Изображение Богородицы Оранты в Софийском соборе до сих пор называют «Нерушимой стеной» – историк

Изображение Богородицы Оранты в Софийском соборе до сих пор называют «Нерушимой стеной» – историк


В 988 году, приняв крещение «из рук» Византии, Украина-Русь приняла и пантеон святых во главе с универсальными культами Христа и святой Троицы. Однако особое место в пантеоне как в Византии, так и на Руси принадлежало Богоматери – небесной покровительнице Руси и ее руководителей. Почитание Божией Матери пронизывало все грани политической, культурной, общественной жизни новонаверненої страны. Оно воссоздалось в храмостроительстве, литературных произведениях, изобразительном искусстве и тому подобное. Фактически почитания Царицы небесной происходило на государственном уровне, часто по инициативе княжеских семей. О том, почему Богородица пользовалась таким огромным уважением во времена Украины-Руси, Радио Свобода рассказала кандидат исторических наук Надежда Верещагина (Одесса).

– Почитание Божьей Матери вообще является традиционным для христианского мира. Ее прославляют не только как Матерь Господа, но и как небесную покровительницу всех христиан. Особенно мощным ее культ был в Византии: там в честь Божьей Матери строили храмы, посвящали ему литературные произведения и устраивали праздники. Царица небесная, так сказать, выполняла ведущую роль в общественно-политической и духовной жизни империи. Руководители Византии считали Царицу небесную своей покровительницей, «патронессой».

Нет ничего удивительного, что с крещением Русь приняла культ Божьей Матери, тем более, что первое знакомство києворусичів с культом произошло раньше – 860 году во время похода на Константинополь киевского князя Аскольда.

Как свидетельствуют византийские источники, тогда Константинополь молил Божию Матерь, чтобы она не допустила захвата города «варварами» – и вдруг в бухте Золотой Рог поднялась страшная буря, которая уничтожила киевскую флотилию и спасла греков-христиан. Это событие так поразило язычников-русов, что память о ней сохранялась в течение веков.

– Вы в своей книжке пишете об патрональную миссию Богоматери в Киеве, а затем на всей Руси. В чем заключалась эта миссия?

– Чествование Пресвятой Богородицы пронизывало все сферы культурной, общественной, политической жизни новонаверненої в христианство страны. Сакральное пространство Киева был насыщен «знаками» культа, его инициировало супругов крестителей Руси – Владимир Великий и Анна Порфірородна. Крестители Руси – Владимир Великий и Анна Порфірородна стали основателями монументального храмового комплекса Пресвятой Богородицы Десятинной

Так, они стали основателями монументального храмового комплекса Пресвятой Богородицы Десятинной.

Я в своей книжке («Христианские культы и реликвии древнего Киева») подчеркнула: Богородичный вектор Верхнего (княжеского) города объединил Десятинный мемориал, Софийский собор, церковь Благовещения на Золотой Ворот.

А алтарная мозаичная икона Софийского собора «Богородица Оранта», которую киевляне назвали «Нерушимой стеной», является духовную, молитвенную, защитную функции культа Божьей Матери. Царицу небесную почитали как свою покровительницу и в Печерском монастыре.

– А как обычные, то рядовые жители Украины-Руси относились к Богородице?

– Летописные источники и фольклорные произведения свидетельствуют, что в народном религиозном сознании Божья Мать воспринималась как заместитель по новообращенный народ. Киевляне считали ее покровительницей города, которая защищала Киев от вражеской силы, появляясь на городских стенах, освобождая киевлян из половецкого плена. В народе «Богородицу Оранту», центральный образ Софийского собора, до сих пор называют «Нерушимой стеной».

– Сохранились до наших времен, например, иконы суток Украины-Руси?

– Летописные источники сообщают, что на территории Киева хранились чудотворные иконы-реликвии Божьей Матери, которым вклонялись и у которых молились и князья, и городской люд.

К сожалению, невозможно подсчитать, сколько раз в своей истории Киев переживал опустошительных пожаров, нападений воинственных врагов, разрушений, откровенного мародерства и тайных ограблений, теряя свою «святость». Поэтому с древних богородичных раритетов фактически ничего не сохранено. Икону Богородицы Вышгородской похитил князь Андрей Боголюбский: эту икону в России чествуют как «Владимирскую», она хранится в Третьяковской галерее в Москве

Несколько историй на эту тему: начало XII века из Константинополя в Киев доставляют иконы Божией Матери, известные под названиями «Пирогоща» и «Вышгородская».

Первая из них была в церкви Пресвятой Богородицы Пирогощи на Подоле, а впоследствии была утрачена.

Вторую похитил князь Андрей Боголюбский: до сих пор икону в России чествуют как «Владимирскую», она хранится в Третьяковской галерее в Москве. Киевское корни проявляет чудотворная икона Холмской Богоматери константинопольского письма, которое сейчас хранится в музее города Луцка. Украина-Русь XI века. Новое исследование фресок Софийского собора дало неожиданные результаты Княжа Украина-Русь в граффити Софийского собора. Киевляне писали и о личной жизни