Сотрудничество украинской железной дороги и Deutsche Bahn: что известно на этот момент

 Сотрудничество украинской железной дороги и Deutsche Bahn: что известно на этот момент


Премьер-министр Алексей Гончарук заявил во время экономического форума в Давосе о намерении передать в управление Deutsche Bahn украинскую железную дорогу на 10 лет. Как пояснил глава правительства, соответствующий меморандум стороны подписали накануне, 22 января. В немецкой компании в свою очередь уточнили, что речь идет прежде всего о консультативную поддержку. Впрочем, эксперты отмечают, что детали договоренностей и условия сотрудничества станут известны только в феврале.

Передача украинской железной дороги во временное управление национальному оператору железнодорожных перевозок Германии премьер Алексей Гончарук назвал «екосистемним решением», которое должно показать: Украина открыта и готова к внедрению европейских стандартов. Официальные документы еще должны быть подписаны. Но политическое решение уже принято Алексей Гончарук

«О деталях еще нужно договариваться, конечно. Официальные документы еще должны быть подписаны. Но политическое решение уже принято», – отметил премьер-министр Украины на украинском завтраке на полях международного экономического форума в швейцарском Давосе.

Министр инфраструктуры Владислав Криклий назвал это главной новостью в отрасли.

«После внедрения реформы железнодорожных перевозок в Германии, использование железнодорожных сетей стало на 32% эффективнее, доходы Deutsche Bahn AG выросли на 174%. Именно об изучении опыта и его имплементацию говорится в соглашении. О продаже или аренде стратегически важного государственного объекта, как «Укрзализныця», речь не идет», – пояснил он.

В Deutsche Bahn, тем временем, также отрицали, что руководить украинской железной дорогой.

«DB Engineering & Consulting – консалтинговая компания в составе Deutsche Bahn, что работает над проектами в сферах инфраструктуры, мобильности и транспорта, – консультировать и поддерживать «Укрзализныцю» в предпринимательских и технических вопросах», – отметили представители пресс-службы компании в комментарии Deutsche Welle. Что говорят в профильном комитете

В инфраструктурном комитете Верховной Рады новость восприняли неоднозначно. Заместитель председателя комитета, депутат от «Голоса» Юлия Клименко заявила, что о договоренности с немецкой транспортной компанией узнала только во время форума в Давосе, и что они, по ее мнению, могут нести угрозу национальным интересам. Правительство не может передать «Укрзализныцю» в управление, потому что это стратегический объект величиной с 5% ВВП Украины Юлия Клименко

«Судя по всему, премьер-министр Украины не только не экономист, но и не юрист. Он не знает, что правительство самостоятельно не может передать «Укрзализныцю» в управление, потому что это стратегический объект величиной с 5% ВВП Украины. Правительство, которое борется с коррупцией, рассказывает о прозрачности и приглашает в Давосе инвесторов в Украину, под столом на тайных и неконкурентных условиях передает в управление крупнейшую компанию Украины немецкий компании, которая не является прибыльной и субсидируется немецким государственным бюджетом в огромных размерах – примерно 12 миллиардов евро», – написала она в фейсбуке.

Вместе с тем, по словам еще одного заместителя председателя комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры, депутата от «Слуги народа» Владимира Крейденка, реформированию украинской железной дороги отражено, в частности, в Соглашении об ассоциации с ЕС, и Министерство транспорта и инфраструктуры ищет инвесторов, иностранных специалистов и партнеров для проведения необходимых трансформаций.

«Договоренности с Deutsche Bahn, достигнутые в Давосе относительно консультирования «Укрзализныци» в предпринимательских и технических вопросах, является логическим продолжением таких шагов. Хотел бы напомнить, что за последний период министерством были также достигнуты договоренности по сотрудничеству с китайской компанией CRCC для модернизации украинской железной дороги и реализации транзитного потенциала Украины. Наша железная дорога, в рамках имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС, вскоре должна быть разделена на три отдельные подразделения, которые будут заниматься инфраструктурой, грузовыми и пассажирскими перевозками. К тому же, «Укрзализныця» должна стать публичной и выйти на ІРО (первичное публичное размещение акций – ред.). Это является нормальной европейской практикой», – отметил он в комментарии Радио Свобода. Что говорят эксперты

Сейчас речь идет скорее о намерениях сторон, а детали и условия сотрудничества с немецкой компанией станут известны в начале февраля, когда будет подписано финальное соглашение о стратегическом партнерстве, отмечает директор «Центра транспортных стратегий» Сергей Вовк. Украине нужны, в первую очередь, немецкие технологии управления Сергей Вовк

«Я положительно оцениваю факт такого сотрудничества. Я считаю, что Украине нужны, в первую очередь, немецкие технологии управления, опыт в разделении компании на три составляющие. Они давно прошли этот опыт и, конечно, этот опыт ценен для Украины. Кроме того, Украине нужно привлекать механизмы сотрудничества с международным капиталом. Это касается и инвестиций в инфраструктуру, и инвестиций в подвижной состав. Я думаю, если бы мы имели такого партнера, как Deutsche Bahn, то их привлекать было бы проще», – предполагает эксперт.

Для Deutsche Bahn, в свою очередь, это будет не первый такой международный проект сотрудничества, отмечает Вовк. Он насчитал таких около сотни.

«Один из последних примеров – это сотрудничество Deutsche Bahn и казахских железных дорог. Она тоже была начата осенью прошлого года, и ее задача состоит в улучшении операционного управления казахскими железными дорогами. Но что касается Украины, здесь важно, чтобы мы сразу проговорили результаты, которые хотим и можем получить», – говорит Сэр��й Волк.

Заместитель директора «Центра экономической стратегии» Дмитрий Яблоновский также положительно смотрит на сотрудничество украинской и немецкой железных дорог с точки зрения изучения иностранного опыта. Не надо, я думаю, изобретать велосипед, а надо брать и изучать опыт европейских компаний Дмитрий Яблоновский

«Происходит европейская интеграция, поэтому, конечно, полезно изучать опыт европейских компаний: немецкой, польской и других. Есть концепция реформирования железной дороги, подходы, как частных компаний с собственными локомотивами допускать к путям, что делать с пассажирскими перевозками, пригородными. Поэтому не надо, я думаю, изобретать велосипед, а надо брать опыт европейских компаний, которые уже определенным образом это организовали, и изучать их опыт», – убежден он.

В то же время, по словам эксперта, если речь, все же, о передаче управления «Укрзализныцей», то здесь надо быть осторожными.

«В Украине я не слышал о прецедентах, когда государство делегировало кому-то другому управление государственными компаниями, и не уверен, что существует уже здесь правовая база, чтобы это делать», – говорит Яблоновский.

27 декабря прошлого года в Кабмине заявили об утверждении плана реформирования отрасли железнодорожных перевозок в Украине. Там говорится о введении контрактного заказ пассажирских перевозок, которые будут признаны общественно важными; мероприятия по обеспечению безопасности перевозок при открытии рынка перевозчиков; план реструктуризации АО «Укрзализныця» для подготовки компании к открытию рынка железнодорожных перевозок и первичного размещения акций (IPO).