Соборность – это общие ценности, а не только общий этнос

Соборность – это общие ценности, а не только общий этнос
(Рубрика «Точка зрения»)

Празднуя День Соборности, украинцы в первую очередь отмечают свое объединение в одном Украинском государстве после более века разделенности в составе различных империй. Мы напоминаем себе, как 101 год назад перед угрозой оккупации и нового разделения заявили о желании строить совместное государство, подписав Акт Злуки УНР и ЗУНР. Тогда украинцев объединила мечта иметь свое государство и реальная угроза потерять себя.

Поэтому если глубже задуматься над значением соборности, мы видим, что речь идет о готовности разделить определенные ценности, приложить усилия для создания и сохранения общины, в которой каждый в безопасности будет ответственен перед каждым и за каждого. Это союз людей, которая готова вместе работать над воплощением этих ценностей в жизнь. Если понадобится – работать долго и упорно, преодолевая препятствия и разногласия.

Остается своя независимое государство для украинцев ценностью? Безусловно, иначе мы бы не мобилизовались на ее защиту в критическом 2014-ом.

Но можно ли в 21-м веке развивать государство или даже общину и объединять людей вокруг этой цели, опираясь исключительно на этническое происхождение? Можно ли в глобализированном мире рассчитывать на абсолютную тождественность взглядов? Даже те, кто стояли на Софийском майдане в январе 1919 года не могли бы похвастаться таким тотальным единством. И все же это не помешало им провозгласить Акт злуки и добавить еще один кирпич в фундамент украинской государственности.

В результате мы снова возвращаемся к разговору о ценностях. Недавно мы были свидетелями того, как во время Революции Достоинства люди разных национальностей, социального статуса, идеологических взглядов творили пространство соборности и сопротивления ради защиты прав человека, ради того, чтобы Украина была частью европейского пространства. Это была соборность граждан, готовых в пределах своего государства строить политическую нацию и ответственное правовое общество. Различность такой общины и ее опыта обеспечивает ей стойкость, многогранность, способность ответить на различные вызовы.

Конечно, политическая нация не означает отказ от своей идентичности. Тем более речь не идет об отказе развивать украинскую культуру. Но это означает умение понять и принять другого – человека с другими взглядами или иной национальности, если он или она разделяют те же основополагающие ценности: уважение к людям, к стране, в которой живут, к закону в конце концов. Это означает готовность к диалогу и готовность включать национальные меньшинства в мир украинской политической нации.

Или сделает уважение к другому нас и наше государство слабее? Или сделает нас слабее осознание человека, его достоинства, свободы и прав высшей ценностью? Вряд ли. Это только наглядно продемонстрирует поразительное отличие украинского пространства свободы, который мы строим, от «русского мира», который нам пытается навязать Россия. Именно осознание значения универсальных ценностей (свободы, равенства, достоинства, верховенства права) и их ежедневное практикование помогает избавляться от большевистского наследия, в котором люди, их права и свобода с легкостью приносились в жертву «светлом коммунистическом будущем» и «революционной целесообразности». Своя независимое государство в первую очередь является тем оплотом, который защищает человека, служит ей. Это важнейший инструмент достижения счастья и безопасности сообщества. И действительно сильной она есть до тех пор, пока все ее члены осознают и помнят – государство является ценностью высшего порядка лишь в той мере, в какой она причастна и служит воплощению универсальных ценностей.

Пожалуй, нет лучшего способа завершить этот текст, чем вспомнить слова Магатми Ганди: «Я называю себя националистом, но мой национализм такой широкий, как Вселенная. Он охватывает все народы. Мой национализм предполагает благосостояние всего мира. Я не хочу, чтобы моя Индия когда-либо эксплуатировала хоть одного человека. Но я хочу, чтобы она была сильной и заражала этой силой все народы».

Это пример соборности, в котором каждый знает себя, свои корни и культуру, но с интересом и уважением смотрит на другого, на его происхождение и культуру, ведь вместе они составляют общину, где уже можно быть свободным и счастливым. Этот пример, который не унижает и не посягает, не дискриминирует и не окупает, но непременно ширится миром, ведь все хотят стать его частью.

Антон Дробович – директор Украинского института национальной памяти