Авиакатастрофа украинского самолета в Иране. Что известно и не известно на этот момент?

 Авиакатастрофа украинского самолета в Иране. Что известно и не известно на этот момент?


Несмотря на все большее количество доказательств, Тегеран утверждает: «невозможно», чтобы украинский авиалайнер сбила под Тегераном иранская противовоздушная оборона. За несколько часов до того Иран выпустил баллистические ракеты против американских сил в Ираке. Что известно и не известно о авиакатастрофе?

Американские, британские и канадские чиновники заявляют о большой вероятности того, что иранские военные случайно сбили украинский гражданский авиалайнер вблизи Тегерана 8 января. Произошло это через несколько часов после того, как Иран запустил баллистические ракеты на иракские военные базы, где размещаются американские войска.

Но власти Ирана утверждает, что «невозможно», чтобы самолет МАУ рейса PS752 сбила ракета.

Авиакатастрофа произошла незадолго до рассвета 8 января. В результате инцидента погибло 176 человек – все, кто был на борту.

Официальное заявление Тегерана противоречит словам президента США Дональда Трампа, премьер-министра Канады Джастина Трюдо и премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, которые цитировали многочисленные разведческие источники, которые указывали на то, что самолет, предположительно, был сбит иранской противовоздушной обороной лишь через несколько минут после вылета из международного аэропорта имени имама Хомейни в Тегеране.



«Это трагедия. Но кто-то с той стороны мог ошибиться», – сказал Трамп.

«Мы знаем, что это могло быть непреднамеренно», – сказал Трюдо журналистам в Канаде. Более трети жертв были канадцами.

Но представитель иранского правительства Али Рабері раскритиковал тех, кто говорит, что Boeing 737-800 был сбит противовоздушной обороной этого государства. По его словам, такие заявления являются формой «психологической войны» против Ирана.

Иран также раскритиковал заявление Киева о том, что команда из 45 украинских расследователей, отправленных к Тегерану 9 января, будет расследовать, катастрофу действительно нанес ракетный удар.

10 января Али Абедзаде, руководитель иранской Организации гражданской авиации, заявил: «научно невозможно, чтобы в украинский самолет попала ракета», и что «такие слухи нелогичные». Что известно и не известно

Самолет рейса PS752 «Международных авиалиний Украины» должен был вылететь из аэропорта Тегерана до международного аэропорта «Борисполь» в Киеве в 5:15 утра. Но его вылет задержался на один час.

Лишь за несколько часов до того Иран начал атаку баллистическими ракетами по двух иракских авиабазах. Это был ответ на воздушный удар США 3 января, в результате которого в Багдаде погиб командующий иранских сил спецопераций «Кудс» генерал Касем Солеймани.

Когда авиадиспетчеры в Тегеране наконец дали разрешение украинском авіалайнерові на вылет, иранские системы ПВО находились в состоянии повышенной готовности, ожидая возможные удары США в ответ.

По данным трекингового сайта Flightradar24, во время вылета самолета видимость была хорошей.

Представители авиакомпании говорят, что экипаж самолета был «отличным», «надежным», а также очень опытным.

Самолете было только три с половиной года, а последнее плановое обслуживание он проходил лишь на два дня раньше, 6 января.

Данные полета, которые можно найти в открытом доступе в интернете, показывают, что авиалайнер после взлета набирал высоту с нормальной скоростью, пока не достиг высоты 2400 метров. Затем данные самолета внезапно исчезают.

Эксперты говорят, что Boeing 737-800 разработан таким образом, чтобы продолжать полет в случае неисправности двигателя. Они говорят, что в случае неисправности двигателя данные полета также обычно отражают, что подъем самолета становится менее крутым.

Это, говорят расследователи аварии, может свидетельствовать о том, что внезапно произошло какое-то катастрофическое событие в то время, когда самолет был в воздухе.

Американская газета The New York Times подтвердила подлинность полученного видео, которое якобы показывает выпущенную в самолет ракету во время его полета.

New York Times сообщала, что лицо, которая снимала этот инцидент на камеру, сделала это после того, как услышала «что-то вроде выстрелов».

Следователи из британского вебсайта гражданских расследований Bellingcat утверждают, что проверили геолокацию видеоматериалов и подтвердили, что видео было сделано из жилого района в Паранді, пригороде к западу от международного аэропорта Тегерана.

На видео видно небольшой взрыв, который произошел вблизи самолета от чего-то, похожего на ракету. Самолет не взорвался, но занялся.

Самолет еще недолго продолжал лететь, и на видео видно, как его начал охватывать огонь, прежде чем он разбился огненным шаром.

В первом иранском отчете было сказано, что самолет горел еще до того, как ударился в землю, но никакого сигнала тревоги он не посылал.

Некоторые иранские чиновники поставили под сомнение заявления Запада, заявляя, что самолет взорвался бы немедленно, если бы в него действительно попала ракета.

Но Пентагон и видные представители американской разведки, а также иракский представитель спецслужб заявляют, что они считают: Иран запустил в самолет две ракеты из ЗРК «Тор» российского производства. Спутник обнаружил инфракрасные вспышки от двух запущенных ракет с последующим возгоранием от самого взрыва.

Ракеты системы противовоздушной обороны «Тор» не поражают цели направления, а, наоборот, предназначены для взрыва вблизи летательного аппарата.

И независимо от того, что именно вызвало катастрофу авиалайнера, неизвестным на данный момент остается то, как во время аварии происходила координация действий между иранскими гражданскими диспетчерами воздушного движения и военными Ирана.

Остается также непонятным, почему вылет украинского самолета задержали на час или как можно было разрешить вылет без тщательных предупреждений орг��нов гражданской авиации и военных Ирана.

Неизвестно также, кто дал команду «отбой», которая, собственно, и позволила гражданском пассажирском самолете совершить взлет в то время, как противовоздушная оборона, по сообщениям, все еще оставалась в режиме повышенной готовности после удара иранских баллистических ракет по воздушным базах Ирака.

Также остается неясным, гражданские диспетчеры воздушного движения сообщили военных Ирана о том, что украинский авиалайнер вылетает.

Сразу же после прибытия на место аварии первых иранских расследователей Тегеран заявил, что катастрофа стала следствием технической неисправности.

Но все больше международных экспертов отвергают утверждения Тегерана о том, что ракетный удар был невозможным.

Они предполагают, что Тегеран может просто пытаться скрыть неудобные подробности этой катастрофы.

Эти опасения еще больше усиливают фотографии с места катастрофы, обнародованы в интернете. На них изображен бульдозер, который поднимает большой кусок обломков самолета. На других фотографиях видно место аварии, которое выглядит так, будто его вычистили бульдозерами. Также можно увидеть прохожих, что гуляют по полям, где разбился самолет, и роются в том, что там осталось. На фотографиях не видно никаких признаков расследования, и место происшествия даже не огорожено.

Расследователь Bellingcat Джанкарло Фіорелла говорит, что Bellingcat подтвердил, что фото бульдозера было сделано на месте катастрофы рейса МАУ PS752.

По его словам, присутствие такой техники на месте «мешает», потому что, если авиалайнер был сбит, территория является «потенциальным местом преступления».

Американская телевизионная сеть CBS цитирует иранцев на месте катастрофы, которые говорят, что власть уже вмешалась в место аварии, используя бульдозеры для сгребания обломков самолета в большие кучи, которые впоследствии забрали.

Но посол Ирана в Великобритании Хамид Баїдінежад заявил, что эти сообщения являются «абсолютно абсурдными». Он добавил, что «авиакатастрофа – это дело для специалистов», и никто не может «судить», какие действия следует совершать, кроме «экспертов».

Ларри Вэнс, авиационный расследователь, который прослужил более двух десятилетий в Совете по безопасности на транспорте Канады, заявил в комментарии Радио Свобода, что моментальная потеря связи с самолетом работниками аэропорта свидетельствует скорее о взрывном устройстве или ракету.

Вэнс отметил, что если бы украинский авиалайнер разбился действительно в результате технической неисправности, как это утверждает Иран, «это было бы что-то действительно уникальное».

«Представьте, какой тип события должен был бы случиться с двигателем, чтобы это полностью парализовало самолет, сделало его непригодным для полета», – сказал Вэнс.

«Это не пожар двигателя. Это больше похоже на взрыв двигателя. С этими двигателями просто этого не бывает. Никогда в истории они не взрывались таким образом», – сказал он.

Аналитик из глобальных дел Майкл Боцюркив говорит, что Ирану «нужно держать политику подальше от расследования катастрофы, приглашать международных экспертов и следователей, чтобы определить причину, и неустанно сообщать семьи, которые в отчаянии».

Сам Боцюркив – канадец украинского происхождения, бывший наблюдатель ОБСЕ, который был одним из первых международных экспертов, кто 17 июля 2014 года добрался до обломков самолета рейса MH17 «Малайзийских авиалиний» на подконтрольной боевикам территории Восточной Украины.

Боцюркив говорит, что если бы с катастрофы MH17 и других аварий вблизи зон конфликтов можно было бы вынести какой-то урок, так это было бы то, что украинский авиалайнер вообще не должен был вылетать из Тегерана после того, как Иран устроил на несколько часов раньше атаку баллистическими ракетами.

Но украинский авиалайнер, который разбился, был не единственным рейсом, который того утра слетел с Тегерана. Перед ним, по сообщениям, было еще пять других.

«Другие авиакомпании отменили свои рейсы за два-три-четыре дня до этого, зная, что уровень риска был очень высоким, – заявил Боцюркив в комментарии канадском телерадіомовцеві CBC News. – Это, как по мне, указывало на то, что риск был очень высоким».

«Я надеюсь, учитывая то, что сейчас произошло, что иранцы возьмут на себя ответственность и откроют расследование для всех», – сказал Боцюркив. – В этом самолете не было военных. Это были невинные мужчины, женщины и дети, и иранцы должны признать это и позволить очень широкий доступ, в том числе и для канадских экспертов».