Защита Москвой Ирана напомнил многим ее возражения относительно сбитого «Боинга» на Донбассе

 Защита Москвой Ирана напомнил многим ее возражения относительно сбитого «Боинга» на Донбассе
Matthew Luxmoore

Москва – Рано утром 11 января, когда мир ждал на информацию о трагической катастрофе самолета «Международных авиалиний Украины» рейса PS752 возле Тегерана, в России финансируемое государством агентство RT опубликовало статью с названием «Демонизация Ирана»: как Запад обвиняет Тегеран в причастности к разбитию украинского «Боинга-737».

Лидеры нескольких западных стран уже заявили о доказательствах, которые твердо свидетельствовали, что самолет и 176 человек в нем стали побочными жертвами ракетного нападения Ирана на базы США в Ираке 8 января, который, в свою очередь, был ответом на целенаправленную ликвидацию Вашингтоном иранского генерал-майора Касема Солеймани 3 января.

Но в RT продолжали мутить воду. Вашингтон ведет «информационную эскалацию» вокруг рейса PS752, имеющая целью дискредитацию Тегерану и оправдания ликвидации Солеймани, говорилось в статье, авторы которой сравнивали это с якобы предыдущими кампаниями с целью очернить Москву.

«Обстоятельства трагического инцидента и обвинительная кампания, запущенная рядом западных СМИ, указывают на то, что все это – информационная атака против Ирана», – написали авторы.

RT активно поддерживало линию, которую вели российские чиновники и другие средства информации. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков говорил о обвинения США, что «нет никаких оснований выступать с такими громкими заявлениями».

Владимир Джабаров, главный российский законодатель, заявлял, что Запад заранее назначил Иран виновным», и настаивал, что в этом «российского следа нет и быть не может». А российский генерал-майор Сергей Липовый утверждал, что катастрофа – провокация США «в фирменном стиле американской внешней политики для оправдания собственной агрессии». Кампания затмение

Многим наблюдателям реакция Москвы на катастрофу в Иране напомнила о кампании затмения, которую она начала после сбития в июле 2014 года самолета «Малайзийских авиалиний» рейса MH17 над востоком Украины. В течение часов после сообщений о катастрофе, в причастности к которой на Западе быстро разоблачили поддерживаемых Москвой боевиков, несколько российских государственных агентств утверждали, что боевики сбили в той местности украинский военный самолет Ан-26.

Уточнения этих сообщений становились все запутаннее, когда стало ясно, что именно там, где боевики якобы сбили украинский военный самолет, упал рейс MH17, что повлекло ошибочное впечатление, что упали два самолета.

Следующими на днях Россия начала хорошо организованную кампанию на продвижение «теорий заговора» и так называемых «альтернативных фактов» и после того, как доказательств о ее причастности стало появляться все больше.

Россия отрицает не только причастность к катастрофе MH17 – она отрицала и то, что оказывает военную помощь боевикам-сепаратистам в частях восточной Украины. Международный уголовный суд в ноябре 2016 года определил, что война на востоке Украины, в которой на нынешний время погибло уже свыше 13 тысяч человек, является «международным вооруженным конфликтом между Украиной и Россией».

Многолетнее криминальное расследование, проведенное со времени катастрофы, пришло к выводу, что самолет рейса MH17 сбила ракета зенитно-ракетного комплекса «Бук» 53-й зенитно-ракетной бригады Вооруженных сил России, запущена с территории, захваченной поддерживаемыми Россией сепаратистами. Нидерландские прокуроры огласили обвинение трем гражданам России и Украины за их вероятное участие в преступлении.

Некоторые спрашивают, почему после сбития самолета рейса PS752 в Иране Россия так несхитно настаивала на невиновности Тегерану. Другие подозревали, что много российских журналистов могли быть искренне разъяренные параллелями с поведением России 2014 года.

«Виновен, пока не будет доказана невиновность. Это новое название игры в сегодняшнем политическом ландшафте», – заявлял диктор в англоязычной передачи RT о Иран, намекая на предыдущие обвинения в адрес России. «Иранская сторона отказывается передать самописцы самолета, сказал журналист государственного телеканала «Россия-1», – потому что боится «подтасовок и провокаций».

Кое-кто из критиков высказывал предположение, что такую линию Москвы определили опасения, что рейс PS752 был сбит ракетой из ЗРК «Тор» российского производства, проданного Ирану. В российской телепередаче «60 минут» 9 января комментаторы утверждали, что в местности возле тегеранского аэропорта не могло быть никаких комплексов «Тор», и повторяли заявления про «информационную войну» Запада.

Сейчас мало кто сомневается, что этот самолет действительно сбила ракета из «Тора». Линия разваливается

Проблема для России через ее отрицание причастности Ирана к трагедии, о которой Москва не имела оснований бояться обвинений в прямой вине оказалась в том, что Тегеран признал ответственность за нее 11 января – спустя считанные часы после публикации статьи RT о «демонизации Ирана».

За одно мгновение скоординированная линия России об аварии развалилась – и указала на резкий контраст в параллелях между признанием вины Ираном и упрямыми возражениями Москвы по MH17 в течение последних пяти лет.

«До последнего не хотел так думать. Полный «ремейк» 17 июля 2014-го, – написал Глеб Павловский, бывший советник президента России Владимира Путина, имея в виду сбивание того дня MH17, – но иранцы признались: сильная нация».

«Иран признал, что сбил самолет, – написал Сергей Смирнов, главный редактор интернет-издания «Медиа зона». – То есть мы хуже Иран. Это и есть национальное унижение, которое кое-кто почему-то считает величием».

И все-таки, несмотря на признание Ирана, Москва продолжила изображать Тегеран как жертву информационной ��ійни Запада и, похоже, одновременно воспользовалась шансом в очередной раз отбросить заявления, что она причастна к сбития MH17.

«Просто напоминание: «фейковые» новости ударили о вине России с первого же дня MH17, – написало в твиттере 11 января посольство России в Канаде, 57 граждан которой погибли на борту PS752. – Несмотря на неопровержимые технические доказательства и рассекреченные документы, которые предоставила Россия, «независимые и честные» западные СМИ продолжают эту линию, исполненную лжи и риторики ненависти». «Наивно и по-любительски»

Российская государственная пресса 13 января избегала упоминаний о MH17, несмотря на очевидность сравнения, зато много газет проводили параллели только с случайным взбиванием силами США иранского пассажирского самолета, в котором погибли 290 человек, в 1988 году, во время боя корабля США, который запустил ракету, с иранскими силами в Персидском заливе.

В статье с названием «Заговор с крушением иранского самолета» российское государственное агентство «Спутник» повторило предыдущие российские утверждения, что сбивание самолета рейса PS752 устроили США, чтобы воспользоваться региональной нестабильности после убийства Солеймани.

«Американцы пошли на сценарий на грани войны, в котором они предполагали, что иранские системы противовоздушной обороны будут готовы действовать немедленно, – написали авторы, хотя никаких доказательств не приводили. – Несчастный случай был подстроен».

Многие в России, похоже, оказался устойчивым к таким утверждениям и глубоко скептически отнесся к источникам, что их там выставляют в качестве доказательства. В статье 11 января с названием «Врать дорого» политический редактор российской оппозиционной «Новой газеты» Кирилл Мартынов высмеял российскую кампанию отрицания.

«К 2020 году мы начали производить противоядие от «белого шума» пропаганды, попытки обманывать все человечество кажутся наивными и любительскими, – написал он о действиях России. – Но мы с вами живем в стране, власть которой продолжает верить в волшебную силу дурачества».

Такие заявления, похоже, небезосновательны. После сбития самолета рейса MH17, почти через две недели русской кампании с целью посеять сомнения вокруг трагедии, исследования независимого социологического «Левада-центра» показало, что 82 процента опрошенных россиян обвиняли в збитті Украину, о причастности российских войск тогда говорил 1 процент.

В ряде интервью, которые провело Радио Свобода на улицах в центре Москвы в сентябре 2016 года, более чем через два года после катастрофы, люди с цинизмом и недоверием реагировали на все сообщения о ней – и российские, и западные.

Уже свежее интервью с русскими в центре Москвы наводят на мысль, что в целом мнения о это не очень изменились.

И много российских пользователей «Твиттера», которые следили за большими противладними протестами, которые вспыхнули в Тегеране после трагедии PS752, увидели политические опасности, которые может принести признание вины. На улицах столицы Ирана звучали требования отставки руководителей страны, и в России комментаторы обратили внимание на разницу: там 2014 года, посреди дерзких возражений Москвы и пропагандистской кампании, которая помогала распространять их, российское население поддержало Кремль.

«Опять приходится завидовать, – написал 11 января известный российский оппозиционный деятель Леонид Волков, публикуя видеозапись протеста в Иране. – Наши лжецы врут уже 5,5 лет, и хоть бы что». Война и пассажирские самолеты. У Вашингтона и Киева появились новые общие интересы