Автор учебника истории с Киану Ривзом показал мемы, анекдоты и фотожабы в своих других книгах

 Автор учебника истории с Киану Ривзом показал мемы, анекдоты и фотожабы в своих других книгах


Мемы, фотожабы, карикатуры, исторические анекдоты. Шутливо о серьезном. Ли место юмору в школьных учебниках по истории? Дискуссию в соцсетях, на родительских и учительских форумах всколыхнул случай с украинским учебником «Всемирная история» для 10 класса авторства историка из Днепра Игоря Щупака.

Автор учебника рассказывает Радио Свобода, что один из десятиклассников обнаружил на историческом фото «Обед на небоскребе» 1932 года, которое должно иллюстрировать индустриальный рост США, «приклеенное» изображение канадского актера Киану Ривза.

Игорь Щупак говорит: мем вместо оригинального фото поставили случайно. Заметили уже после создания макета. Однако тогда автор решил ничего не менять, ведь «мем не влиял на содержание этого фото».



Историк признается: не избегал использования юмора и в других своих учебниках, а их у него – десятки.

Игорь Щупак – кандидат исторических наук, руководитель Музея Холокоста и Центра изучения Холокоста «Ткума», которые действуют в Днепре. Рассказывает: созданием учебников по истории для учебных заведений занимается более 20 лет.

Ученый показывает свои свежие разработки – шесть учебников по истории, которые вышли в свет в столичном издательстве «Орион». В каждом из них нашлось место для юмора, говорит автор.

«Письма академиков» или учебники с иллюстрациями?

То в советское время учебник истории иногда мог иметь вид сплошного текста с минимумом иллюстраций и напоминал письмо одного академика к другому. «Но причем здесь ученики?» – полушутя спрашивает Щупак.

Говорит: современные учебники – не такие, потому что и сами ученики изменились. Современные дети в большинстве – визуалы, люди с клиповым мышлением, считает Щупак. Поэтому и в школьных книгах теперь много всего того, что облегчает восприятие, – таблицы, схемы, изображения, даже QR-коды с ссылками на фильмы и мемы.

Вот еще один учебник по истории, заключенный Игорем Щупаком. После изучения одного из разделов древней истории помещены два мемы – с первобытным человеком и царем Соломоном.

«Мы добавляем и определение понятия «мем». Это способ распространения информации с помощью юмористического изображения. Мы сделали мем про первобытного человека: чем занимались мужчины, чем занимались женщины. Мы проходили гендерную комиссию. И единственное было мне замечание: почему двое мужчин и одна женщина. Я объяснил, что два вида занятий у мужчин – охота и рыболовство, у женщин – собирательство», – рассказал ученый.

Карикатура на тему истории

Игорь Щупак говорит: в создании своих пособий активно использует и карикатуру. Учебник по истории для 11 класса – один из примеров. Здесь и о древних римлян, и про Первую мировую, и про Евросоюз.

«Карикатуры стараюсь использовать параллельно. Например, американская – советская. Вот замечательные карикатуры художника Богдана Масленка в учебнике для 5 класса. Здесь надо найти лишних персонажей. Идет гладиаторский бой, а причем здесь Наполеон?... Или – к чему здесь славянский князь?.. Некоторые карикатуры насколько важны для понимания материала, что без них невозможно обойтись. Мой учебник для 9-го класса. Консерватизм и либерализм. Идет объяснение их основных принципов. А потом – карикатура: печальный старый консерватор, молодой и оптимистично настроенный либерал. В этом же учебнике, в теме о начале Первой мировой войны – карикатуры на Антанту и Тройственный союз. Когда мы говорим о причины и повод войны – снова карикатура. Сербия, к ней привязалась Австро-Венгрия, к ней Россия, в России – Германия и др. Есть и положительная карикатура про Евросоюз. Это для того, чтобы что-то осталось в голове, ведь знания – это то, что остается в голове после того, как все забыл», – сказал Игорь Щупак. Исторический анекдот для школьников

Много лет подряд, рассказывает Игорь Щупак, он собирает исторические анекдоты и хочет издать сборник. Некоторые из своей коллекции также применяет в учебниках, например, для 11 класса. Если ночью чеху снится танк, утром он должен ждать «большого друга» чешский анекдот

«Нетрудно найти анекдоты, связанные с Советским Союзом, связанные с дефицитом, с политической системой. Вот карикатура, как Брежнев уничтожил ростки Пражской весны. А вот анекдот: «Если ночью чеху снится танк, утром он должен ждать «большого друга». Это чешский анекдот 1968-го года. Здесь также карикатуры – но это классические карикатуры 60-х годов. И документы...Есть анекдоты о «Брекзит», про Китай, про разные исторические события», – рассказал историк.

«При Сталине было как в автобусе: один ведет, половина сидят, половина трясутся. При Хрущеве, как в цирке: один говорит – все смеются. При Брежневе, как в кино: все ждут конца сеанса», – анекдот, который точно описывает общую атмосферу в обществе.

Хотя внимание общественности привлекла фотография канадского актера Киану Ривза, говорит Щупак, в его учебниках есть и фотографии украинских звезд. Правда, это не мемы.

«Ада Роговцева, Василий Слипак, спортсмены... Это мы иллюстрируем мнение: главное богатство Украины – ее люди», – отметил он.

Щупак считает, что учебник должен быть в первую очередь научным, его содержание не может быть искаженным. Что же до формы – можно дискутировать. Разработчик учебников захвачен использованием QR-кодов в школьных книгах.

«Если, например, есть задача – расставить события в исторической последовательности, то кто будет делать в тетради, а кто – то-нет. И намного интереснее ребенку, если это задание выполнять в гаджете, смартфоне. Можно делать наперегонки. Можно – всем вместе, выведя на мультимедийную доску. Серьезное по содержанию и игровое по форме», – отметил Щупак. Где можно, а где нельзя шутить?

В то же время как историк, который много лет изучает тему Холокоста, он отмечает: есть темы, где шутки неприемлемы. Есть темы, где сатирический подход абсолютно неприемлем

«Есть темы, где сатирический подход, который создает определенный эмоциональный настрой, абсолютно неприемлем.

Есть темы, которые показывают человеческие трагедии, страдания людей, с очень серьезным материалом», – отметил ученый.

Что же до изображения Киану Ривза на исторической фотографии, автор учебника не считает это «проколом».

«Шутка может быть там, где это приемлемо. Я хотел убедиться, насколько внимательно работают с учебниками и учителя, и ученики, и насколько интересно им привлекать к учебному процессу не только текст, но и иллюстрации. Рад, что именно эта иллюстрация среди сотен иллюстраций в десятках моих учебников привлекла такое внимание. Очень важно понять и этот конкретный случай, и тот хайп, который поднялся, и то,что происходит с нашими учебниками вообще, есть какое-то развитие», – сказал он.

Издать книгу и не допустить ни одного «ляпа», замечает он, – невозможно. Другое дело, какого рода эти ошибки и как они могут повлиять на потребителей информации. Нет ни одной книги, ни одной энциклопедии, где нельзя было бы ошибок Игорь Щупак

«Вопрос в значимости «ляпа». Если это ошибка в написании имени, названия – это очень плохо. Если «ляп» идеологический, например, связан с советской мифологией, – гораздо хуже. «Очепятка», различные написания слова, потому что словари дают разные варианты, – ну то такое. Нет ни одной книги, ни одной энциклопедии, где нельзя было бы ошибок», – говорит автор.

Сейчас, рассказал Игорь Щупак, он работает над новыми учебниками по истории для 7 класса.

Обещает: юмор и «шпильки» будут и в них.