Ракетная система, которая, возможно, сбила украинская лайнер: смертельная, скорая, действует на малых дистанциях (обзор)

Ракетная система, которая, возможно, сбила украинская лайнер: смертельная, скорая, действует на малых дистанциях (обзор)


Украинский авиалайнер был сбит под Тегераном ракетой класса «земля-воздух», заявили в четверг канадские чиновники. Представители Украины, в свою очередь, ограничились заявлением, что информация о ракету из комплекса «Тор-М1» российского производства, которая, возможно, стала причиной катастрофы, расследуется, пишет агентство «Рейтер».

Зенитно-ракетный комплекс «Тор» и его модификации, которые в классификации НАТО называется SA-15 Gauntlet, – это система противовоздушной обороны малой досягаемости, боевая машина на гусеничном шасси, которая имеет и радар, и ракетная пусковая установка.

По данным организации «Федерация американских ученых», что специализируется на изучении угроз национальной и международной безопасности, этот мобильный комплекс может поражать цели на высоте до 6 тысяч метров и на расстоянии 12 километров.

Военные самолеты и крылатые ракеты, для уничтожения которых предназначен «Тор», могут прокладывать свои маршруты так, чтобы избегать обнаружения радаром этой системы. Кроме того, они применяют дипольные отражатели – специальные средства радиоэлектронного подавления, которые «сбивают с толку» радары, и тепловые ловушки, которые создают ложные цели для ракет с тепловым самонаведением.

«Боинг 737-800», принадлежащий «Международным авиалиниям Украины» и выполнявший рейс Тегеран – Киев, был пассажирским самолетом и не был оборудован никакими защитными функциями.

Маловероятно, что экипаж пассажирского лайнера сумел бы среагировать на любую выпущенную ракету, считает научный сотрудник Института международных исследований Мідлсбері Майкл Дуйтсман, которого цитирует агентство Reuters.

«Они, вероятно, даже не видели ее приближение, – сказал Дуйтсман. – Сразу после взлета пилоты обычно заняты другими вещами».

Для того, чтобы атаковать намеченную цель, оператор комплекса «Тор» должен идентифицировать ее на экране радара и дать команду на пуск.

Коммерческие воздушные рейсы имеют транспондеры – специальные радиопередатчики, которые на согласованной на международном уровне частоте передают свои данные, такие, как, например, скорость и высота. Когда рейс 752 потерпел крушение за несколько километров от аэропорта, рядом в воздухе были еще несколько других гражданских самолетов. Все эти борты должны были отражаться на экране радара комплекса «Тор», как и на гражданском радаре в аэропорту. Идентификация «своих»

Бывший офицер противовоздушной обороны одной из европейских стран, который сейчас работает над противоракетными технологиями, сказал, что в идеале планы полетов и коды транспондеров всех запланированных гражданских рейсов должны передаваться военным подразделениям, которые расположены рядом с аэропортом.

Это позволяет операторам систем противовоздушной обороны сопоставлять каждый объект появляется на радаре, с планом полетов и кодами транспондеров.

«Сбить вражеский самолет несложно, – сказал офицер, который отказался от публикации своего имени из-за деликатности проблемы. – А настоящий вызов – это идентифицировать самолет и не сбить «своих».

Ракеты «Тора» приводятся с помощью радара, скорость их полета почти в три раза превышает скорость звука. Это означает, что, если они будут выпущены на расстоянии 5 километров от цели, она будет поражена в течение 5 секунд.

У этих ракет небольшая боевая часть – около 15 килограммов мощного взрывчатого вещества. Но при детонации они выбрасывают в цель мелкие металлические осколки, похожие на пули.

По словам Майкла Дуйтсмана, в Иране «Тор» является одной из самых современных систем противовоздушной обороны. Он способен атаковать одновременно две цели, выпуская по две ракеты в каждой из них. В середине 2000-х годов, когда Иран приобрел эти комплексы в России, «как на то время их возможности были такие, что США высказывали свою обеспокоенность относительно этого соглашения», добавил он.

Исследовательский Центр стратегических и международных исследований в США в прошлом году заявлял, что Иран имеет «небольшое количество» комплексов «Тор».

По имеющимся данным, украинский авиалайнер находился в воздухе в течение двух минут, когда были обнаружены тепловые следы двух ракет класса «земля-воздух», рассказал агентству Reuters один из американских чиновников. По его словам, вскоре после обнаружения этих следов произошел взрыв в непосредственной близости от украинского самолета. Минимум один видеоролик, снятый в ночь аварии, демонстрирует охваченный огнем самолет, что упал на землю неподалеку от Тегерана.

Ранее газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала идентифицировано видео, в котором, как считают, показана иранская ракета, сбившая самолет возле аэропорта Тегерана.

Иран отрицает, что авиалайнер был сбит ракетой.

Рики Эллисон, эксперт по вопросам обороны и основатель некоммерческой организации «Альянс в поддержку противоракетной обороны», сказал, что отвлечь уже выпущенную ракету от цели невозможно даже в том случае, если наземный оператор комплекса понял, что совершил ошибку.

«Если вы уже запустили эту штуку, все кончено», – сказал Эллисон.