повлияет расследование сбития самолета МАУ над Ираном на судебный процесс по МН17 – анализ юристов

 повлияет расследование сбития самолета МАУ над Ираном на судебный процесс по МН17 – анализ юристов


Сбивание самолета «Международных авиалиний Украины» над Тегераном стало следующей после МН17 катастрофой авиалайнера, спричиненею военными. Относительно самолета МАУ следствие только начинается, а в деле об атаке на малайзийский «Боинг» уже известна дата начала судебного процесса в Нидерландах – 9 марта 2020 года. Кроме того, уничтожение пассажирского борта в июле 2014 года над Донбассом является одним из эпизодов в деле «Украина против России», которая будет рассматриваться Международным судом ООН. Не использует ли Россия январской авиакатастрофе в Иране как аргумент в свою пользу в этих судебных разбирательствах? Радио Свобода собрало мнения специалистов с воздушного права.

Оба самолеты пассажирские, и оба сбиты ракетами. Эти обстоятельства заставляют сравнивать ситуации и думать о том, как расследование причин уничтожения самолета «Международных авиалиний Украины» может повлиять на судебный процесс в Нидерландах.



В украинском информационном пространстве уже звучат некоторые оговорки. Якобы, если Украина будет воспринимать как должное официальную версию Ирана о «человеческой ошибке», приведшей к гибели 176 человек, то не воспользуется Российская Федерация подобной аргументацией на судебном процессе по делу сбития MH17?

Тем более, что экс-командира «противовоздушной обороны» группировки «ДНР» Владимира Цемаха, которого обвиняют в причастности к сбитии малайзийского «Боинга», Украина передала России в рамках обмена.



Зато другие эксперты считают – ситуации, при которых потерпели крушение «Боинга» в Иране и на Донбассе, сравнивать вообще некорректно.

«Все одно, что сравнивать попугая и муху только потому, что оба зеленые и имеют крылья», – так высказался в беседе с Радио Свобода эксперт международного воздушного права Андрей Козлов.

В свое время Андрей Козлов принимал участие в расследовании многих авиационных происшествий, в том числе катастрофы Ту-154 над Черным морем в октябре 2001-го.

Применительно к нынешней ситуации Андрей Козлов объясняет: Различные зенитные ракетные комплексы, которыми были поражены «Боинга» украинский и малайзийский; различные методы наведения, командный и полуактивный, соответственно Андрей Козлов

– Довольно разные зенитные ракетные комплексы, которыми были поражены «Боинга» украинский и малайзийский; различные методы наведения, командный и полуактивный, соответственно.

Иранцы действовали в знакомом, привычном суверенном воздушном пространстве рядом с взлетно-посадочной полосой, с которой каждый день тем же курсом и по той же схеме взлетают и набирают высоту сотни самолетов. Они работали в знакомой, привычной взаимодействия с органами управления воздушным движением.

Те, кто сбил «Боинг» на Донбассе, действовали почти за партизанских условиях, из засады – после вторжения на украинскую территорию.

Однако, похожим в обоих случаях, по моему мнению, было наличие какой-то станции целеуказания (специальное оборудование, что дает возможность навести ракету на цель – ред.) Она и дала первичное наведение в направлении на цель.

Иранцы утверждают, что спутали пассажирский самолет с крылатой ракетой. Хотя за своими высотными, скоростными, спектральными характеристиками, направлением и паттерном движения – эти цели, мягко говоря, разные.

Однако учитывайте, что всеми подробностями мы пока не располагаем. Или будем знать их? Войдут ли они в финальный отчет? Большие вопросы.

В любом случае для установления размера возмещения важным является точное воспроизведение всех элементов этого трагического события для их системного восприятия, а следовательно – определение степени вины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На что могут рассчитывать семьи погибших в катастрофе самолета в Иране. Объясняет эксперт по авиационному праву

Как сообщается, исследование обоих «черных ящиков» сбитого в Иране украинского авиалайнера будет проходить в Украине с участием экспертов французского Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации.

Хронология официальных заявлений о авіатрощу PS 752

Первым из официальных лиц о сбитии украинского самолета иранской ракетой прямо заявил премьер-министр Канады. 9 января, ссылаясь на «ряд источников», в частности на данные канадской разведки, Джастин Трюдо сказал: «Данные указывают на то, что самолет был сбит иранской ракетой класса «земля-воздух». Это могло произойти нечаянно».

11 января, то есть на четвертый день после гибели «Боинга» рейса PS 752 Тегеран-Киев, президент Ирана Хасан Ругани написал в твиттере, что «к ужасной катастрофе украинского самолета привели ракеты, выпущенные через человеческую ошибку».



Вскоре «полную ответственность» за сбития украинского самолета взял на себя Корпус стражей Исламской революции (КСИР). В выступлении на государственном телевидении Ирана командующий воздушными силами военного формирования Амир Али Хаджизаде признал, что украинский гражданский самолет был ошибочно «идентифицирован как крылатая ракета».



В тот же день, 11 января вечером, Офис президента Украины обнародовал видеообращение, в котором, комментируя разговор с президентом Ирана, Владимир Зеленский подчеркнул: «мы договорились, что никто не отвертится». Также от имени украинского народа Зеленский поблагодарил лидеров США, Канады, Великобритании, других стран за «настойчивую позицию и поддержку».

14 января, вскоре после заявления президента Ирана Хасана Ругани о необходимости создания специального суда по делу о сбитии самолета рейса PS 752, официальный Тегеран сообщил об арестах в рамках расследования причин авиакатастрофы возле Тегерана. Вина отдельных лиц или вина государства?

Юрист по международному воздушному праву Андрей Гук считает, что ств��рджувати «Иран взял на себя ответственность», «признал вину» – неправильно. «Иран признал определенные факты – например, ошибку при запуске ракеты. Это не одно и тоже с виной государства», – считает он.

13 января в эфире 5 канала свою точку зрения Андрей Гук подробно обосновал, сказав следующее: Если в финальном отчете Иран назовет причиной катастрофы всего-навсего human error, это далеко не будет означать, что государство берет на себя ответственность и вину Андрей Гук

– Везде повторяется unintentional («нечаянно»), by mistake («ошибочно»). Это началось с заявлений Трюдо [премьер-министр Канады], Джонсона [премьер-министр Великобритании]. Заявления о «непреднамеренность» и «ошибочность» сразу дали Ирану возможность выхода из этой ситуации – он фактически повторил то, что сказали до него. А по сути я вижу только признание того, что иранская ракета была запущена вследствие ошибки.

Сказать об ответственности конкретных людей, которые нажимали на кнопку, одна плоскость проблемы. Следовательно, если в финальном отчете Иран назовет причиной катастрофы всего-навсего human error, это далеко не будет означать, что государство берет на себя ответственность и вину.



Несколько иной точки зрения на то, признал или не признал Иран свою вину в катастрофе самолета МАУ, придерживаются и другие юристы. Так, в беседе с Радио Свобода юрист-международник Борис Бабин отметил: «Иран признает: «да, это моя суверенная территория, это были мои комбатанты, они это сделали». Это уже является признанием ответственности».

Тимур Короткий, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения Национального авиационного университета обращает внимание, что на данном этапе расследования, доминирующей версией катастрофы рейса PS 752 остается ошибка лиц из состава вооруженных формирований Ирана (речь идет о КСИР, Корпус стражей Исламской революции – ред.).

«Как следует из ст. 4 Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, поведение вооруженных формирований, которые действуют от имени государства, присваиваются Ирана в целом как государству», – отмечает он.

«Если будет доказано, что к катастрофе рейса PS 752 привели преднамеренные действия, это кардинально изменит квалификацию ситуации и, соответственно, степень ответственности Ирана» Тимур Короткий

Однако юрист-международник замечает, что квалификации действий Ирана как государства, его вооруженных формирований и органов обеспечения безопасности гражданской авиации станет понятным только после полного расследования. «Если будет доказано, что к катастрофе рейса PS 752 привели преднамеренные действия, это кардинально изменит квалификацию ситуации и, соответственно, степень ответственности Ирана», – сказал Радио Свобода Тимур Короткий. Дело MH17 – один из эпизодов будущего судебного процесса в Гааге

В ноябре 2019 года Международный суд ООН (International Court of Justice находится в Гааге – ред.) признал юрисдикцию в деле Украины против Российской Федерации. Иск Украины о применении Международных конвенций о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации Суд удовлетворил, возражения России – отклонил, и теперь должен перейти к непосредственному рассмотрению дела по существу.

Подробно важность процесса и дальнейшие сценарии развития событий в статье в «Зеркале недели» анализирует Лана Зеркаль. Экс-заместитель министра иностранных дел подчеркивает, что до декабря 2020 года у России есть время, чтобы подать контрмеморандум, в котором среди прочего «должна объяснить, как ее 53 бригада доставила на территорию Украины «Бук» (установлено, что из зенитно-ракетного комплекса «Бук», который принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ, в июле 2014-го над Донбассом был сбит малайзийский самолет рейса МН-17 – ред.).

Также Лана Зеркаль предупреждает: Россия будет пытаться заставить Украину отозвать свой иск, отказаться от рассмотрения дела в МС ООН.

«Для России этот вариант самый лучший, он позволит ей выйти сухой из воды. А Украина потеряет исторический шанс признать Россию нарушителем международного права и получить причитающуюся компенсацию за такие нарушения», – пишет она.

Или не «позаимствует» российская сторона во время предстоящего судебного процесса аргументацию о человеческой ошибке, использованную руководством Ирана и западными лидерами в заявлениях о сбитии украинского «Боинга»?



Вероятность подобного развития событий по просьбе Радио Свобода прокомментировал Борис Бабин:

– На самом деле, признание Ираном вины в деле рейса PS 752 очень негативно влияет на будущие позиции Российской Федерации в суде. Иран взял на себя ответственность через несколько дней после катастрофы. Россия своей вины за MH17 не признает протяжении более пяти лет. Украина сегодня должна всячески подчеркивать – «вот, видите, Иран – страна хотя и своеобразная, однако четко придерживается международных обязательств относительно признания факта сбития, относительно возмещений и прочее». Это наш «плюс» в деле с малайзийским «Боингом» рейса MH17 Борис Бабин

По моему мнению, Украина сегодня должна всячески подчеркивать – «вот, видите, Иран – страна хотя и своеобразная, однако четко придерживается международных обязательств относительно признания факта сбития, относительно возмещений и прочее».

Это наш «плюс» в деле с малайзийским «Боингом» рейса MH17.

Минусом вижу совершенно странное заявление Посольства Украины в Тегеране утром после трагедии, когда дипмиссия назвала причиной трагедии самолета «Международных авиалиний Украины «аварию двигателя», зато версию теракта или ракетной атаки исключила (впоследствии это сообщение украинское посольство в Иране со страницы убрало – ред.)

Следует, по моему мнению, установить обстоятельства, кто из наших дипломатов и почему пошел вопреки украинскому государству, украинской авиакомпании. С тем, чтобы если в Гааге Россия начнет проводить неуместные параллели, забрасывая, что «вы в подобной ситуации прибегали в схожих оценок» Украина должна иметь четкий однозначный ответ о личной ошибке конкретного человека и оперативное исправление этой ошибки.

Доцент кафедры международного права Института международных отношений КНУ имени Шевченко Захар Тропин также придерживается точки зрения, что сбивание самолета МАУ иранскими силами и малайзийского борта MH17 подконтрольными Российской Федерации вооруженными формированиями – действительно являются разными ситуациями. Как содержательно, так и юридически.

Радио Свобода он объяснил:

– В случае с Ираном государство прямо признала ошибку своих военных, что означает признание ответственности. Вопрос лишь в ее объеме. Процесс по MH17 будет первым международным судебным процессом. Фактически, тестовым Тропин Захар

В деле с MH17 речь идет о террористическом акте, совершенном незаконными вооруженными формированиями на Донбассе с переданной Российской Федерацией оружия. Здесь вопрос ответственности еще открыт, поскольку при всей своей очевидности необходимо довести уровень привлечения России к этим событиям.

Формально, говорит Тропин Захар, одно дело никак не будет влиять на другую, но в то же время юрист отмечает:

– В части трагедии МН17, вопрос, был ли это акт государственного терроризма или нет, что вообще считать терроризмом и его признаки с точки зрения международного права, станут основными во время рассмотрения дела по существу в Международном Суде ООН и привлечению Российской Федерации к ответственности за нарушения указанной конвенции (о борьбе с финансированием терроризма – ред.)

В этом смысле предстоящий процесс по MH17 будет первым международным судебным процессом. Фактически, тестовым.

Читайте еще:

Трагедия сбитых пассажирских самолетов: как авторитарные режимы манипулируют правдой

«Волшебная сила дурачества»: защита Москвой Ирана напомнил многим ее возражения относительно сбитого «Боинга» на Донбассе Гибель украинского самолета в Иране. Что нужно знать Самолет Boeing 737-800 NG авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (рейс PS752, регистрационный номер UR-PSR) вылетел около 6:10 8 января по маршруту Тегеран-Киев, исчез с радаров через несколько минут после подъема в воздух. Погибли все 176 человек, находившихся в самолете, – 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Авиакомпания МАУ опубликовала списки погибших пассажиров и членов экипажа. Среди погибших в катастрофе было больше всего граждан Ирана (82 человека) и Канады (63 человека), а также 11 граждан Украины (2 пассажира и 9 членов экипажа), 10 граждан Швеции, 4 – Афганистана, 3 – Германию, 3 – Великобританию, сообщил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко. Кем были погибшие в авиакатастрофе в Иране украинцы: подробности по ссылке. Самолет был произведен в 2016 году, полученный МАУ напрямую с завода Boeing, прошел последнее плановое техническое обслуживание 6 января 2020 года. МАУ заявляет, что гарантирует исправность своих самолетов и высокую квалификацию пилотов. Согласно первой реакцией иранской стороны, самолет разбился из-за технической причины, которые привели к аварии двигателя. 11 января, через 3 дня после катастрофы, президент Ирана Хасан Ругани признал, что иранские военные по ошибке сбили пассажирский Boeing 737 «Международных авиалиний Украины». Он распорядился найти виновных в этой трагедии. Командующий воздушными силами Корпуса стражей Исламской революции Амир Али Хаджизаде сообщил, что оператор противовоздушной обороны Ирана самостоятельно решил выпустить крылатую ракету по самолету, не сумев связаться с командованием.