Феномен ОУН. История и современность

 Феномен ОУН. История и современность
(Рубрика «Точка зрения») ОУН как историческая необходимость

В 1929 году в далеком Вене состоялся учредительный Конгресс украинских националистов. На протяжении 5 дней более тридцати делегатов, представлявших различные, в основном эмигрантские, украинские политические среды, после острых дискуссий пришли к выводу, что отныне борьбу за самостоятельность Украины должна возглавить новая сила под названием «Организация Украинских Националистов».

Среди различных политических проектов, в основе которых лежала украинская национальная идея, относительно успешным можно считать только один – создание и деятельность в прошлом столетии Организации украинских националистов. Во-первых, этот проект просуществовал более 90 лет. Во-вторых, он был и остается сугубо идеологическим проектом. В-третьих, он не потерял своей актуальности, что подтверждает большое внимание к нему со стороны различных политических сил, общественных и государственных институтов, и даже зарубежных стран.

В целом в обществе сформировано несколько очень живучих представлений об ОУН, ее место и роль в истории.

Найживучіший стереотип. Он был придуман в идеологических кабинетах КПСС с целью дискредитации национально-освободительного движения в ХХ столетии. Для многих людей ОУН – это, как правило, коллаборационистская организация, которая в годы Второй мировой войны выступала на стороне нацистской Германии, а ее члены боролись с оружием в руках за так называемую «самостийную Украину», планировали установить в ней диктаторский политический режим, который предпочел бы этническим украинцам и всячески дискриминировал национальные меньшинства, в частности россиян.

Национал-демократический стереотип. Сформировался на заре новейшей государственности как своеобразный ответ советским идеологам. Его создатели из среды национал-демократов считают, что ОУН – это яркий этап борьбы за независимость Украины, «света» страница в нашей истории, но не больше.

Наконец, национал-патриотический стереотип. Он активно культивируется в патриотическом среде, которое считает, что ОУН является «панацеей» от всех современных политических недугов, стоит только оформить ее как партию и она непременно приведет украинских патриотов к власти.

В этой связи надо отметить, что в последнее время в Москве формируется новый стереотип, где ОУН пытаются сделать виновной в трагедии Холокоста.

Убежден, все упомянутые стереотипы не отражают реальной сути проблемы, является поверхностным осмыслением прошлого и неадекватного восприятия действительности.

Парадокс заключается в том, что на фоне значительного массива литературы, документов и свидетельств об ОУН, так и не удалось сформировать реальный образ этой организации, определить ее истинную роль и место в истории, а главное в настоящем.

Даже беглый анализ публикаций на эту тему указывает, что их авторы, независимо от своих идеологических убеждений и политических взглядов, сконцентрированы исключительно на переказуваннях и интерпретациях исторических фактов, на которые так богата история ОУН. Большое Самостоятельное Соборное Украинское Государство

Пытаясь осмыслить место и роль ОУН в контексте нашей действительности, в основном оценивают ее известных и выдающихся деятелей, в частности таких фигур, как Есть. Коновалец, А. Мельник, А. Ольжич, А. Телига, Г. Шухевич, С. Бандера, других деятелей ОУН и национально-освободительного движения.

Однако, по моему убеждению, феномен ОУН прежде всего в целостности ее идеологии, которая была, остается и всегда будет путеводной звездой для нации. Эта идеология – украинский национализм.

В постановлениях Конгресса украинских националистов зафиксированы основные инвариантные основы этой идеологии, внутренней и внешней политики ОУН, которая из нее вытекает. Сегодня каждый желающий может с ними ознакомиться. Квинтэссенция же «украинского взгляда» на мир в лаконичной и доступной форме изложена, по моему мнению, в статье известного члена ОУН Дмитрия Андриевского «К идеологически-статутарної подготовки Организации Украинских Националистов». Учитывая то, что эта статья малоизвестна широкой общественности, усматривается смысл изложить основные соображения автора.

Прежде всего Дмитрий Андриевский дает определение понятию идеологии, как ее понимают националисты. Итак, идеология – это определенная система ценностей, определяющих отношение культурного человека к внешнему миру, который либо уже существует в действительности, или находится в идеале. При этом идеология – не искусственный произведение, а общественное явление, движущая сила жизни. Ее предмет – не прошлое, а будущее. Она не только теоретически определяет взаимоотношения между общественными явлениями, но и пытается реализовать их в практической жизни.

В основе мировоззрения человека-националиста должно лежать идеализм. Это означает, что такой человек постоянно лелеет в душе веру в идеал, который существует сам в себе и является высшей ценностью. Назначение человека на земле – исполнить свой долг относительно этого идеала. Для современного украинского националиста таким идеалом является Большое Самостоятельное Соборное Украинское Государство. Однако украинская национальная идея не перекрывается украинской этнографической территории и не исчерпывается этническим содержанием. Она формируется на базе исторической миссии, пришлась нашей Родине. Расположена между европейским Западом и азиатским Востоком, Украина должна выступить «защитником других народов, осаждаемых Московщиной».

Для обеспечения всестороннего развития нации необходима собственная государство. Только в условиях национальной государственности Украина станет творческой мировой силой и действительно матерью, а не мачехой собственному народу. По мнению одного из идеологов ОУН, для укрепления Украинского государства необходимые авторитет и послушание, централизм и твердая власть. Чтобы власть была близка народу, она должна опираться на его ведущий слой, в котором должны быть представлены интересы и стремления всех общественных групп.

Интересно, что в прошлом украинские националисты не видели Украину парламентской республикой. Зато представительские и законодательные функции возлагалось на «государственный орган по месту в нем для делегатов всех общественных групп». Зато националисты предостерегали, что насильственное привитие Украине утопических форм общественных отношений, таких как социализм и демократизм (имелась в виду не столько демократия, как либерализм, что возвышает права человека над правом нации), опасно и неуместно.

Наконец, самое главное, что отмечал Андриевский: «Должна воспитаться порода украинцев, что не сольется и не растворится в толпе, но будет держать свое место в национальной жизни, не подчинит себя настроениям и відрухам массы, сумеет растаять сверх ней, навязать ей свое мнение и свою волю».

Краткое изложение мыслей одного из основателей ОУН Дмитрия Андриевского иллюстрирует несколько истин.

Во-первых, в лице ОУН имеем не только один из этапов борьбы украинского народа за свою государственность, а прежде всего мировоззренчески мотивированное политическое движение с собственной идеологией, собственными мировоззренческими ценностями, четкой и понятной целью. Ни один другой из периодов истории наших соревнований за свою государственную независимость не был таким идеологически обоснованным и политически целеустремленным.

Во-вторых, националистическая идеология всегда лишена архаичности. Императивы Д. Андреевского, изложенные в упомянутой статье, поражают не только своей точностью, но и актуальностью.

Думаю, что не один современный украинский политик согласится с правильностью утверждений идеолога ОУН, но не каждый, кто согласится, отважится взять их на вооружение. История ОУН. Ее создали 16 галичан и 14 надднепрянцев

Убежден, что идейной базой современного националистического движения должна стать идеология украинского национализма, выразителем которой была Организация Украинских Националистов, основана Евгением Коновальцем в 1929 году. Имею в виду, что националистическое движение должно существовать на принципах идеологии украинского национализма, основные компоненты которой были разработаны идеологами ОУН. Это очень важно, поскольку сегодня существуют две одинаково вредные тенденции в интерпретации идеологии национализма. С одной стороны, некоторые «националисты» пытаются убедить себя и общественность, что национализм-это некая «надідеологія», которая сочетает либерализм, социализм, консерватизм и другие известные им «измы». А с другой, видим попытки выдать за национализм итальянский фашизм или германский нацизм, шовинизм, расизм или ксенофобию. Поэтому, подчеркиваю, очень важно, чтобы националистическое движение базировался на здоровых идейных принципах, которые проверила сама жизнь.

Богдан Червак – председатель ОУН