Законопроект «О медиа»: что надо знать

 Законопроект «О медиа»: что надо знать


Законопроект «О медиа» готовят к рассмотрению в Верховной Раде. 29 января состоялось общественное обсуждение с участием депутатов, журналистов, медиаюристов и представителей международных организаций. В отличие от еще одного обсуждаемого «навколожурналістського» документа – проекта Министерства культуры о дезинформации, этот документ вызывает меньше критики со стороны медиасообщества, и все же дискуссии вокруг него продолжаются. Кроме того, в Раде зарегистрирован еще один альтернативный законопроект – «О медиа в Украине». О чем речь?

13 ноября 2019 года глава парламентского Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики, депутат фракции «Слуга народа» Александр Ткаченко представил концепцию «Закона о сми», а 27 декабря законопроект передали на рассмотрение Верховной Рады.

Над текстом работали медиаюристы из «Центра демократии и верховенства права», «Платформы прав человека», «цифровой Лаборатории безопасности», «Независимой ассоциации медиа», Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания и нескольких медиахолдингов.

По замыслу разработчиков, этот документ должен регулировать деятельность телевидения, радио, прессы, онлайн-медиа, всевозможных стрімінгових сервисов и платформ совместного доступа к информации, то есть то, что сейчас регулируется пятью отдельными законами.

«Мы старались, по крайней мере, прописать его таким образом, чтобы охватывались и современные средства коммуникаций, я имею в виду, в первую очередь, мессенджеры, те сами телеграмм-каналы с большими аудиториями», –говорит один из разработчиков документа, медіаюрист, исполнительный директор «Платформы правам человека» Александр Бурмагин.

В то же время, по его словам, речь не идет о почтовые рассылки и сайты бизнесов, для которых распространение массовой информации не является основным видом деятельности.

Для всех остальных предполагается два типа регулирования, рассказывает Александр Ткаченко.

«Это – обязательное лицензирование, если речь идет об аудиовизуальных медиа, а во всех других случаях предусмотрена регистрация, которая касается онлайн-медиа, цифровых платформ и тому подобное. Законом мы определяем статус Национального совета и значительно расширяем его полномочия: теперь Нацсовет будет регулировать не только телевидение и радио, но и другие медиа. Отдельные положения закона предусматривают меры, исключающие вещания государства-агрессора на территории Украины», – объясняет он.

В частности, иностранные телеканалы и радиостанции не смогут получить лицензию в Украине, если они зарегистрированы в государстве-агрессоре, или если Нацсовет выяснит, что редакционный контроль над этим медиа осуществляется резидентами государства-агрессора. В то же время, законопроект предусматривает исключения, если такое решение будет «должным образом обоснованным и учитывать интересы обеспечения информационной безопасности Украины». По состоянию на сейчас единственной государством-агрессором является Российская Федерация Максим Дворовый

«При закладке норм о государстве-агрессоре, мы допускали, что им может быть некий гипотетический теперешний союзник, но по состоянию на сейчас единственной государством-агрессором является Российская Федерация. И соответственно нормы об ограничении контента распространяется на субъектов именно Российской Федерации», – отметил юрист «Лаборатории цифровой безопасности» Максим Дворовый, который входил в группу разработчиков документа.

Также Нацсовет, по этим законопроєктом, будет заниматься перечнем лиц, которые «представляют угрозу национальному медиапространства». Сейчас похожий список составляет Министерство культуры, только он касается лиц, «представляющих угрозу национальной безопасности». В перечень Минкульта, среди прочих, попал ряд иностранных артистов, что, в частности, одобрили аннексию Крыма или незаконно попадали на территорию оккупированного полуострова из России. Что говорят в Раде

С критикой законопроекта в Верховной Раде выступили в «Оппозиционном блоке». Депутат этой фракции Юрий Павленко говорит, в частности, что не поддерживал в профильном комитете рекомендацию принять этот закон в первом чтении, а высказал там свое особое мнение.

Позже в фейсбуке он призвал снять законопроект с рассмотрения и отправить на доработку.

Тем временем,15 января группа депутатов фракции «Европейская солидарность» во главе с Николаем Княжицким зарегистрировали альтернативный законопроект – «О медиа в Украине». Как пояснял депутат, разница – в системах обеспечения прозрачности медиасобственности и относительно перечня лиц, которые угрожают нацбезопасности.

Депутат от «Слуги народа», один из соавторов законопроекта «О медиа» Никита Потураев называет альтернативный законопроект в этом вопросе более жестким, но выражает намерение искать компромисс.

«Будем еще вести дискуссию с Николаем Княжицким относительно более жестких норм по обеспечению трансперентності собственности в медиа и финансово-экономической деятельности медиа, но это уже, так сказать, технический процесс», – говорит он. Что говорят медиа-эксперты

Юрист «Института массовой информации» Али Сафаров считает, что законопроект следовало бы отозвать и подать еще раз в новом виде – с более четкой структурой, а также устранив несоответствия и двойные толкования внутри документа. У нас «Украинская правда» будет подпадать под такое же регулирование, как и какой-то ребенок, что распространяет видеообзоры компьютерных игр, если она получает рекламу Али Сафаров

«Но если мы говорим о изменения между первым и вторым чтением, то в первую очередь нужно четко определить сферу действия закона. Например, у нас «Украинская правда» будет подпадать под такое же регулирование, как и какой-то ребенок, что распространяет видеообзоры компьютерных игр, если она вполучает рекламу (и имеет массовую аудиторию – ред.). Если государство вмешивается в информационные процессы, очень важно, чтобы она не вмешивалась там, где не надо. Потому что за распространение общественно опасной информации у нас и сейчас предусмотрена ответственность, независимо от того, медиа это распространяет, или кто-то другой», – замечает он.

Что же до представленного депутатами «Европейской солидарности» альтернативного законопроекта, то, по словам Сафарова, тот не слишком отличается от провластного.

«К сожалению, как по мне, основные проблемы этого законопроекта он оставляет», – говорит он.

Нетоксичным, но дискуссионным называет документ председатель Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко. Он, в частности, не одобряет идею того, чтобы этот закон регулировал деятельность всех медиа, а не только телевидения и радиовещания. Нацсовет должен быть политически независимым регулятором Сергей Томиленко

«И стоило бы сосредоточиться на том, как мы можем в украинских реалиях повысить доверие к медіарегулятора – Нацсовета по вопросам телевидения и редіомовлення, а не перед этим же старым регулятором ставить огромные задачи администрирования всего в Украине. Нацсовет должен быть политически независимым регулятором, а в Украине пока существует Нацсовет, столько продолжаются дискуссии о влиянии или президента, или ведущих политических сил, или олигархических групп на этот орган», – говорит он.

Во время публичного обсуждения законопроекта 29 января консультант Совета Европы Крішітіна Разгоне также говорила о важности независимости регулятора. По ее словам, важно поставить высокую планку относительно опыта и квалификаций членов Национального совета и проверять отсутствие у них конфликта интересов. В общем она проанализировала все разделы законопроекта и высказала предложения относительно каждого из них.

Украина взяла на себя обязательства реформировать медиасферу, в частности, в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, и работа над таким профильным законопроєктом длится уже второй созыв Верховной Рады, отмечает заместитель председателя офиса Совета Европы в Украине Елена Литвиненко. Для нас важно, чтобы было достаточно времени между первым и вторым чтением, чтобы медіаспільнота и медиаорганизации имели возможность высказать свою позицию Елена Литвиненко

«Безусловно, для нас чрезвычайно важно, чтобы было достаточно времени между первым и вторым чтением, чтобы медіаспільнота и медиаорганизации имели возможность высказать свою позицию, а Верховная Рада – принять их во внимание», – подчеркнула она.

28 января парламентский комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики, который возглавляет Александр Ткаченко, рекомендовал парламенту принять за основу законопроект «О медиа». Альтернативный законопроект «О медиа в Украине» также планируется вынести на рассмотрение в сессионный зал.