Обращение главы ПЦУ Епифания к украинского общества (основные моменты)

 Обращение главы ПЦУ Епифания к украинского общества (основные моменты)
(Рубрика «Точка зрения») Глава ПЦУ митрополит Киевский и всея Украины Епифаний

«Мы строим Церковь, которая принимает людей такими, какими они есть, чтобы дать каждому возможность и средства быть лучшими».

Каждый человек создан Богом как уникальная личность. Именно поэтому мы можем различаться во взглядах и убеждениях, во вкусах, в своих интересами, в отношении к политике и во многих других вещах. Бог наделил нас разными талантами, которые мы применяем в различных сферах. Но вместе с тем все мы, как дети Божьи – единое целое, мы братья и сестры между собой, мы – единая человеческая семья. Также всех нас, независимо от места рождения или того, живем ли мы здесь или за тысячи километров отсюда, объединяет любовь к Украине, неравнодушие к ее настоящему и будущему.

В истории, из которой мы все выходим, все было, как было. Там были страницы страданий и побед, страшных испытаний и мучений, разделения и противостояния, но также единения и прогресса, славных свершений и героизма. Там были грустные и радостные моменты. И даже если бы нам хотелось, мы не можем изменить то, что уже произошло. Но мы имеем влияние на то, каким путем пойдем дальше. И я хочу сказать, что мы строим Церковь, которая принимает людей такими, какими они есть, чтобы дать каждому возможность и средства быть лучшими. Церковь, которая не ставит препятствий на пути к Богу, а приглашает всех переступить порог храма. Церковь, которая строится на любви.

«Православная Церковь Украины – открыта для всех. И это, как говорят молодые люди, наша главная «точка различия,» point of difference»

Сегодня мы в ситуации, когда социологические опросы говорят о принадлежности к Поместной Церкви большего количества людей, чем существует наших приходов, к которым они могут прийти. Большинство барьеров – это искусственные преграды. Они созданы, чтобы провоцировать конфликты, чтобы разделять людей. Мы видим, как искусно расставляют ловушки.

В своем служении мы не можем отвечать силой на силу, ненавистью на ненависть. Наш путь – это путь не причинение обиды, это путь прощения и построения доверия. Это долгий путь, который для целой Поместной Церкви может длиться дольше жизни каждого из нас, но это тот путь, который нам указал Господь Иисус Христос и на который Он нас благословил.

«В Украине Церковь является частью центральной опоры общества».

Год назад наша Православная Церковь заняла свое место в Диптихе, как автокефальная, а значит сам несет ответственность за свое служение и за свои решения. Эти решения по своему влиянию и результатам выходят далеко за пределы храмов. В Украине Церковь является частью центральной опоры общества. Автокефальная Украинская Церковь никогда не была угрозой для украинского общества, но Церковь, которая теряла свою киевоцентричность, украинскую идентичность, превращали в инструмент в руках имперского государства...

«Православная Церковь – это Церковь, которая проходит все испытания вместе со своим народом»

Церковь, которая в момент, когда наша страна попала в беду, должна быть и есть с народом. И высокий уровень доверия к Церкви также означает высокий уровень ответственности. Церковь разделяет мечту каждого украинца и предыдущих поколений – увидеть Украину как место достойной и счастливой жизни для каждого.

Но дорога к этой мечте лежит через ежедневный труд, через, как говорил Уинстон Черчилль «кровь, труд, слезы и пот». Ибо хотя он говорил о войне с внешним врагом 80 лет назад, для Церкви такое видение всегда является актуальным, ведь наша борьба со злом в самих себе и в окружающем мире – ежедневная задача.

Как создать счастливую и крепкую семью, найти свое призвание и построить карьеру, дать совет ОСМД, как поступать с рынком земли, вести семейный бюджет, платить налоги, служить в армии, готовиться к ЗНО, ехать на заработки и возвращаться домой? Это все вопросы, которые беспокоят украинцев. Церковь не может и не должно подменять их решения и не может быть экспертом в каждом из вопросов. Но Церковь может и должна быть рядом. Как советчик, как друг, как наставник и пастырь.

«Я слышу много призывов к защите семейных ценностей и они резонируют в моем сердце»

Одна из самых сложных разговоров из тех, что есть, и которые нас ждут впереди – это разговор о ценностях семьи и семьи. Я слышу много призывов к защите семейных ценностей и они резонируют в моем сердце. В то же время, необходимо понимать, что ценности не создаются директивно и не защищаются только нормативно. Они воспитываются и они переживаются как опыт. Если человек терпела надругательства в семье, то сложно будет говорить ей только об укреплении семьи как самой большой ценности.

Мы должны понять, как защитить любовь и достоинство в семье. Как не пренебречь таинство брака, как помочь семьям укрепить фундамент их безопасности. Демографы говорят, что кризис низкой рождаемости и высокой смертности в Украине становится вызовом прочности для самого украинского государства. Нас больше не 52 миллиона. И хоть мы не можем сказать точного числа, мы должны прервать имперскую российскую и советскую наследство отношение к человеческой жизни как к расходному ресурсу.

Каждая жизнь является даром Божиим и его появление и рост в мире и благодати возможно тогда, когда есть любовь. Крепкая семья – это уважение людей друг к другу, это постоянное думание о благе другого, это эмоциональное здоровье, хорошая физическая форма, это отсутствие зависимостей и злоупотреблений. Говорить о семье можно и нужно, разобравшись в контексте современного общества. Тогда станет понятно, где миграция является действительно трудовой, а где попыткой бегства от самого себя. Как сделать так, чтобы дети не росли без опеки родителей? Как сделать так, чтобы родители не боялись появления детей? Не боялись потерять себя в заботах. Не боялись потери качества жизни. Не боялись ответственности и не только в семейных делах.

Как не загубить это все, не потерять плодородие, красоту и разнообразие? Как не потерять свою землю, но дать земле родить? Как жить в новом укладе меньшим общинам, которые будут более урбанизированными в образе жизни и досуге?

Церковь не является экспертом по экологии или экономики. И не стремится им стать. Но Церковь видит важность этих тем, их моральное измерение, которое есть в сфере ее ответственности, а потому открыта, чтобы быть местом встречи для экспертов, предпринимателей, фермеров или жителей общин, которые ищут ответов.

Эти и другие проблемы беспокоят любого, кто задумывается над тем, как они влияют на нашу жизнь.

Какова роль Церкви в решении этих вопросов?

Попытки политизации, инструментализации Церкви для решения каких-то однодневных задач, попытки лишь пользоваться авторитета и возможностей Церкви, но не слушать и не слышать ее учение – сужают религиозную жизнь в сферу частной и на самом деле оставляют общество сам-на-сам с угрозами.

Нам нужна другая Церковь, Церковь, которая играет важную, уникальную роль в жизни общества, в то же время, оставаясь в рамках духовной, а не политической силы, более широкой за идеологические рамки, не ограниченной логикой политической борьбы или бизнес-интересов. Это Церковь с активной жизнью приходов, которые являются одновременно и базовым звеном, и публичным лицом церковной жизни.

Это Церковь, которая является местом искренней молитвы. Это Церковь с монастырями, с современными православными учебными заведениями и фондами, которые укрепляют Церковь и помогают ей быть частью общественного диалога. Это Церковь, в которой происходят честные и откровенные разговоры. Это Церковь, которая развивает себя и мир вокруг себя. Это Поместная Церковь, которая любит и учит любить свой край. Это Церковь, которая проповедует любовь и словами, и самой жизнью.

Это Церковь, которая имеет голос и он зовет: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36), «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен» (Мф. 5:48). Только собственными усилиями не способны мы достичь этого, но, как сказано в Писании, «невозможное для людей – возможно для Бога» (Лк. 18:27).

Глава ПЦУ митрополит Киевский и всея Украины Епифаний