – говорит директор Львовского бронетанкового завода Виктор Андрощук.

Сейчас Львовский завод способен в год выпускать 60 обновленных Т-64. Хотя еще три года назад здесь ремонтировали только Т-72.

«Танкисты знают – Т-64 и Т-72 – это танки разных конструкторских бюро, разного видения: там механизм заряжания, а там автомат заряжания. Там двигатель 5ТДФ, а там В46, ходовые части совсем разные. То есть слесаря научить от А до Я, от чертежа до уборки машины – на это требуется определенное время. Работали технологи, работали конструкторы», – говорит Виктор Андрощук.

– Мы стараемся освоить максимально, чтобы изготовить все комплектующие у себя, что нам позволяет наши производственные мощности, – показывает производство Василий Михайлович.

– Российские какие-то есть здесь комплектующие?

– Ну, танк харьковский, в принципе, нашего производства, и является взаимозаменяемости.

«Донбасс.Реалии» застали на заводе пять готовых Т-64. У каждого танка – приборы ночного видения, тепловизор интегрированный в прицельный комплекс наводчика, современные системы навигации и связи. Генерал Юрий Мельник рассказывает: фактически это уже машины образца 2017-го, а 2019 года. Не меняется главное – конструкция машины. Это заметно на примере нового динамической защиты.

«Она, как вы видите, вставляется в те же контейнеры, что на башне машины, что на корпусе машины, в существующие анкерные борта, в существующие штатные места. В процессе улучшения характеристик мы исходили исключительно без изменения конструкции машины, то есть если идет танковый ночной прицел, то он вставляется в ту самую шахту, в тех же параметрах. Так, внутри начинка совсем другая», – говорит Юрий Мельник.

Обновленные украинский Т-64 и российский Т-72 – где-то на одном уровне, считают в ВСУ. Но в будущем в украинской армии все же рассчитывают на танк «Оплот». Это более современная машина Харьковского завода, но и стоит она значительно дороже. Есть еще проблема с российскими комплектующими.

«Рассматривается вопрос «Оплота» в качестве основной боевой машины наших танкистов, потому ��о «Оплот» – это совсем другая машина, это хорошая машина. Я думаю, что в конце концов все-таки закроют программу імпортозамінника и будем заказывать эти машины. Масштабное перевооружение будет очень обременительным для бюджета государства, но основные подразделения, которые могут в любое время быть использованы, должны перевооружаться на «Оплот», – говорит Юрий Мельник.

«Сейчас потянуть большую серию танков для армии, а это будет минимум 100-200 танков, Харьковский бронетанковый завод просто не может. Об этом очень хорошо свидетельствуют последние события вокруг БТР-4, когда сварить корпус БТР-4 уже никому. То есть те пожилые люди, которым 65-68 лет, уже постепенно уходят, а молодежь не приходит. И каждый БТР – уникальный, поэтому, к сожалению или к счастью, Т-64БВ образца 2017 года еще точно будут стоять на вооружении ближайшие лет 15-20», – говорит Михаил Жирохов.

Сейчас в Харькове для Вооруженных сил Украины работают еще над одним проектом под шифром «Краб». В перспективе – это уже глубокая модернизация Т-64 со сменой двигателя и конструкторскими изменениями самой машины.

СМОТРИТЕ ПОЛНЫЙ ВЫПУСК ПРОГРАММЫ ДОНБАСС.РЕАЛИИ:



Читайте еще:

Бронежилеты под подозрением. Защищены ли украинские бойцы на фронте?