Трагедия украинского самолета бросает вызов риторике Тегерана относительно сбития США иранского лайнера в 1988 году

 Трагедия украинского самолета бросает вызов риторике Тегерана относительно сбития США иранского лайнера в 1988 году
Golnaz Esfandiari

«Ненарочно», как утверждает Иран, сбивание украинского пассажирского самолета близ Тегерана, в результате чего погибли 176 человек, среди которых больше всего иранцев, вызвало воспоминания о похожей трагедии: сбивание 1988 года кораблем США иранского авиалайнера над Ормузским проливом, когда погибли все 290 человек в нем, в том числе 66 детей.

В течение последних трех десятилетий клерикальная власть Ирана часто использовала ту катастрофу, которая произошла во время напряженных отношений между Тегераном и Вашингтоном, как инструмент пропаганды относительно так называемого «государственного терроризма США» и «пренебрежения к Вашингтону человеческих жизней», наводя на мысль, что то сбивание было сознательным.

Но, говорят аналитики, когда 8 января противовоздушная оборона Корпуса стражей Исламской революции сбила украинский авиалайнер через «человеческую ошибку», риторика Тегерана против США в связи с трагедией 1988 года потерпела провал.

«Она показала, что такие ошибки могут происходить в профессиональных вооруженных силах, даже иранских. Ошибки во время войны могут совершить даже лучшие военные силы, и оба инциденты показывают, насколько разрушительными могут быть последствия», – говорит Афшон Остовар, профессор по вопросам национальной безопасности Школы последипломного образования ВМС США в Калифорнии.

Салам Вакиль, замдиректора программы Ближнего Востока и Северной Африки исследовательского центра Chatham House в Лондоне, говорит, что сбитии украинского самолета стало вызовом «трьохдесятилітній риторике о жертвенности Ирана вокруг такого же действия США 1988 года».

Сбитии украинского самолета вызвало в Иране ярость и обвинения властей страны в халатности и пренебрежении к жизням простых иранцев во время усиления напряженности в отношениях с США.

Инцидент произошел через несколько часов после того, как Тегеран осуществил ракетный удар по двум военным базам в Ираке, где дислоцируются войска США, чтобы отомстить за ликвидацией Вашингтоном главного иранского военного командующего Касема Солеймани 3 января.

Много кто поднимает вопрос, почему гражданским самолетам разрешали полеты в воздушном пространстве Ирана в то время, когда иранские военные были в полной готовности из-за возможной возмездие США. Также раздается критика Тегерану за то, что он лишь с трехдневным промедлением и после растущего давления Запада признал свою вину.

Как говорит Остовар, отныне власти Ирана уже не может рассказывать иранцам о том, как США сбили самолет компании Iran Air рейса 655 без того, что иранцы будут вспоминать и о том, как их власть сбила украинский самолет.

«Сбивание (украинского самолета рейса PS752 не только затінило все пропагандистские победы в результате ракетного удара Корпуса стражей Исламской революции (по базам США в Ираке), – оно еще и быстро затмило все соболезнования, добытые убийством Солеймани», – сказал он Радио Свобода.

Но, говорит Реза Акбари, руководитель программ в международном исследовательском центре «Институт отчета о войну и мир», консерваторы в иранской властной системе пытаются и здесь сложить вину на США.

«Твердолобые умники на государственном телевидении пытаются выкрутить этот инцидент как побочную жертву войны, и то незначительную жертву, заплаченную за обеспечение безопасности границ страны. Представители режима и чиновники Корпуса стражей Исламской революции начали сдвигать вину на США, заявляя, что администрация (президента США Дональда) Трампа начала круг эскалации», – говорит он.

Президент Ирана Хасан Ругани, выступая ранее на этой неделе, пообещал расследовать «непростительную ошибку», а представитель судебной ветви власти Голамхосейн Эсфандиари заявил, что нескольких человек уже арестовали, не предоставив подробностей.

Как говорит Акбари, президент Ругани и его правительство, в отличие от консерваторов, согласились с признанием вины, и это наводит на мысль, что отношения Тегерана отличное от позиции США, которые официально так и не извинились за сбивание 1988 года.

Верховный руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи зато призвал к национальному единству и выступил в защиту вооруженных сил после разъяренных протестов из-за трагический инцидент.

«Иранский народ любит и стремится сопротивления мировым державам, а не капитуляции», – сказал 80-летний руководитель страны, публично выступив на пятничных молитвах, главных в течение недели, впервые за последние восемь лет. Гибель украинского самолета в Иране. Что нужно знать Самолет Boeing 737-800 NG авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (рейс PS752, регистрационный номер UR-PSR) вылетел около 6:10 8 января по маршруту Тегеран-Киев, исчез с радаров через несколько минут после подъема в воздух. Погибли все 176 человек, находившихся в самолете, – 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Авиакомпания МАУ опубликовала списки погибших пассажиров и членов экипажа. Среди погибших в катастрофе было больше всего граждан Ирана (82 человека) и Канады (63 человека), а также 11 граждан Украины (2 пассажира и 9 членов экипажа), 10 граждан Швеции, 4 – Афганистана, 3 – Германию, 3 – Великобританию, сообщил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко. Кем были погибшие в авиакатастрофе в Иране украинцы: подробности по ссылке. Самолет был произведен в 2016 году, полученный МАУ напрямую с завода Boeing, прошел последнее плановое техническое обслуживание 6 января 2020 года. МАУ заявляет, что гарантирует исправность своих самолетов и высокую квалификацию пилотов. Согласно первой реакцией иранской стороны, самолет разбился из-за технической причины, которые привели к аварии двигателя. 11 января, через 3 дня после катастрофы, президент Ирана Хасан Ругани признал, что иранские военные по ошибке сбили пассажирский Boeing 737 «Международных авиалиний Украины». Он распорядился найти виновных в этой трагедии. Командующий воздушными силами Корпуса стражей Исламской революции Амир Али Хаджизаде сообщил, что оператор противовоздушной обороны Ирана самостоятельно решил выпустить крылатую ракету по самолету, не сумев связаться с командованием.

Хаменеи обвинил врагов Ирана в том, что те использовали аварию самолета, чтобы поставить под сомнение исламскую власть страны, ее вооруженные силы и элитный Корпус стражей Исламской революции, который, по его словам, «защитил безопасность» Ирана.

Сбивание самолета авиакомпании Iran Air " 3 июля 1988 года произошло в последние дни ирано-иракской войны поразило страну: болезненные образки погибших и их родственников в трауре широко публиковались в средствах информации, публикующиеся снова и снова каждый год на годовщину трагедии.

Сначала США отрицали, что вообще что-то знают об этом инциденте.

Но вскоре Военно-морские силы США заявили, что иранский лайнер, который летел из иранского портового города Бендер-Аббасу до Дубая, был ошибочно определен как иранский истребитель F-14 и сбит двумя зенитными ракетами, запущенными с ракетного крейсера США Vincennes, который перед тем вел перестрелку с иранскими боевыми катерами в Персидском заливе и опасался ответа иранской авиации.

США выразили сожаление по поводу гибели людей, но выступили в защиту решения капитана корабля Уильяма Роджерза. Вашингтон также обвинил Тегеран в том, что тот позволил «гражданском самолете, полном пассажиров, продолжить полет над боевым кораблем, который совершает боевые действия».

Капитан первого ранга Роджерз позже получил военный орден «Легион заслуг», что разозлило Иран и укрепило в Тегеране веру в то, что сбивание было предупреждением от Вашингтона, что США готовы открыто стать на сторону Ирака в разрушительной восьмилетней войне.

«Если это была ошибка, то почему ему дали медаль? Если это была ошибка, его должны были наказать. Это означает, что вы лжете!» – заявил в адрес США спикер парламента Ирана Али Лариджани на чествовании 31-й годовщины трагедии прошлого года.

Отчет международной группы авиационных экспертов, обнародованный через несколько месяцев после трагедии 1988 года, пришел к выводу, что среди причин сбития самолета был ряд ошибок ВМФ США.

Позже Соединенные Штаты выплатили семьям жертв десятки миллионов долларов после того, как Иран обратился по этому делу в Международный суд.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ Анна Белорусец Акт Злуки: на пути к созданию Украинского государства Виталий Портников Варшавское восстание против Путина. В Польше отвечают на каждый выпад Кремля Юрий Гнаткевич Языковая деколонизация Украины. Или сжег себя Олекса Горняк сегодня? Петр Кралюк Великий украинец Иван Пулюй. Будет достойно отмечено его 175-летний юбилей? 20 крупнейших новаций Украинского правописания 2019 года В ДРУГИХ СМИ Загрузка... Recommended «Киборги» Донецкого аэропорта. Цитаты