Крымскотатарская культура выживает даже в российской оккупации ‒ активисты

 Крымскотатарская культура выживает даже в российской оккупации ‒ активисты


Пророссийский телеканал «Миллет», подводя итоги прошлого 2019 года, утверждает, что в Крыму успешно «возрождается крымскотатарская культура». «Миллет» сообщает, что президент учреждения культуры и творческие коллективы принимали участие в мероприятиях не только в анексованому Крыму, но и в регионах соседней России и даже дальнего зарубежья.

«Самые популярные крымскотатарские художественные коллективы Крыма проводят примерно 200 концертов в месяц. Гастролируют во всем мире, недавно ансамбль «Хайтарма» выступил на фестивале крымскотатарской культуры в Турции. Крымскотатарскому музею культурного наследия исполнилось 20 лет, здесь постоянно работают тематические выставки. Сезон был богатым на события, десятки выставок из «золотого фонда», в частности, в Санкт-Петербурге и Турции. Крымскотатарская культура возрождается, а вместе с ней и весь народ», ‒ сообщает телеканал.

Крымскотатарский активист Нариман Джелял считает, что культурных достижений крымскотатарского народа могло быть гораздо больше, если бы «со стороны власти не производились негласные препятствия».

«Развитие крымскотатарской культуры происходит при любых обстоятельствах. Замедляется, ускоряется, но не останавливается. Но я не стал бы записывать этот факт как достижение (российской) крымской власти или ее прихлебателей. Это результат творческого труда самих крымских татар: артистов, музыкантов, поэтов, художников и других. И если бы, наоборот, со стороны властей не производились негласные препятствия, культурных достижений было бы еще больше. Приводя статистику концертов, не указывают на их качество, а там и утренники, и провинциальные гастроли и тому подобное. Это все нужное, но можно ли считать их показателем качества работы музыкальных и театральных коллективов? Кстати, почему замалчивается ситуация в крымскотатарском театре, последний сезон которого зрители оценили достаточно низко?» ‒ прокомментировал ситуацию активист для Крым.Реалии.

Аналогичной точки зрения придерживается и председатель избирательной комиссии Курултая крымскотатарского народа Заир Смедляев: он считает, что крымскотатарская культура развивается только благодаря усилиям самого народа. Крымскотатарский народ сохранился и развивается независимо от желания той или иной власти его уничтожить Заир Смедляев

«Крымскотатарский народ сохранился и развивается независимо от желания той или иной власти его уничтожить, придумывая при этом разные себе оправдания! Сохранилась и развивается и культура крымскотатарского народа, несмотря на многократные попытки ее уничтожения тем или иным тираном-правителем. Развивается она и сегодня, даже в тех условиях, в которых оказался наш народ, но не благодаря содействию доброго царя и правителя, а именно вопреки, только благодаря усилиям самого народа. Ни захвата Крыма, ни последующие притеснения и уничтожения крымских татар, которые вызвали массовый выход из Крыма, ни красный террор и голодомор в первой половине ХХ века, ни массовые сталинские репрессии против крымскотатарской интеллигенции, а затем и депортация, не смогли уничтожить нашу культуру, им удалось лишь на некоторое время остановить ее рост! Крымскотатарская культура сохранялась и развивалась благодаря усилиям отдельных людей, влюбленных в свой народ, свою культуру, они возрождают ее преимущественно за собственный счет. Так возрождалось наше декоративное прикладное искусство, наш театр и музеи», ‒ рассказал Крым.Реалии общественный активист.

По его информации, артисты вынуждены много гастролировать из-за недостатка бюджетного финансирования. Тяжелейшие испытания, выпавшие на долю нашего народа, не смогли сломить его дух и волю, и, даже находясь в тюремных застенках и местах ссылки, наша интеллигенция продолжала творить Заир Смедляев

«Говоря о театре и огромное количество гастролей, хочу отметить две вещи. Первое: крымскотатарский народ, даже находясь в тяжелых материальных условиях, нуждается в нашей культуре, с удовольствием ходит на концерты и спектакли. Второе: такие бешеные темпы гастролей связанные с недостатком государственного финансирования, для получения более-менее достойных заработков артисты вынуждены работать на износ. Существует несколько частных музеев, в которые, к сожалению, иногда под разными предлогами совершают набеги силовики, возможно, в поисках наживы или оказания давления на энтузиастов. Тяжелейшие испытания, выпавшие на долю нашего народа, не смогли сломить его дух и волю, и, даже находясь в тюремных застенках и местах ссылки, наша интеллигенция продолжала творить. Приписывать развитие крымскотатарской культуры той или иной власти ‒ все равно, что говорить, что благодаря депортации увеличилась рождаемость. Несмотря на все жизненные ситуации, наш народ продолжает развиваться, создавать новые семьи, рожать детей, сохранять и развивать нашу культуру!», ‒ говорит Заир Смедляев.

Крымско-татарский активист Эдем Дудаков отмечает, что культура Крыма оказалась в серой зоне.

«Они могут говорить что угодно. Но достаточно поговорить с артистами ансамбля «Крым» или «Хайтарма», чтобы убедиться, что, кроме России, они никуда не едут. Власть устраивает им пропагандистские турне в России. Это факт. Но тот же ансамбль «Крым» раньше несколько раз в год гастролировал по просьбе нашей диаспоры в Турции, Румынии, даже в Узбекистане. Теперь эти культурные связи нарушены. Наша самая большая диаспора в той же Турции перестала осуществлять культурный обмен с исторической родиной. Вообще в области культуры Крым стал серой зоной. В первую очередь, в этом проиграл наш на��ед. Это непоправимые потери. К сожалению», ‒ отметил в комментарии Крым.Реалии активист.

Крымскотатарский общественный активист Нури Бейтулаєв также утверждает, что информация телеканала «Миллет» преувеличивает культурные достижения в Крыму.

«Заявления о возрождении крымскотатарского народа и его культуры явно преувеличены и напоминают восхваления костюма «голого короля». О возрождении можно будет говорить лишь после восстановления его государственности и фактического выполнения других условий, например, возвращение к исторической топонимики, обязательного изучения крымскотатарского языка в школах и тому подобное», ‒ высказал общественный активист свое мнение Крым.Реалии.

Крымскотатарская история и культура попали в поле зрения большинства украинцев уже после аннексии Крыма Россией. В большей степени ‒ за активную позицию крымских татар, часть которых выехала на материковую часть Украины после российской оккупации, но продолжила борьбу за свою родину и прилагает усилия для сохранения своей культуры в изгнании.