Смертоносный «Тор». Как иранцы сбили украинский «Боинг»

 Смертоносный «Тор». Как иранцы сбили украинский «Боинг»
Сергей Немалевич



Иран признал, что его военные «нечаянно» сбили украинский самолет. Еще до этого заявления западные политики и эксперты говорили, что ро «Боинга» была выпущена ракета зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» российского производства. Это уже второй случай за последние 6 лет, когда гражданский авиалайнер погибает после поражения ракетой российского производства.

В чем основное отличие ЗРК «Тор» от «Бука», из которого, как считает международное следствие, был сбит «Боинг» Малазийских авиалиний над Донбассом? Как он находит цели и может ли оператор установки отличить гражданский самолет от военного? Какова роль этих систем ПВО Ирану? На эти и другие вопросы ответ отвечает пользователь твитера @ain92ru, который посвятил немало времени изучению ракетных систем советского и российского производства и который согласился поделиться своими знаниями с Радио Свобода на условиях анонимности. Интервью было записано 10 января, до признания власти Ирана.



– Что такое зенитно-ракетный комплекс «Тор»? Это машина на гусеничном ходу с ракетами и локальной установкой?

– Так, два радиолокатора и два блока по четыре ракеты, но, кстати, не обязательно на одном шасси и не обязательно гусеничном, это зависит от модификации. С 29 купленных иранских машин – всего 12 гусеничных, а еще 17 установок на колесном шасси («Тор-М1Т№, – ред.), и антенно-пусковой пост в этой модификации перевозится на прицепе. Для таких местностей, как, например, на Донбассе (по многочисленным свидетельствам, российскими военными там также использовался комплекс «Тор», – ред), больше подходит гусеничный вариант, для пустынных хватит и колесного, но это не является принципиальным с той точки зрения, что следы от передвижения комплекса вряд ли будут заметны, особенно со спутника, уже на следующий день, если кто-то захочет потихоньку эвакуировать установки. Учитывая особенность местности, тот факт, что там была ясная погода, там было сухо, если иранцы оперативно все убрали, вряд ли мы найдем следы этого шасси, будь оно гусеничное или колесное.





– Если комплекс используется в составе батареи, может быть при нем дополнительная машина?

– Для обеспечения безопасности координации работы установок, но мы не знаем, была в нашем случае одна установка или батарея.

– Как «Тор» обнаруживает цели?

– На каждой боевой машине есть две радиолокационные станции. Одна сканирует воздушное воздушное пространство чуть больше чем на два десятка километров, и это станция обнаружения цели. У нее параболическая антенна, которая поднимается над машиной, делает оборот в 360 градусов примерно за 3 секунды в обычном режиме и видит где-то на 25 километров. Вторая радиолокационная станция предназначена для наведения ракеты на цель, грубо говоря. Она называется «станция наведения».

– То есть «Тор», если он находится в активном положении, постоянно сканирует все небо в радиусе 20 километров и показывает все возможные цели?

– Так, для достаточно крупных для выявления объектов указывается их скорость, координаты, высота, которая на небольших расстояниях наверное измеряется достаточно точно. Можно примерно предусматриваться траектория. Пока является загадкой, что было в голове у оператора того «Тора», если там был оператор, как я предполагаю. За что он мог воспринять гражданский самолет – за крылатую ракету, за истребитель, может быть, за беспилотник? Вряд ли это могла быть крылатая ракета типа «томагавка», она не будет лететь на высоте 2,5 километра. Скорость самолета была, по-моему, 140 метров за секунду, истребители так медленно не летают. Беспилотник также обычно так не летает в чужом воздушном пространстве (хотя всяко бывает). В принципе, если у оператора была голова на плечах, и он достаточно выспался и находился в достаточно адекватном состоянии, я думаю, он должен был прийти к выводу, что ничего другого кроме гражданского воздушного судна это было быть не могло.

– Тем более, что он находится недалеко от аэропорта. Если эта система стоит на боевом дежурстве именно в этом месте – а предполагается, что там расположен какой-то важный ракетный центр – то они должны регулярно наблюдать такие цели?

– Кирилл Михайлов из следственной группы Conflict Intelligence Team предположил в твиттере, что эта система могла там оказаться буквально за несколько часов до того, как самолет был сбит. То есть срочно подняли по три телеге которых не любой замученных пепеошників, перебросили, выдвинули именно для того, чтобы подготовиться, когда запустили свои ракеты. Это, кстати, были аэрокосмические силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР), эти «Торы» находятся именно на вооружении КСИР, не в вооруженных сил (КСИР не входит в структуру Вооруженных сил Ирана, он является полностью независимой структурой – ред.). Незадолго до запуска баллистических ракет по американской авиабазе в Ираке, этой иранской «ответы» за убийство генерала Сулеймани, после которой должна была поступить американская «ответ на ответ», КВИР как-то расставил не те комплексы, которые у него есть, по тех местах, которые он считал важным защитить. Это произошло буквально за несколько часов до поражения самолета (ракеты были запущены двумя волнами между 00:30 и 1:15 по Киеву, а украинский лайнер взлетел в 4:43 по Киеву с почти часовым отклонением от графика – ред). Сервис Flightradar24 опубликовал информацию о том, какие самолеты взлетали там в шесть часов до падения этого самолета, их было не так уж и много.



– В ранних модификациях «Тора» решение о поражения принимает командир на основании имеющейся информации о цели?

– Да.

– Как происходит наведение на цель?

– Комплекс «Тор» использует доволи простую ракету, у которой нет собственного бортового компьютера, собственной головки самонаведения. Она получает команду компьютера, который расположен в боевой машине и приводит ее. На боевой машине достаточно хороший радиолокатор, и сама станция наведения, который вычисляет траекторию цели и определяет, каким оптимальным образом направить к ней ракету, чтобы в момент срабатывания радіодетонатора на этой ракете погрешность была в норме, то есть взрыв был в тех пределах, который обеспечит поражение цели.

– Может по одной целой цели быть выпущено сразу несколько ракет? Американские СМИ со ссылкой на свои источники в силовых структурах говорят о две ракеты.

- В теории да, но из-за особенности запуска этих ракет, они не могут, как я понимаю, быть запущенными с интервалом менее, чем 4 секунды с одной установки. Понятно, что если это батарея, она может из всех машин отстреляться одновременно. В нашем случае, если бы ракеты летели, грубо говоря, одной залпом, с интервалом 4 секунды, мы это слышали на видео, были два раза хлопки с интервалом такого же порядка. Видео длится 12 секунд и там слышно только один хлопок. Человек, который снял это видео, сообщила The New York Times, что она слышала какой-то выстрел или хлопок до того, как начала снимать. То есть надо до 12 секунд добавить еще несколько секунд на то, чтобы от достал телефон, открыл камеру и тому подобное, интервал, очевидно, был порядка 20 секунд. Как по мне, это больше похоже на то, что оператор выпустил первую ракету, убедился, что цель не сбита, и выпустил вторую. Может быть, первая ракета пролетела мимо и самознищилася, что, конечно, было странно. Учитывая, что пассажирский самолет – это легкая цель для такого зенитно-ракетного комплекса. Или первая ракета все же поразила самолет, например, она могла обесточить его, в результате чего он потерял связь и перестал работать траспондер, но оператор счел это недостаточным. Потом взрыв этой ракеты услышал охранник на стройке, которой достал свой телефон, потому что подумал, что это летят американские ракеты, или что-то такое. Вытащил телефон и приготовил камеру, он, возможно, увидел вторую ракету и снял, как она попала и подожгла самолет. Но это пока очень гипотетические суждения, траспондер самолета мог исчезнуть из эфира и по другим причинам. Возможно, это произошло через средства радиоэлектронной борьбы систем ПВО. Мы знаем только, что три приемники Flightradar24 приняли последний сигнал, а следующий сигнал, который должен был прийти через 6 секунд, не пришел. Что-то в эти 6 секунд произошло. Это могли быть последствия взрыва боевой части первой ракеты, мне кажется, наиболее вероятный вариант, но могло быть и что-то связанное с радиоэлектронными обстоятельствами в этом месте, хоть это и менее вероятно.



– Судя по открытым источникам, на некоторых версиях ЗРК «Тор» установлена система ,которая позволяет осуществлять противовоздушную оборону определенного участка в автоматическом режиме: то есть система сама находит цели, выделяет из них «вражеские» и уничтожает. Похоже, что такая автоматизация появилась только начиная с версии «Тор–М2», когда на вооружении Ирана стоит более ранняя версия «Тор–М1». Вместе с тем, в 20215 году были сообщения, что Россия может модернизировать иранские комплексы.

– Я нашел в «Живом журнале» пост военного эксперта Юрия Лямина о некоторой модернизации, которые он заметил еще в 2013 году. За фотографией. Модернизированной установки трудно сказать, что именно, какие характеристики изменились – исключительно внешне видно, что добавилась небольшая фазована антенная решетка рядом эти станцией наведения. Мы не знаем, какого рода была та модернизация, да и заявление чиновника из «Алмаз-Антею» я бы не стал переоценивать, тем более, что он говорил только о переговорах по модернизации. Даже если она и произошла, совсем не обязательно, что комплекс был автоматизирован.

– При этом, комплекс оборудован системой «свой-чужой», которая действует и в автоматическом и в ручном режимах, определяя потенциальные вражеские цели и выделяя их среди других?

- Да, она должна работать во всех случаях, но судя по поражению российского Ил-20 сирийским ПВО, она не всегда так работает, как должна. Технические детали ее конструкции я не знаю, подробностей. По понятным причинам, в открытых источниках нет.

– Но в любом случае, гражданские воздушные суда она должна воспринимать я не вражеские?

– Не уверен. Стандартный алгоритм работы таких систем пароль, который присылается в ответ на запрос с земли( и эти пароли, конечно, регулярно меняются), такой системы может не быть на гражданских самолетах. Скорее я склоняюсь к тому, что когда операторы «Тора» не получали сигналы траспондера самолета и не получали информацию из аэропорта о борты, вылетающие, они могли по умолчанию не знать, что этот самолет – «свой». На такой случай в этой боевой машине есть телевизионно-оптический визир, который позволяет вести оптическое наблюдение с захватом цели. Если этот визир работал, и оператор умел им пользоваться, то наверное, по процедуре, он должен был посмотреть, что летит, и увидеть бортовые аэронавигационные огни пассажирского самолета.

– В 2010 году будто «Тор» уже сбивал «свой» самолет в небе над Бушером – иранский истребитель, который случайно попал в защитную зону над АЭС.

– Источник этой истории, израильское информационное агентство «Дебка», не слишком надежное. Я бы до их сообщения относился с большой осторожностью, тем более, что независимых подтверждений не было. При этом в 2012 году газета The New York Times писала, что в первые года освоения комплекса иранцами, в 2007 году, «Тор» Корпуса стражей исламской революции уже стрелял по гражданскому самолету.

– Какова роль комплексов типа «Тора» в системе противовоздушной обороны?

– За назначением и дальностью их можно сравнить с «Буками», хотя последние все же могут поражать цели на расстоянии в 2-3 раза больше. Исторически оба ЗРК разрабатывались для защиты механизированных, бронетанковых соединений, которые наступают, в том числе, на марше, в движении. Отсюда и гусеницы: комплексы должны были пройти там, где проходят танки. «Буки» должны были использоваться на более высоком уровне соединений, «Торы» – на более низком. Вместе с этим по своим характеристикам «Тор» хорошо подходит для прикрытия неподвижных точечных целей вроде того объекта КСИР, который расположен в нескольких километрах от места поражения украинского лайнера. Он расположен примерно с той стороны, откуда, судя по видео, прилетела ракета. Благодаря тому, что в ролике заметно, что двигатель ракеты еще работал, мы можем оценить максимальное расстояние от места пуска, и она тоже соответствует расположению объекта.

– Насколько «Торы» эффективны? Они не помогли иранским военным отбить израильские ракетные удары.

– Это вечное противостояние меча или щита. Эффективность «Торов», действительно, сильно зависит от количества установок и объектов, которые нужно защитить, от способности противника ввести средствами радиоэлектронной борьбы эти комплексы в заблуждение, поэтому однозначного ответа на ваш вопрос нет

– Как вы думаете, высока ли квалификация операторов ЗРК в такой структуре, как КВИР? Можно ли говорить, что для них политическая подготовка важнее военную?

- Думаю, что на низком уровне их военной подготовки может быть достаточно адекватной, она им все же нужна. Судить об этом сложно, по КВИР - очень закрытая структура. С одной стороны, сирийский опыт говорит, что там может царствовать довольно сильное разгильдяйство. С другой стороны, Иран все еще не находится в такой кадровой кризисе, как Сирия, и дисциплина в соответствующих структурах КСИР может быть лучше. Вопрос в том, какие приоритеты ставят их руководство. Кто знает, может быть, оператору ту же ночь не дали спать, заставляя слушать лекцию о мученике Сулеймани и то, как Иран должен за него отомстить.