Меценаты-философы: кто выкупил и дарит NAMU коллекцию эскизов Федора Кричевского

 Меценаты-философы: кто выкупил и дарит NAMU коллекцию эскизов Федора Кричевского


Выкупить у владельца и передать музею – такую «традицию Терещенко-Ханенко» восстановили выпускники Киево-Могилянской бизнес-школы. Они объединились и выкупили из частной подборки коллекцию эскизов и рисунков одного из крупнейших украинских художников XX века – Федора Кричевского. 1 февраля эту коллекцию передают Национальному художественному музею Украины (NAMU). Насколько это важно для украинского художественного наследия? Как возникла такая идея? И может быть меценатство системным? Об этом в беседе Радио Свобода с представителем группы меценатов Андреем Мельником, директором NAMU Юлией Литвинец и заведующим отделом графики Даниилом Никитиным.

Национальный художественный музей Украины (NAMU) владеет 35 графическими и 55 живописными работами мастера цвета и линии, мощного и яркого Федора Кричевского.

Он был первым ректором Украинской академии искусств, прожил творческое, динамичное и драматичное жизни. Масштаб его личности и таланта никак не вписывался в рамки соцреализма. Кричевского преследовали, но он так и не нарисовал портрет Сталина, хоть Никита Хрущев обещал, что после этого «органы» дадут художнику спокойствие. Рисовать всяких мерзавцев мне мой сан не позволяет Федор Кричевский

«Рисовать всяких в«ременщиків»-фаворитов, проходимцев и мерзавцев мне мой сан не позволяет», – рассказывают ученики Кричевского слова своего Учителя.

В 1947 году Федор Кричевский умер за мольбертом в Ирпене от голода...

Но ни войны, ни репрессии, ни лихолетья не забрали красок с того украинского мира, который витворював художник на своих полотнах.

Наталья Кричевская, вдова художника, близко общалась с Ариадной Гершуни и последние годы прожила под ее опекой. Кричевская передала Гершуни архив своего мужа. Потом его получила в наследство от матери Ольга Гершуни.

В 2017 году Национальный художественный музей Украины устроил ретроспективную выставку – «Федор Кричевский. Мастер и Время». Там, вместе с известным полотнами художника, была представлена и графика.

Подавляющую часть этой графики Кричевского предоставила для выставки Ольга Гершуни. В следующем, 2018 году она подарила Художественному музею документальную часть архива семьи Кричевских. Меценаты из сообщества Alumni kmbs

1 февраля 2020 года сборник NAMU пополняют 22 графические работы Федора Кричевского.

Эти эскизы и рисунки выкупили для Музея у Ольги Гершуни выпускники Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs) – 22 члены сообщества Alumni kmbs (группы РМВА-14, ЕМВА-27).

Неординарность этого события усиливает еще тот факт, что меценаты не только пополняют художественную казну Украины, а и объявляют вместе с NAMU открытый конкурс для исследователей коллекции графики Федора Кричевского.

Почему они это делают – Радио Свобода спросило Андрея Мельника, участника сообщества Alumni kmbs и основателя Cowo.guru.

– Я не являюсь глубоким знатоком украинского искусства и искусства в целом, поэтому должен объяснить, как я вижу картину мира в целом и как туда попал Федор Кричевский. Мир опирается на культуру Андрей Мельник

По моему убеждению, мир опирается на культуру и человек вырастает из культуры. Культура – это набор определенных матриц, концепций, правил, традиций поведения людей в обществе, в сообществе, в котором она рождается. Мы рождаемся в определенной культуре, и эта культура закладывает в наше сознание определенный фундамент.

Если культура более осмысленна, то она формирует общество и отдельных личностей такими, что они способны между собой взаимодействовать. Культура продуцирует не инфантильных личностей, а способных взаимодействовать и быть ответственными Андрей Мельник

Такая культура продуцирует не инфантильных личностей, а взрослых в широком смысле слова, то есть таких, которые способны брать на себя ответственность и творить.

Мне кажется, что задача культуры как раз и является передавать определенные качественные культурные концепции-матрицы следующим поколениям. Для нормального продвижения вперед нужно, чтобы каждое следующее поколение было взрослее предыдущего. Это первый тезис.

Второй тезис – в нашем коллективном эмоциональном пространстве есть такое мнение, что украинское общество является инфантильным. То есть до сих пор мы является обществом, большинство людей которого являются инфантильными личностями.

– Что же значит для общества – «повзрослеть»?

– Это значит научиться брать ответственность за свое будущее и формировать это будущее. Держать его в своем поле зрения, каким бы делом кто бы не занимался.

Другими словами, то, как ты действуешь сегодня, должно определяться тем, какой ты хочешь видеть свою страну и мир вокруг тебя завтра.

– А как взрослеть, как этого можно достичь?

– Вот, ответ на этот вопрос как раз и объясняет, почему мы этим занимаемся. Мне кажется, что если мы будем переосмысливать нашу культуру и в нашу же культуру инвестировать нашу энергию в виде времени, денег, внимания, то тогда наше общество начнет взрослеть.

Это будет коллективное переосмысление наших фундаментальных ценностей.

Поэтому для меня меценатство – это определенная форма ответственности за то, что есть сейчас, и за то, что будет в будущем.

Инвестирование денег в культуру – это инвестирование денег в те формы, которые в будущем будут давать более качественное и более зрелое общество.

– Сколько вас – единомышленников, которые решили инвестировать в лучшее украинское общество, передавая графике Федора Кричевского?

– Список людей, которые присоединились к проекту, будет обнародован на презентации 1 февраля.

У нас есть ядро. Это наша группа, которая выпустилась из Киево-Могилянской бизнес-школы. Нас 22 человека. Эта группа людей имеет название president МВА14. Паралельна с нашей группой еще училась группа ecdetitive MBA 27. И мы активно общаемся между собой. Это владельцы, основатели бизнесов или топ-менеджеры Андрей Мельник

Все эти люди – владельцы, основатели бизнесов, или это топ-менеджеры, которые руководят бизнесами владельцев или направлениями в этих бизнесах. Это люди, которые управляют системами, видят системы на разном уровне и понимают, как происходит взаимодействие элементов системы и самих систем между собой.

Это люди разного образования, люди из разных компаний. У каждого из нас есть своя компания, в которой мы работаем. То есть у нас нет совместных компаний. Возможно, где пересекаются сферы нашей деятельности, но мне кажется, что на 29 человек мы имеем порядка 25 различных компаний. Это люди, которые являются управленцами в бизнесе.

– У вас философское образование?

– Нет. Я немного гуманитарий. Я имею техническое образование, имею юридического образования, я имею экономическое (бизнес-образование MBA). Но сейчас сфера моей заинтересованности – мышление и его развитие. Поэтому последние полтора-два года я таки причастен к философии...

– Какие условия необходимы для развития меценатства?

– Знаете, мне кажется, что быть меценатом проще с большим количеством денег. Почему это так? Расскажу две важные надстройки этой истории. В процессе совместного созидания формируются общие ценности. Общие ценности – это залог движения вперед Андрей Мельник

Первая очень важная надстройка – это совместное меценатство. Я вижу, что в Украине есть достаточно разные ценности. Чтобы эти ценности проявить и систематизировать, чтобы сделать их максимально эффективными и продуктивными, нужно реализовывать их совместным трудом.

В процессе совместного созидания формируются общие ценности. Общие ценности – это залог движения вперед.

Если, например, мы говорим, что нашей общей ценностью является свобода, – то мы эту ценность формируем как определенный идеал во время нашего совместного отстаивания принципов свободы.

Вторая сверхважная надстройка – решение должно быть системным. Это должен быть не единичный элемент, а то, что встраивается в большую систему. Это очень важно, потому что так мы взрослеем и, благодаря сотрудничеству, формируем общие ценности.

Меценатство – общее системное действие, которой, по моему мнению, мы делаем вклад в развитие культуры.

– Вы открыты? К вам может кто-то присоединиться?

– Присоединиться к нашим инициативам очень просто. Нужно найти меня или связаться с сообществом выпускников Киево-Могилянской бизнес-школы.

Нашей группой мы стараемся делать системные проекты. Передача музею коллекции Кричевского – это один из шагов, то есть это не финальная точка, это начало.

– Что будет дальше?

– Путь этого проекта состоит из пяти этапов: передача коллекции Кричевского музею; создание стипендии на привлечение искусствоведа, который в течение года будет исследовать эту коллекцию; оформление результатов исследования в виде книжки. Возможно, это будет в формате каталога, который рассказывает о творчестве Кричевского, а потом перевод этой книжки-каталога на английском языке и печать; популяризация.

Относительно суммы... Будем считать, что это является определенной тайной. Но, возможно, через некоторое время я смогу сказать, за какую сумму мы выкупили эскизы и рисунки Федора Кричевского.

– Эта коллекция была известна еще в 60-х годах прошлого века. Тогда проходила выставка Кричевского, и часть произведений из этой коллекции была установлена в нашем музее. Но потом, на очень долгое время, работы исчезли из поля зрения. Прошло фактически целое поколение, но интерес к этим произведениям не исчезла.

В позапрошлом году мы делали выставку Федора Кричевского, и к нам присоединилась владелица коллекции, таким образом мы узнали, где эти произведения. Мы надеялись, что государство выделит средства на приобретение этих произведений Юлия Литвинец

После переговоров с хозяйкой и с ее доброй воли было решено, что музею крайне необходимо эти произведения иметь в сборке своего основного фонда.

Сначала мы надеялись, что государство выделит средства на приобретение этих произведений, но, к сожалению, не получили ни копейки.

– Это такая большая сумма, что «не по карману» Министерству культуры?

– Скажем так, в бюджет она бы вписалась. Однако, по независящим от музея обстоятельствах, денежные средства так и не были выделены. Но непреодолимое желание обладать этой коллекцией у нас так и не исчезло.

Тома сейчас мы очень рады и очень благодарны нашим партнерам-меценатам, которые согласились помочь, собрали средства и сделали нас обладателями этой по-настоящему выдающейся сборки.

– Какое значение это имеет для Национального художественного музея Украины?

– В коллекции нашего музея собран основной массив произведений Кричевсього – произведения известные, закончены. Великие мастера, такие, как Кричевский, Богомазов, работая над произведением, делали много набросков, эскизов, раскрывающих не только творческий потенциал художника, но и процесс работы над большим монументальным произведением.

Так вот, у музея не было именно этой – подготовительной графической звена. Действительно, эскизы бывают не только графические, но и живописные, словом, у нас их не было. И мы не могли показать весь потенциал и масштаб фигуры Кричевского.

Без эскизов мы не могли раскрыть тайну, как художник создавал каждую деталь, а потом эти детали складывал в одну большую композицию. Это завораживает, знаете! Композиция не разлетается на части, а вдруг гармонично начинает жить. Это передает не только мастерство, но и эмоциональный заряд, который Кричевский вкладывал в свои произведения.

– Говорят, что сейчас тяга к искусству постоянно растет. Музей это чувствует?

– К примеру, в воскресенье нас посетило более 2000 человек. Очередь стояла. Тяжело, но справились.

Конечно, в такие моменты хочется, чтобы музей был более приспособленным, чтобы лучше принимать наших посетителей. Летом душно, зимой свои проблемы...

Но есть такие важные составляющие, которые зависят не только от нашего музея или музеев в целом. Люди хотят ездить по стране и посещать музеи. Туристы хотят приезжать в Украину и посещать музеи. Нужны хорошие дороги, гостиницы, рестораны.

Мы стараемся делать все, что от нас зависит. Мы работаем над тем, чтобы украинское искусство было узнаваемым не только внутри государства, но и за рубежом.

К примеру, 6 февраля у нас открывается великолепный проект в Стамбуле, посвященный Алексею Грищенко. Еще, к примеру, наша экспозиция, посвященная модернизма, которая выстроена в европейском контексте.

NAMU имеет что показать, несмотря на всю его тяжелую историю... Это и Вторая мировая война, и советское время, который был очень неоднозначным для музея...

Но, несмотря на все, сборник творческих работ Национального художественного музея Украины имеет мировой масштаб. А теперь коллекция всего, связанного с Федором Кричевским, стала полной, и, несомненно, лучшей в мире.

Первого февраля в 16 часов состоится торжественная передача графических произведений Кричевского меценатами. Мы очень рады!

– В собственность музея переходит не полная коллекция графики, потому что семья Гіршуні пожелала оставить некоторые рисунки у себя. Это нормально, это вполне их право. Но большое количество, а именно 222 рисунки Федора Кричевского, передаются в собрание Национального художественного музея.

Это эскизы к многих написанных и ненаписанных произведений, то есть задуманных. но по разным причинам не реализованных.

Фактически эти эскизы охватывают все периоды творчества Кричевского – от ранних академических композиций, которые он создавал еще в начале ХХ века, до последних послевоенных работ автора.

Как известно, Федор Кричевский умер в 1947 году, но успел «набросать» еще несколько задумок в карандаше и еще кое-что написать.

Эта коллекция уникальна тем, что она показывает в развитии все творчество Федора Кричевского.

Это был уникальный художник. Он сочетал способности колориста, который видит цвет очень специфично и может отразить это в полотнах, с удивительным мастерством рисовальщика.

Такое сочетание в истории искусств случается очень редко... Обычно или колорист, или мастер рисунка. Это был уникальный художник. Он сочетал способности колориста с удивительным мастерством рисовальщика. Такое бывает очень редко Даниил Никитин

Федор Кричевский выработал свой синтетический рисовальная стиль, в котором есть очень точная линия, что характеризует предметы. Эта линия сочеталась со свето-теневым моделированием, чтобы передать пластику форм.

Сочетанием тонкой линии и мягких пятен художник достиг удивительных высот.

Много рисунков Федора Кричевского уже давно вписаны в историю украинского искусства.

В частности, образы его большой картины «Довбуш» являются шедеврами украинской графики. Этот сборник рисунков и эскизов, которую выкупили для музея, имеет очень высокую художественную ценность Даниил Никитин

А теперь, благодаря меценатам, до тех шедевров, которые есть в нашем сборнике, мы получили важнейший дополнения, с точки зрения как исторического, так и эстетического аспектов. То есть, по этим сборником можно исследовать творчество автора.

Этот сборник рисунков и эскизов, которую выкупили для музея, имеет очень высокую художественную ценность.

Мы делаем такую себе презентацию сборника рисунков, которые нам передают, а именно 50 единиц из коллекции будут представлены в зале музея.

Там не будет живописи, но художественные произведения Кричевского экспонируются отдельно в постоянной экспозиции...

Поэтому можно сделать сравнение эскизов, набросков к картине и результата – завершенной картины Федора Кричевского.

Читайте еще:

В Украине стартовал двухлетний художественный проект «Века украинской абстракции»

Художественные события 2019 года в Украине и новые тренды в восприятии культуры

Богдан Бенюк, Анатолий Хостикоев и Михаил Захаревич о 100-летие театра Франко