В Париже открыли выставку современных икон: украинские на досках с фронта, российские – на золотые

 В Париже открыли выставку современных икон: украинские на досках с фронта, российские – на золотые


Под готическим сводом бывшей трапезной Колледжа Бернардинцев, который расположен в самом центре латинского квартала Парижа, 13 января открыли выставку византийских икон. Для парижан – редкая возможность увидеть рядом современные иконы из разных стран, где сохранилась византийская традиция – от Финляндии до Сирии. Для украинцев – уникальная возможность привлечь внимание к своей культуры, духовного искусства и ран войны, которая не прекращается на востоке Украины. Ведь иконы, которые выставляются в Париже, написаны на досках от ящиков для патронов, привезенных с передовой, а продажа самих икон уже более шести лет финансирует деятельность полевого госпиталя на Донбассе.

Радио Свобода связалось с организаторами и участниками выставки, которая проходит при поддержке Колледжа Бернардинцев, Французского института, посольства Франции в России, российского центра Артос на поддержку христианской культуры и продлится во французской столице до 20 января.

Идея проведения выставки принадлежит французскому историку и богослову российского и украинского происхождения, директору по научным исследованиям Колледжа Бернардинцев, профессору Антуану Аржаковскому. По его словам, выставка является продолжением работы комиссии «Правда, справедливость и восстановление мира между Россией и Украиной совместно с Европейским союзом». Эта выставка является местом, где могли встретиться украинские и российские художники-иконописцы и вступить в прямой диалог между собой и с западноевропейским обществом Антуан Аржаковский

«Представители гражданского общества Украины, России и Западной Европы, которые стали членами этой комиссии с поисков путей к прекращению этой гибридной войны, которую Россия ведет против Украины, и к установлению справедливого мира, в течение двух лет своей работы подготовили план действий. Одним из пунктов этого плана является создание площадок для встреч и диалога между гражданским обществом Украины, России и Западной Европы, между людьми, которые уважают достоинство друг друга и могут говорить правду. И эта выставка является первым шагом в этом направлении, она является местом, где могли встретиться украинские и российские художники-иконописцы и вступить в прямой диалог между собой и с западноевропейским обществом», – объясняет Антуан Аржаковский.

В рамках выставки, которая проходит под названием «За жизнь мира. Современные иконы России, Украины и других стран», и на которой было представлено около 40 икон, была проведена и конференция, в которой принимала участие соучредитель Центра Анны Ярославны в Санлісі, современная художница Анна Кантер.

По ее словам, несмотря на большие проблемы с транспортом в Париже из-за забастовки, выставка привлекла большое количество людей, интересующихся сакральным искусством, пришли журналисты из газет, радио и телевидения, поэтому для украинцев это была редкая возможность рассказать французской аудитории, что несмотря на видимость политического примирения, война с Россией продолжается.

«Идея показать иконы, произведения духовного искусства, в основе мирного, была хорошей возможностью поговорить о том, что происходит в Украине. Потому что о войне никто не хочет говорить – у французов есть свои проблемы, забастовка транспортников например, парализовавший страну, война в Сирии, которой они гораздо больше интересуются и о которой больше сообщают, поэтому о войне в Украине журналисты говорить не хотят. А обычные люди мало различают Россию и Украину. Поэтому это был очень важный момент, чтобы люди эту разницу в культуре обеих стран и в их восприятии нынешнего момента увидели на собственные глаза», – говорит Анна Кантер.

По ее словам, украинские иконы, которых было лишь четыре из сорока, произвели сильнейшее впечатление на зрителей, особенно на фоне русских икон, которые в основном верно воспроизводили традицию. Если бы не эти иконы, в мирной тишине старинного Бернардинского собора было бы трудно себе представить, что где не так далеко отсюда идет война Анна Кантер

«Зрители получили определенный шок – люди спрашивали, почему нет золота, типичного для византийских икон, почему не обработанные доски. Это привлекало внимание, это заставляло задуматься над тем, в каких условиях эти иконы появились, и это облегчало мою задачу – говорить о войне. Потому что если бы не эти иконы, в мирной тишине старинного Бернардинского собора было бы трудно себе представить, что где не так далеко отсюда идет война, гибнут люди, а с помощью этих икон украинские врачи-волонтеры спасают им жизнь», – объясняет французская художница украинского происхождения и активистка.

Французов, особенно тех, что были знакомы с духовной традиции христианского востока, по словам украинского художника-иконописца Александра Клименко, удивило, что современная украинская икона взяла на себя социальную функцию. Если это провокация, то она достигла своей цели – мы заставили их задуматься над тем, что в Украине идет война Александр Клименко

«Они знали, что православная традиция медитативная, созерцательная. А тут оказалось, что некая созерцательная икона может также иметь пафос социального служения – помощи ближнему, который попал в ситуацию войны. Для католиков это было открытие. Некоторые французские, а перед тем немецкие профессора, восприняли это чуть ли не как провокацию. Но если это провокация, то она достигла своей цели – мы заставили их задуматься над тем, что в Украине идет война, и благодаря нашей художественной речи они не воспринимают ее как еще одну войну где-то там в мире», – говорит Александр Клименко.

По его мнению, именно этот неожиданный способ говорить о войне и страдание имеет христианский смысл. «Так же, как хрэст превратился в христианстве в символ победы жизни над смертью, так и мои иконы не только символически, но и практически спасают людям жизнь. Потому что люди, покупая их, помогают работе полевого шпиталя на Донбассе. Мы верим, что эта война закончится и наступит мир, потому что украинцы очень мирной, очень жизнелюбивым нацией. Мы хотим мира, но справедливого мира, такого мира, что приходит через покаяние людей, которые нанесли нам обиду. Ибо только такой мир будет длительным», – говорит иконописец Александр Клименко.



Французский богослов Антуан Аржаковский считает, что выставленные иконы призывают обратиться к истокам христианской традиции Украины и России, вспомнить братьев Бориса и Глеба, которые стали первыми святыми молодой Киевской церкви, отказавшись поднять меч на брата, предпочтя мученическую смерть.

«Когда мы готовили выставку, мы просили наших российских друзей, чтобы они привезли икону Бориса и Глеба, которых почитают и в Украине, и в России. Для нас эти святые являются символом христианской смелости отказать от насилия. Мы осознаем, что и русские иконописцы, такие как Ирина Языкова и ее коллеги, и Александр Клименко и его жена и соавтор этих икон София Атлантова, являются смелыми людьми и у себя дома она могут нарваться на критику людей, которые считают, что нет места диалогу до тех пор, пока идет война. Но именно эти смелые люди, которые мечтают о мире, которые делают свои маленькие шаги ради мира, в конце этого мира и достигают, чему есть немало примеров в 20 веке», – объясняет французский богослов.



Александр Клименко является менее оптимистичен относительно возможностей диалога с представителями российского гражданского общества. Он говорит, что несмотря на то, что в Париже он встретил коллег из России, которые уважают и любят Украину, которые даже поддерживали автокефалию Украинской церкви, но не они решают, прекратит ли Россия воевать с Украиной». По его словам, они являются лишь маленькой и невлиятельной группой порядочных людей. Однако пользу от диалога с ними все же видит. Эта встреча вдохновляет нас видеть в русских людей, и осознавать, что в России есть люди, которые хотят Украине добра Александр Клименко

«Хотя мы с Сергеем Чапніним, который организовывал эту выставку с российской стороны, ничего не решим, как бы не уважали друг друга, это одно дело. Но эта встреча вдохновляет нас видеть в русских людей, и осознавать, что в России есть люди, которые хотят Украине добра. Это очень приятно. Потому что война продолжается, и она ведет к дегуманизации людей, расширяется восприятие любого россиянина врагом, как мы видим, и России любого украинца, который считает себя украинцем, воспринимают как врага. А с этим нужно бороться, и бороться с этим помогает христианство, вспомним притчу о Самарянине», – поясняет Александр Клименко.

Определенный ответ на осторожную позицию Александра Клименко прозвучала еще во время открытия выставки, когда некоторые парижские русские и православные прихожане выразили свое желание купить украинские иконы и поддержать таким образом работу Первого добровольческого мобильного шпиталя, который без всякой государственной помощи оказывает первую помощь не только раненым украинским бойцам, но и гражданскому населению, живущему вдоль линии фронта. О том, что иконы после выставки в Париже путешествовать православными приходами Франции, которые остались в единстве с Константинопольским патриархатом и не перешли под омофор Москвы, сообщил известный французский священник и богослов Алексей Струве.

Одна из гостей выставки, украинская активистка и соучредитель Центра Анны Ярославны Виктория Деллінджер говорит, что украинские иконы французская публика сможет увидеть и приобрести во время Дней Анны Ярославны во французском городке Санлис, где жила киевская княжна, и, став королевой Франции, основала там монастырь. Как говорит патрон нашего Центра, митрополит УГКЦ Борис Гудзяк, именно во встречах рождается позитивная энергия, которая когда-то даст свои плоды Виктория Деллінджер

«Мы начинаем новую традицию – Европейско-украинские встречи, на которые планируем пригласить и российских интеллектуалов. Мы планируем в мае этого года провести первые такие встречи в Париже и еще двух городах Франции и обсудить важные для нас темы. Как говорит патрон нашего Центра, митрополит УГКЦ Борис Гудзяк, несмотря на все наши разногласия, нужно встречаться, потому что именно в этих встречах рождается позитивная энергия, которая когда-то даст свои плоды», – верит украинская активистка и соучредитель Центра Анны Ярославны Виктория Деллінджер. Центр Анны Киевской в Санлісі: европейская ДНК Украины