Мы в соцсетях. Подпишись!

Молитвы услышаны? Обретения независимости от Москвы и признание в мире Православной церкви Украины (ПЦУ)

 Молитвы услышаны? Обретения независимости от Москвы и признание в мире Православной церкви Украины (ПЦУ)


Благочестивые и патриотические. Для Виктории посещение церкви в украинской столице – больше чем просто успокоение для души. Каждое воскресенье ее можно встретить в храме Святого Николая на Татарке.

Квадратный, белый, однокупольный храм является частью Православной церкви Украины (ПЦУ), которая получила автокефалию – независимость церковную – немного больше чем год назад.

«Мне здесь нравится, – говорит Виктория, которая отказалась назвать свою фамилию. – Мне нравятся священники, мне нравится, как они проводят службы. Я – украинка и я – патриот. Я поддерживаю все украинское».

Создание ПЦУ ознаменовало исторический разрыв с Московским патриархатом (РПЦ представлена в Украине УПЦ (МП)), который положил конец более чем трехвековой духовном контроля России над доминирующей в Украине церковью.

Это также спровоцировало один из самых масштабных расколов внутри христианства за последнее тысячелетие.

После того, как патриарх Константинопольский Варфоломей, духовный глава 300-миллионного православного христианства в мире – издал томос, или, другими словами, указ, который 5 января 2019 года предоставил независимость ПЦУ, Московская патриархия ответила разрывом связей с Константинополем.

Тогдашний президент Украины Петр Порошенко заявил, что создание новой церкви «войдет в историю, как день, когда Украина наконец получила [свою] независимость от России».

Варфоломей издал томос в тот момент, когда связи между Киевом и Москвой уже были в чрезвычайно напряженном состоянии. Россия аннексировала Крымский полуостров в марте 2014 года и вскоре после этого начала оказывать военную, экономическую и политическую поддержку формированием в отдельных частях восточной Украины. В военном конфликте на востоке погибло более 13 000 человек.

В то же время президент России Владимир Путин утверждал, что создание новой церкви имеет целью «расколоть народы России и Украины, посеять национальный и религиозный раздор».

На фоне враждебного отношения со стороны Кремля и патриарха Русской православной церкви Кирилла ПЦУ столкнулась с риском закрытия церкви в оккупированном Россией Крыма и другими преследованиями. Но даже на материковой Украине в ПЦУ есть свои противники, а том числе и патриарх Филарет, который возглавлял Киевский патриархат до того, как на его место пришла ПЦУ.

Однако, более пол тысячи приходов вышли из-под юрисдикции УПЦ (МП) и присоединились к ПЦУ в прошлом году. Один лишь факт существования ПЦУ является поводом для празднования, утверждал глава украинской церкви, 40-летний митрополит Епифаній. Достигнута цель многовековой борьбы за автокефалию, установления исторической справедливости путем освобождения Украины от незаконного контроля Российской церкви над Украиной Глава ПЦУ Епифаний

«Несмотря на многочисленные проблемы и противодействие недоброжелателей, прошлый год показал рождение украинской православной церкви», – сказал Епифаній 14 декабря 2019 года Софийском соборе в Киеве.

«Таким образом, была достигнута цель многовековой борьбы за автокефалию, установления исторической справедливости путем освобождения Украины от незаконного контроля Российской церкви над Украиной», – подчеркнул глава церкви. Новая Церковь

Новая церковь была основана на поместном соборе, который состоялся в Софии Киевской 15 декабря 2018 года. На этом церковном соборе присутствовало старшее духовенство Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Эти две церкви прекратили свое существование, чтобы сформировать новую ПЦУ. В поместном соборе также приняли участие двое епископов УПЦ (МП).

Менее чем через месяц, 5 января 2019 года, Варфоломей подписал томос, сделав ПЦУ 15-ю поместной православной церковью, которая получила признание церковной иерархии.

Для многих украинцев это было грандиозное духовное событие, объясняет Виктор Еленский, эксперт по религиозным вопросам и бывший депутат украинского парламента от партии «Народный фронт».

«Вопрос об автокефалии никогда не было исключительно религиозным, поскольку политика всегда шла впереди идеологии», – заявил Еленский русской службе Радио Свобода в недавнем интервью.

«Это очень значимое событие для миллионов украинцев, которые перестали быть «безблагодатными», «раскольниками» и так далее, как их называла в основном Московская патриархия», – отметил Єленский.

За прошлый год 520 церквей УПЦ (МП) перешли к ПЦУ, которая в настоящее время зарегистрировала 7000 приходов, 77 монастырей и 47 епархий или церковных округов. Кроме Константинопольского патриарха Варфоломея, ПЦУ в настоящее время признана также Элладской православной церковью и Александрийским патриархатом.

УПЦ КП и УАПЦ официально прекратили свое существование 14 декабря 2019 года, когда Министерство юстиции Украины объявило об аннулировании их регистрации. Церковь в Москве все еще сильна?

УПЦ (МП), которая не признает ПЦУ как автокефальную церковь, продолжает функционировать и, если верить статистике, как и раньше превосходит ПЦУ по количеству приходов. На сегодняшний день зарегистрировано около 12 тысяч приходов УПЦ (МП). Кроме того, практически все наиболее значимые для православных верующих религиозные святыни страны остаются под контролем Московского патриархата.

Кроме того, УПЦ (МП) во главе с блаженнейшим Онуфрием поддерживает патриарх Российской православной церкви (РПЦ) Кирилл, который, повторяя сказанное ранее Путиным, осудил ПЦУ, назвав ее попыткой создания Украины и США «разорвать последнюю связь между нашими народами [русскими]».

РПЦ создала специальный вебсайт «На ��защита единства Русской православной церкви», на страницах которого критикуется новая украинская церковь и выражается поддержка деятельности патриарха Онуфрия.

Московский патриарх Кирилл также разорвал связи Русской православной церкви со Вселенским патриархом Варфоломеем, Элладской православной церковью и Александрийским патриархатом, базирующиеся в Египте. Эти три поместные православные церкви признают ПЦУ. Сербская православная церковь, в свою очередь, поддержала Москву в этом противостоянии.

Несмотря на эти усилия, УПЦ (МП) медленно проигрывает «духовные войны», утверждает Анатолий Бабинский, историк православной церкви в Институте восточно-христианских исследований имени митрополита Шептицкого в Университете Торонто. По его информации, УПЦ (МП) имеет от 9 000 до 10 000 приходов, а не 12 300, как заявляет сама церковь.

«Чтобы зарегистрировать новую религиозную организацию, нужно всего 10 человек, – говорит Бабинский. – Также трудно посчитать фактическое количество людей, которые изменили церковную юрисдикцию. Потому что в городах и поселках, где есть приходы различных церквей, люди могут легко изменить свою церковную принадлежность, проголосовав руками».

Глава ПЦУ митрополит Епифаний отреагировал на критику Кирилла тем, что назвал РПЦ «последним форпостом Владимира Путина в Украине» и предсказал, что российское влияние постепенно потеряет свою силу в результате независимости украинского православия. Чья собственность?

Количество приходов УПЦ (МП) возможно и является дискуссионным вопросом, но ее контроль над ключевыми православными активами в Украине нет. Самым ценным объектом, который находится в собственности церкви, является, пожалуй, Киево-Печерская лавра, монастырь, где мумифицированные тела монахов покоятся в подземных лабиринтах украинской столицы. Духовенство УПЦ (МП) предсказывало, что украинские ультранационалистические силы попытаются насильно захватить контроль над многими православными объектами, включая Киево-Печерскую лавру. Эти «зловещие пророчества» так и не были реализованы, но проблема владения ключевыми православными объектами продолжает оставаться острой.

В целом, президент Украины Владимир Зеленский старался не поднимать этот вопрос, призывая представителей обеих церквей к диалогу.

«Вера должна объединять, а не разделять», – сказал он.

По словам Бабинского, чтобы разрубить этот гордиев узел, который представляет собой церковная собственность, нужно время.

«Что касается значимых православных монастырей или лавр, то они находятся в собственности украинского государства, поскольку является частью национального наследия Украины. С другой стороны, они арендуются Московским патриархатом», – объясняет он, добавляя, что многое будет зависеть от самой ПЦУ и от ее признания всем православным миром. Огудник патриарх Филарет

Возможно, самая большая угроза для новой церкви может исходить из ее собственных рядов. Патриарх Филарет, отлученный от церкви Московским патриархатом после того, как в 1992 году провозгласил Киевский патриархат, независимый от Москвы, был активным сторонником независимой украинской церкви.

Однако 90-летний Филарет не был доволен своим новым титулом «почетного патриарха» ПЦУ и чувствует, что должность, которую пообещали ему, досталась Епифанию. Он стал ярым критиком новой церкви.

Многие аналитики определяют противостояние между Филаретом и Епифанием, как конфликт поколений.

«Я часто говорил с почетным патриархом Филаретом о его взглядах на устройство православной полноты, – говорит эксперт по религиозным вопросам Еленский. – Конечно, он демонстрирует тот выучка, которую получил, обучаясь в Московской духовной академии, обучение, в котором произошло его формирование».

«Без сомнения, епископы с советским образованием воспитывались и готовились более-менее одинаково», – добавляет российский религиозный деятель Сергей Чапнин. Филарет «был одним из первых людей, кто открыто и последовательно – фактически от юношества – согласился сотрудничать с советским правительством, с Советом по делам религии [советской эпохи] и с КГБ. Такие люди, к сожалению, не меняются».

Филарет о Собор, конкурентов Епифания и шантаж КГБ

Россия фактически контролирует Крым, поэтому не удивительно, что ПЦУ и ее духовенство сталкиваются с преследованиями на полуострове. В начале 2014 года в составе Киевского патриархата православной церкви было 46 приходов. Год спустя их осталось только восемь.

Последняя крупная община ПЦУ была выселена из здания церкви в сентябре по решению суда в столице полуострова Симферополе. В том же месяце Министерство юстиции России в оккупированном Крыму в третий раз с 2014 года отказало ПЦУ в регистрации, согласно нормам российского законодательства. В ноябре суд Крыма обязал ПЦУ снести свою часовню в Евпатории.

В марте 2019 года руководитель Крымской епархии ПЦУ Климент был ненадолго задержан местной полицией.

То, как Россия обращается с верующими в Крыму, Епифаний назвал «репрессиями сталинской эпохи». «Это напоминает сталинскую эпоху в СССР, когда церкви были разрушены», – сказал он украинской службе Радио Свобода. Церковь, которая находилась под управлением Киевского патриархата, подвергалась нападению с самого начала российского вторжения Галина Койнаш

Член Харьковской правозащитной группы Галина Койнаш говорит, что ПЦУ остается одним из немногих, оставшихся в Крыму символов «украинской идентичности», поэтому она и является мишенью для местных российских лидеров.

«Церковь, которая находилась под управлением Киевского патриархата, подвергалась нападению с самого начала российского вторжения», – пояснила Койнаш в комментарии для Радио Свобода.

«Наибольшее давление почувствовала именно украинская православная церковь. Во-первых, потому что она является отражением украинской идентичности в оккупированном Крыму, а во-вторых, потому что она публично осудила аннексию», – отмечает Галина Койнаш. Надежды на новую церковь

Несмотря на трудности, говорит Сергей Чапнин, в ПЦУ есть уникальный шанс стать первой православной церковью на постсоветском пространстве, которая действительно избавилась от наследия коммунистической эпохи.

«Ключевой вопрос сейчас заключается в том, что в православной церкви есть шанс порвать со своим советским прошлым, – говорит он. – Если я и возлагаю надежды на будущее автокефальной церкви в Украине, то эти надежды, прежде всего, на создание яркой, молодой, динамичной церкви, которая не будет ни советской, ни постсоветской».

Вернувшись в Киев в Никольской церкви, прихожанка Татьяна отмечает, что ПЦУ в основном все делает правильно.

«Я чувствую себя здесь очень комфортно, – рассказывает Радио Свобода Татьяна, не желая называть свою фамилию. – Духовенство здесь замечательное. Что касается Московского патриархата, мне там всегда было не по себе. Здесь все по-украински. Мне здесь комфортнее». «В борьбе против ПЦУ Москва еще больше загоняет себя в ловушку»