На что могут рассчитывать семьи погибших в катастрофе самолета в Иране. Объясняет эксперт по авиационному праву

 На что могут рассчитывать семьи погибших в катастрофе самолета в Иране. Объясняет эксперт по авиационному праву


Иран признал свою ответственность за аварию украинского авиалайнера компании МАУ. Сейчас активно обсуждается процесс и сумма компенсаций, на которые могут претендовать как физические лица родственники погибших, так и юридические – сама авиакомпания. Как может развиваться ситуация с выплатами компенсации и какие трудности могут ждать пострадавшую сторону? Объясняет эксперт по международному авиационному праву Андрей Козлов.

– Каков порядок выплат компенсации семьям погибших пассажиров и членов экипажа?

– Согласно первому, наиболее приемлемого для пострадавшей стороны сценария, компенсацию полностью выплатит Иран. В таком случае родственники погибших пассажиров и членов экипажа получат денежную компенсацию, а авиакомпании МАУ будут возмещены убытки за сбитый самолет.

Если предложенные денежные суммы будут всех устраивать, стороны, скорее всего, заключат соглашение о выплатах и закроют этот вопрос. Но возможен и другой вариант, когда выплачивать компенсации семьям погибших пассажиров будут вынуждены именно МАУ. С членами экипажа ситуация сложнее. Они не защищены нормами конвенции

Согласно нормам Монреальской конвенции 1999 года, первичную безусловную ответственность после авиакатастрофы несет именно авиакомпания. Таким образом, МАУ выплачивает компенсацию семьям погибших пассажиров, а потом в порядке регресса будет требовать возмещения от Ирана.

С членами экипажа ситуация сложнее. Они не защищены нормами конвенции, и их родственники по первичной компенсации смогут рассчитывать только на страховые выплаты, предусмотренные, как социальным страхованием, так и каким-то соцпакетом, который был прописан в трудовых договорах погибших сотрудников авиакомпании. Необходимо еще добавить, что выплата первичной компенсации не будет лишать родственников погибших права на получение дополнительной компенсации от Ирана.

– На какую сумму могут рассчитывать семьи погибших пассажиров?

– Согласно нормам все той же Монреальской конвенции, первичная безусловная компенсация составляет не более 113 тысяч социальных прав заимствования – это универсальная валютная единица Международного валютного фонда. На сегодняшний день эта сумма равняется примерно 140 тысячам евро.

Если же компенсации семьям погибших будет выплачивать непосредственно Иран, то в данном случае сумма и порядок этих выплат будет зависеть от результатов международных переговоров. В них обычно принимают участие представители государств, чьи граждане пострадали в результате катастрофы, адвокаты авиакомпании, чей лайнер потерпел крушение, юристы страховых компаний, чьи интересы затронула это событие и ряд других субъектов.

Здесь нужно отметить, что сумма компенсаций, предусмотренная Монреальской конвенцией, не учитывает наличие чьей-то вине, а в нашем случае вина очевидна, соответственно, и сумма компенсации должна быть выше.

– Повлияет ли расследование авиакатастрофы на сумму и процесс выплаты компенсаций?

– От хода и результатов расследования зависит очень многое. В рамках следственных действий необходимо, прежде всего, установить степень вины Ирана, и чем более грубой и серьезнее будет эта вина, тем сильнее будут переговорные позиции у пострадавшей стороны, и тем выше будет сумма потенциальной компенсации. Иран не является участником международных платежных систем. Это уже одна из трудностей

В этом и состоит задача представителей Украины, которые принимают участие в расследовании и в переговорах с Ираном: нужно сделать так, чтобы сумма компенсации, с учетом экономических возможностей Ирана, была максимально высокой и процесс ее выплаты прошел без каких-либо трудностей.

– А в процессе выплат могут возникнуть трудности?

– Иран, например, не является участником международных платежных систем. Это уже одна из трудностей, с которой нужно будет искать выход. В таких историях может возникнуть множество подобных нюансов, которые не имеют быстрого и простого решения.

– Есть ли у нас шансы оспорить в суде сумму компенсации, если они с ней будут не согласны? Этот кейс не попадет под юрисдикцию Международного суда ООН

– Если физическое лицо будет не соглашается с той суммой компенсации, которая будет произведена в результате переговоров, она, конечно, может обратиться в суд. Но только до суда Исламской Республики Иран.

В сложившейся ситуации отсутствуют признаки межгосударственного спора, поэтому этот кейс не попадет под юрисдикцию Международного суда ООН, Иран находится за пределами Европы, соответственно, ЕСПЧ тут тоже бессилен, потому никаких возможностей выйти на уровень международных судебных институтов здесь нет.

К слову, аналогичная ситуация с компенсациями в пользу юридических лиц. То есть, если МАУ захочет судиться, то сможет полагаться лишь на иранское правосудие.

– Может ли Иран использовать аргумент судом в качестве усиления своей позиции на переговорах, чтобы намеренно уменьшить компенсацию пострадавшим? В современном мире существует множество способов, как политического, так и экономического давления на Иран. В самом Иране, скорее всего, тоже это осознают

– Переговоры – штука циничная и теоретически так, представители Ирана могут использовать такой аргумент, если переговоры будут заходить в тупик. Мол, если вы не согласны, то всегда можете обратиться в суд. Но у такой позиции есть и обратная сторона, которая заключается в существенных репутационных издержках.

На сегодняшний день многие предполагают, что Иран озаботился своим имиджем и признание своей ответственности за катастрофу означало, кроме всего прочего, готовность платить. Если аргумент с национальными іранськими судами будет использован, это будет означать, что желание платить меньше. Но мы понимаем, что в современном мире существует множество способов, как политического, так и экономического давления на Иран. В самом Иране, скорее всего, тоже это осознают. Война и пассажирские самолеты. У Вашингтона и Киева появились новые общие интересы