Вытынанки львовской художницы стали модным брендом в Украине и за рубежом

 Вытынанки львовской художницы стали модным брендом в Украине и за рубежом


Львовской художницы Дарьи Альошкіній-Старух удалось вытынанки из бумаги сделать модным брендом. Ее работы знают не только в Украине, но и во Франции, Корее, Италии, Польши. Бумажные вытынанки художницы поражают красотой, гармонией, смыслом, мастерством исполнения. Дарья Алешкина – дочь украинских скульпторов из Винничины, жена львовского художника Гордея Старуха, мама троих детей. Работает преимущественно с твердым бумагой, ножом, похожим на скальпель. Почему выбрала вытынанки? Как удается быть креативным более 12 лет?

- Я умею только делать маску зайца из бумаги. Это очень долго надо делать, два-три часа, а мама все время может работать.

- А я еще думаю, что это очень, очень, очень долго вырезали,– Росава, Вакула и Эней, дети Дарьи и Гордея Старухів размышляют над мамиными вытынанками. Для них мама за работой – обычное явление.

Однако именно благодаря детям Дария, скульптор по специальности, взялась за искусство вытынанок. Вспомнила о хобби с детства Дарья Алешкина

«Как скульптор, не смогла соединить это искусство с воспитанием детей, уходом за ними. Потому что, в основном, работала с камнем. Скульптуру довольно трудно было совместить с воспитанием детей. Вспомнила о хобби с детства – вытынанку и это было очень удобно, потому что бумага доступен, он повсюду. Бавиш ребенка и быстренько что-то делаешь. Этот вид искусства меня спас, мою карьеру, творчество, чтобы я могла реализоваться. И большим прорывом стало, что я взяла большой формат», – говорит Дарья Алешкина.

Именно на ее кружевные бумажные полотна 2 на 3 метра и обратили внимание. Художнице удалось привлечь внимание к вытынанки, перебросить мостик из прошлого в настоящее. Бумажные вытынанки придают помещению особого уюта и красоты. Они очень легкие и красивые. Хотя для разных проектов на улице Дария использует искусственные материалы, но бумага «дышит», ручная работа очень энергетическая, поэтому и ценна. Дарья любит работать с бумагой, который дает напряжение и четкость линии, где больше видно творчество. Вытынанка зависит и от толщины бумаги, а еще это искусство требует самозабвенного труда, креативности, мастерства и физической силы. Я режу с довольно твердой бумаги Дарья Алешкина

«Великие полотна утра до ночи режешь, тогда мышцы таки дают о себе знать, могут распухнуть руки. Но чем больше работаешь, то будто в строю находишься и закаляешься. Мне большую работу проще делать, чем маленькую. Поэтому у меня с маленьких не так много работ. Мне как-то в Фейсбуке написала американка,которая посмотрела мои работы, как я спасаю свою руку? То есть, каждый делится секретами, чем мазать руку, чтобы оно сильно не страдала. Я режу с довольно твердой бумаги и после мастер-классов люди понимают, почему это физически тяжело, потому что ты должен со всей силой нажать, чтобы прорезать эту бумагу», – рассказывает художница.

Прежде чем большое или малое бумажное полотно оживет в узоре, Дарья создает рисунок. Эскиз переносит на большой формат, чтобы соблюсти все пропорции. Она показала десятки своих вытынанок, которым два и более лет. Сохраняет их в рулонах, окутывает дополнительным бумагой. И все же советует, каждые три года менять в интерьере бумажную вытынанку. Очень рада, что пошла волна возрождения Дарья Алешкина

«В ней главное понять все витнуті части и оставлены, это и сама графика, в принципе. Я думаю, что у вышивки очень большое будущее, потому что она универсальная, можно использовать в дизайне, одежде, украшать жилье, большие залы. Очень рада, что пошла волна возрождения, есть молодые девушки, которые начинают экспериментировать. Единственное, что с плагиатом не могу смириться. Они думают, что так должно быть и делают один к одному, как у меня. Не понимают, что есть авторство, что надо свое придумать», – говорит художница.

Иногда две-три линии на ней Дарии говорят значительно больше, чем многочисленные вырезанные мелкие частицы. Дарьи Альошкіній удалось сделать вытынанку модной. Ее работы используют в оформлении книг, интерьеров, музейных проєктах. Сейчас бумажные вытынанки популярно размещать между два стекла и тогда они красиво смотрятся в помещении. Дарья постоянно фантазирует и экспериментирует.

Она принимала участие в выставках в Европе, США. В прошлом году на Парижском книжном салоне украинский стенд украшали четыре вытынанки Дарьи Алешкиной, были ее работы в штаб-квартире ООН на благотворительной ярмарке. В Украине сотрудничает с музеями. Принимала участие в проекте, посвященном годовщине Голодомора, для которого сделала 6 тематических вытынанок. Вытынанка интересует людей Дарья Алешкина

«10 лет назад было трудно что-то продать, особенно в Украине. Все боятся бумаги. Хотят что-то на 100 лет, чтобы висело и не рвалось. Когда побывала с работами в Париже, где их оценили, то начали замечать и в Украине. Ибо есть такое мнение, если ты где-то засветилась в Европе, то в Украине – крутая. Потом мы поехали в Сеул, Южная Корея, где был первый случай, когда половину моих больших работ сразу купили. В Южной Корее с бумагой давно знакомы, используют в интерьерах. Есть много магазинчиков, где все продают бумажное для интерьеров. Сегодня чувствую, что вытынанка интересует людей и постоянно имею заказы, расписанные на полгода вперед и это очень и очень радует, что традиция возрождается», – рассказывает Дарья.

В Украине нет школы вышивки

В Украине нет школы вышивки, как, для примера в Беларуси. Львовская художница осваивала технику самостоятельно. Но с родителями-художниками жила на Подолье, где этот вид искусства был распространен, особенно в 20-30-е годы ХХ века. Поэтому вытынанка знакома ей с детства. Бумажными витинанками люди украшали дом к праздникам – Рождеству и Пасхе. Я научилась математических композиций, сюжетных Дарья Алешкина

«Мои родители, когда переехали жить в село подольское, еще застали старших людей, которые занимались вытынанками, и уже нам передавали мастерство. Родители –художники, делали дома и керамику, и живопись, и скульптуру, и вытынанку. Театр, фортерпіано – все родители умели и нас учили. Первая вытынанка была мной сделана для отделки нашего дома, где-то в 5-6-ти летнем возрасте. Мама преподавала в сельской школе, у нас было трудовое, изобразительное обучения и на каждом уроке мы создавали вытынанки. Но мама учила нас, что мы не должны делать только снежинки, а мыслить надо шире. Я научилась математических композиций, сюжетных», – говорит художница.

История вытынанок достигает Китая, страны бумаги. В Украине это искусство пришло значительно позже. Где-то в середине XIX века бумажными вытынанками украшали дома. Они были популярны на Подолье, Прикарпатье. Есть три вида техники – вириванка, вытынання ножницами и ножом, которым работает Дарья Алешкина.

Вириванку больше всего любят дети, потому что это, прежде всего,безопасно. Бумагу можно розімняти, чтобы он стал мягким и приобрел фактуры, сложить вдвое и руками вырывать, создавая рисунок. Эту технику Дария называет очень энергетической, потому используются лишь руки и с детьми проводит такие мастер-классы.

Сколько вытынанок создала Дарья Алешкина за более 12 лет она не знает. А вот в сюжеты имеет. Я очень люблю борщ и на ней создала оду свеклы Дарья Старух

«Я очень люблю борщ и на ней создала оду свекле. А еще чесночок висит. То есть, сюжеты – это моя уже фантазия. Домашний король – кот и вокруг него все бегают. Так и есть в жизни с котами. Традиционная вытынанка – ангелочек. А еще ода сирени, люблю сирень, какая-то такая ассоциация вышла в творчестве. Можно искать сочетание с другими бумагами, использовать многослойную витинанку», – замечает художница.

У нее безумное количество творческих замыслов, которые планирует реализовать в этом году. Потому что искусство это часть жизни и любви львовянки, к тому же стимулирует и поддерживает вся творческая семья. Мужчина Гордей Старух –скульптор и музыкант, производит лиры. В этой семье сочетается музыка, скульптура, вышивки, а еще желание популяризировать украинское в мире.

Читайте еще:

По следам львовского палия: хронология поджога авто журналистки Радио Свобода («СХЕМЫ» | №245)

Меценаты-философы: кто выкупил и дарит NAMU коллекцию эскизов Федора Кричевского

В Украине стартовал двухлетний художественный проект «Века украинской абстракции»