Концлагерь «Береза Картузская» и «трудные вопросы» отношений между поляками, евреями и украинцами

 Концлагерь «Береза Картузская» и «трудные вопросы» отношений между поляками, евреями и украинцами
Концлагерь «Береза Картузская» и «трудные вопросы» отношений между поляками, евреями и украинцами (Рубрика «Точка зрения»)

В январе этого года Украина получила очередное недоразумение относительно «трудных вопросов» истории. Главы дипломатических ведомств Польши и Израиля заявили, что считают оскорблением чествования некоторых деятелей украинского национального движения, в частности Степана Бандеры и Андрея Мельника, поскольку те «сотрудничали с нацистами». Какая это была «сотрудничество», то стоит лишь напомнить следующее: Бандера и Мельник значительную часть Второй мировой войны провели в немецком концлагере «Заксенхаузен». А два родных брата Бандеры были замучены нацистами, точнее – польскими фольксдойчами. Хорошо, что в МИД Украины ответили на критику Польши и Израиля.

К сожалению, и дальше много страниц украинского национального движения ХХ века имеют немало «белых пятен», как и отношения между украинцами, поляками и евреями во время Второй мировой войны. А это открывает широкий простор для спекуляций со стороны политиков. При этом украинские историки часто «держат оборону». Стоящая книга про «Березу Картузьку»

Однако не все так плохо в нашем доме. Иногда появляются достойные внимания работы, освещающие те или иные аспекты «трудных вопросов». К таким можно отнести книгу Александра Ильина и Петра Мазура «Очерки истории Береза-Картузького концлагеря (июль 1934 – сентябрь 1939)», изданной в конце прошлого года в Тернополе.

В ней имеем массу документальных материалов: дела заключенных «Березы Картузской», взятые преимущественно из белорусских архивов, их воспоминания, статьи из журналов о этот лагерь и тому подобное. Эти материалы дают возможность создать относительно объективную картину истории «Березы Картузской».

Кстати, авторы указанного издания не являются профессиональными историками. Занимаются они историей этого концлагеря по «призванию души», пытаясь пролить свет на непростую страницу прошлого, которая касается поляков, украинцев, евреев, белорусов.

Вообще, много ли у нас знают про «Березу Картузьку»? Честно говоря, не очень. Это якобы и «не наша история», ведь концлагерь был расположен в городе Береза на белорусских землях.

Помню, еще в советские времена мать рассказывала мне (правда, под большим секретом), что беременную жена ее брата «за украинский национализм» забрали в «Березу Картузьку» и там она потеряла ребенка. Действительно, в августе 1939 года польская власть начала бросать в этот концентрационный лагерь не только мужчин, как это было ранее, но и женщин. Об этом есть определенные показания. В упомянутом издании помещены воспоминания Юзефы Озимек, что оказалась в «Березе Картузской» как жена коммуниста. Она вспоминает: «В середине сентября 1939 года появилась инспекция. Начали нас считать и сказали, что мы будем расстреляны, потому что военное время». И узникам при подходе советских войск удалось освободиться. Когда Озимек оказалась дома, то, по ее словам, она была настолько измучена, что дети не узнали ее и не верили, что еще жива». Не удивительно, что жена моего дяди могла в таких условиях потерять ребенка.

...А тем временем муж сестры моей матери воевал в Польском войске, защищая мачеху-родину от немцев.

Когда же на Холмщину, где жила мамина семья, пришли немцы, умер ее отец. Умер от сердечного приступа, потому что на его глазах немцы застрелили соседа-еврея, с которым он дружил.

Вот такая семейная история, где есть украинцы, поляки, евреи и немцы. Лагерь издевательств

Но вернемся к «Березы Картузской». Этот концлагерь создали сразу после убийства министра внутренних дел Бронислава Перацкого, которое, похоже, было спецоперацией-провокацией, организованной высшими польскими политиками, которые боролись между собой за власть. Сначала в них было желание списать это убийство на радикальных польских националистов. Но, в конце концов, решили «повесить» на украинских националистов, в частности на Степана Бандеру, который в то время находился... в польской тюрьме. Подписал приказ о создании «Березы Картузской» сам глава Польского государства Юзеф Підсудський.

В «Березе Картузской» держали людей «политически неудобных» для власти. Причем их там удерживали без судебного решения! Условия жизни в лагере были ужасными. Камеры с цементным полом постоянно поливали водой, чтобы заключенные не могли сидеть. Их же специально «набивали» в небольшие помещения: в одной камере могло быть до сорока заключенных. Питание было такое, чтобы не умереть с голоду. К этому всему добавлялись постоянные издевательства полиции над беззащитными людьми, их избиение, бросание в карцеры.

Авторы упомянутого издания пишут: «Так, концлагерь в Березе создавался не для убийства людей, как в Советском Союзе и Германии, а с целью их психологического слома и отказа от своих убеждений. Ведь часто страдания, страх и неизвестность бывают хуже смерти».

Состав заключенных «Березы Картузской» был пестрым. Попадали туда радикальные польские националисты. Было там немало евреев, в основном, сторонников коммунистических идей. Но львиную долю заключенных составляли сознательные украинцы. Среди них встречаем будущих деятелей украинского национального движения Тараса Бульбу-Боровеця и Романа Шухевича. Оказались в этом концлагере также украинцы, которые боролись против венгерских оккупантов на Закарпатье в 1939 году. Их взяли в плен поляки и бросили в «Березу Картузьку». Были там и украинские культурные деятели. Всех не перечислишь....

Хочется напомнить, что создание «Березы Картузской» на совести Пилсудского, которого поляки почитают как своего национального героя. В конце концов, на его совести не только этот концлагерь, але и много других грехов в отношении украинцев. Это предательство украинских воинов УНР, которые помогали отстаивать независимость Польши в борьбе с большевиками, и подписания сепаратного Рижского договора 1921 года; отказ от создания автономии на землях Галичины – хотя это предусматривалось международными договоренностями; варварские пацификации; жестокая политика полонизации украинского населения. Если сравнивать реальные грехи Бандеры перед поляками, то куда там до грехов Пилсудского перед украинцами.

Однако украинцы проявляют в отношении этого деятеля толерантность. Различные акции по его чествования проходили в Украине. Мемориальные доски с изображением Пилсудского были установлены в Виннице и Харькове. И это цивилизованный подход. Чего, увы, не скажешь про польскую сторону. Один лишь пример: Бандера был брошен польской властью в жестокую тюрьму «Святой крест», в помещениях которой сейчас расположен один из самых авторитетных католических монастырей Польши. Есть там и музей. Но в нем вам и слова не скажут о Бандере. Это – табу! Зато в подвалах монастыря есть мемориальное место – крипты с погребением... Яремы Вишневецкого, который воевал против Богдана Хмельницкого. Такая односторонность!

Конечно, в прошлом между поляками, евреями и украинцами существовали «трудные вопросы», среди которых и «Береза Картузская». Но к этим вопросам надо подходить взвешенно, анализируя реальные факты, а не продуцируя исторические мифы в угоду политиканам. Только такой анализ сможет обезопасить от повторения ошибок прошлого в настоящем и будущем.



Петр Кралюк – председатель Ученого совета Национального университета «Острожская академия», профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины