Новый закон о среднем образовании: главные новации

 Новый закон о среднем образовании: главные новации


Верховная Рада Украины приняла в целом закон «О среднем образовании». Его поддержали 327 депутатов. МОН анонсировали ряд новаций, которые теперь вступят в силу: больше автономии учителям и возможностей для создания индивидуальных программ обучения школьников. Вместе с тем, в правительстве считают, что новый закон позволит наладить отношения с Венгрией, которая в знак протеста против ранее принятого украинского закона «Об образовании» заблокировала заседание комиссии Украина-НАТО. Радио Свобода отобрало несколько основных новаций, на которые стоит обратить внимание.

Новый закон о среднем образовании детализирует принят в 2017-м закон «Об образовании», которых раньше не хватало заявила министр образования и науки Украины Анна Новосад. По ее словам, сейчас появилось больше практических инструментов для воплощения реформы, которых не хватало раньше.

Прежде всего, в МОН обещают сделать обучение более доступным: в начальной школе зачисление должно происходить без каких-либо конкурсов, при необходимости должны создаваться инклюзивные классы (если родители ребенка с инвалидностью обращаются, то такой класс должен быть создан в обязательном порядке), а дети, которые длительное время лечатся в стационаре, получают получать образование в учреждении.

В первом классе урок будет длиться 35 минут, во 2-4 классах – 40 минут, а с 5 класса – 45 минут.

Кроме того, обучение станет более ориентировано на потребности и способности конкретного ребенка, вводится и объясняется понятие «индивидуальной образовательной траектории».

Как объясняет соучредитель общественной организации «Смарт образование» Иванна Коберник, говорится о том, что ребенок в старшей школе имеет право на выбор предметов, а на любом уровне школы – право на обучение по индивидуальному плану. Если ребенок занимается спортом или хочет углубленно изучать отдельные предметы, он может обучаться по индивидуальному плану Иванна Коберник

«Например, если ребенок занимается спортом или хочет углубленно изучать отдельные предметы, или занимается искусством, она может обратиться в школу, сказать, что хочет иметь индивидуальный учебный план. Он должен быть разработан совместно с родителями и учителями, утвержденный педсоветом и директором, и ребенок может учиться по этому плану, но обязательным является прохождение аттестации раз в семестр», – говорит эксперт.

Кроме того, ученики получают возможность получать индивидуальные и групповые консультации на базе школы, которые будут финансироваться за счет государства.

Также расширяется полномочия школьного самоуправления, в частности, его представители смогут принимать участие в заседаниях педсовета, а председатель ученического парламента имеет право на безотлагательный прием руководством учреждения образования. Детализируются и полномочия и возможности родителей влиять на ход образовательного процесса. Что меняется для учителей

Меняется подход к оплате труда, вводится прозрачная система надбавок, предполагается, что повышение квалификации учителей может происходить не только на государственных курсах, предполагается софинансирование этого процесса из государственного и местного бюджетов. В этом году МОН планирует комплексную реформу заработной платы учителей Анна Новосад

«В этом году Министерство образования и науки планирует комплексную реформу заработной платы – она, в частности, предусматривает внесение части надбавок в оклад педагога и гарантии уровня зарплаты для всех учителей», – заявила Анна Новосад.

Кроме того, вводится педагогическая интернатура: в первый год работы молодой учитель будет иметь учителя-наставника, который будет консультировать и получать за это надбавку в 20% к зарплате.

Также закон предусматривает, что учителями могут быть не только выпускники педагогических вузов, отмечает Иванна Коберник.

«Люди, которые имеют иное высшее образование, при условии прохождения интернатуры также могут быть учителем. Например, ИТ-специалист хочет преподавать информатику в школе, но раньше у него не было возможности, поскольку не имел педагогического образования. А сейчас люди, которые чувствуют призвание работать с детьми, имеют шанс работать в школе», – говорит она. Языковой вопрос

Принятие закона сразу поздравили в правительстве. Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба выразил надежду, что таким образом появится шанс на налаживание отношений с Венгрией, которая выступила против принятого ранее закона «Об образовании» вплоть до блокирования заседания комиссии Украина-НАТО.

«По неудивительному совпадению обстоятельств, пока мы с послом (послом Венгрии Иштваном Ійдярто, с которым Кулеба провел встречу 16 января – ред.) говорили о будущем, Верховная Рада приняла долгожданный закон о полном общем среднем образовании, который должен помочь нам решить проблемы прошлого. Теперь обе страны должны делать шаги вперед», – написал вице-премьер в твиттере.

Вместе с тем, в ряде пабліків и информационных ресурсов с принятием закона прокатилась волна о «ликвидации российских школ». Что же на самом деле случилось?

Действительно, в законе отмечается, что образование в Украине происходит на государственном языке. Но возможности для изучения языков национальных меньшинств сохраняются, а в некоторых случаях – и возможности обучаться на родном языке.

В законе четко прописаны три модели обучения в школах, где учатся представители национальных меньшинств, отмечает Иванна Коберник. Коренные народы получили право по желанию обучаться полностью на языке коренного народа с 1 по 12 класс Иванна Коберник

«Первая модель касается коренных народов – это народы, которые не имеют государства, где поддерживалась бы их язык. Это, н��первую очередь, крымские татары. Никому пока, кроме Украины, их защитить. Поэтому они получили право по желанию обучаться полностью на языке коренного народа с 1 по 12 класс. Наряду с основательным изучением государственного языка», – объясняет эксперт.

Вторая модель предлагается для детей, что живут в Украине, но чей язык принадлежит к языкам ЕС.

«Это среди других и венгерский язык, а также румынский, польский. У них будет возможность полностью учиться на своем языке в начальной школе, опять же, наряду с основательным изучением государственного языка. А уже начиная с пятого класса постоянно увеличиваться процент предметов на государственном языке: начиная от 40% в средней школе до 60% в старшей школе. То есть часть предметов все равно дети все равно смогут изучать другой язык», – говорит Коберник.

Что касается русского языка, то, по словам эксперта, здесь будет задействована третья модель. Если есть заявления родителей, которые хотят в начальной школе с 1 по 4 класс учиться на русском, то для них создают русскоязычный класс Иванна Коберник

«Например, если семья живет в районе, за которым закреплена эта школа русскоязычная, то раньше у них не было выбора. Сейчас если есть заявления родителей, которые хотят, чтобы их дети с первого класса обучались на украинском, то школа должна создать такие классы (в классе должно быть от 5 учащихся – ред.). Но если есть заявления родителей, которые хотят в начальной школе с 1 по 4 класс учиться на русском, то для них создают русскоязычный класс. Эта гибкость, по моему мнению, является очень важной и справедливой», – отмечает Иванна Коберник.

В то же время, как отмечают в МОН, с 5 класса не менее 80% учебного процесса в таких классах все равно будет происходить на государственном языке.

Читайте еще:

Государственный язык. О юридические позиции органов конституционной юрисдикции Украины и Европы