Bellingcat: самолет МАУ могли сбить с базы для испытаний ракет

Bellingcat: самолет МАУ могли сбить с базы для испытаний ракет


Международная группа Bellingcat подтвердила, что видео с попаданием ракеты в самолет МАУ, опубликованное 9 января в телеґрамі, снятое в городе Паранд возле Тегерана. По данным журналиста-расследователя группы Христо Ґрозева, ракету могли выпустить с базы для испытательных тестов ракет противовоздушной обороны Ирана. О том, как проводилось исследование, он рассказал Радио Свобода.

О подлинности видео с попаданием ракеты в самолет МАУ

Мы получили доступ к видеозаписи с источника, которое опубликовало его в телеґрамі. Потом наши бывшие коллеги из Bellingcat, которые сейчас работают в New York Times, получили оригинальный видеозапись и смогли сами убедиться, что он подлинный. Но то, что мы смогли сделать на основе открытых источников, – это воссоздать на основе геометрии, на основе теоремы Пифагора, используя как отправную известную нам высоту, на которой самолет исчез с радаров, это 2 километра 400 метров.



Имея визуальную картину, где это располагалось относительно зданий, которые видно на этом видео, мы смогли создать треугольник, который дал нам возможность увидеть и предположить, где находился человек, которая сняла видео. Потом мы нашли все такие вероятные места, недалеко от траектории самолета, и действительно нашли географию одного района со специфическими зданиями, которые очень похожи на те, что видно на самом видео. Это дало нам более 90% уверенности в том, что мы нашли правильное место.

О вычетах точки пуска ракеты

Узнав место, с которого было снято это видео, мы смогли сделать некоторые дополнительные вычисления, имея уже хорошее представление о том, где вторая ракета попала в самолет, мы смогли воссоздать полную траекторию этого самолета. Мы смогли создать новый треугольник, который показывает, с какого именно места на горизонте вылетела эта ракета, которая попала в самолет. Потом мы смогли вычислить угол, зная скорость движения ракеты «Тор-М» и введя другую, немного отличную скорость, с которой она двигалась визуально, как это мы увидели на видео, мы смогли вычислить угол, под которым она двигалась относительно траектории самолета. Имея угол и расстояние, мы смогли вычислить радиус, в котором она, скорее всего, находилась во время запуска от места попадания в самолет. Этот радиус составлял примерно 6-6,5 километров. Двигаясь этим радиусом в правый бок, в левый бок, мы смогли найти только одну базу, которая подходит как кандидат. И эта база давно известна, она для испытательных тестов ракет.

Об информации, которая поступает из Ирана

Мы пытались полностью довериться той информации, которая поступала из Ирана, с первой минуты и читали подробно их предварительный вывод, который они публиковали. Но наше отношение к достоверности информации значительно изменилось в худшую сторону в тот момент, когда мы увидели, что они работают, мягко говоря, непрофессионально, а скорее всего и намеренно таким образом, чтобы показания и доказательства, которые были на месте происшествия – все, что осталось от самолета... Первым требованием к следователям было не трогать абсолютно ничего из того, что упало, кроме людей, человеческих тел, конечно. Все остальное должно оставаться на тех же местах, где оно упало, пока не придут международные следователи. Вчера мы увидели, что бульдозерами и тяжелой техникой они просто все перенесли на одну кучу. И это абсолютно безответственно. Поэтому мы относимся с недоверием к информации, которую получаем от Ирана.

Самолет Boeing 737-800NG авиакомпании «Международные авиалинии Украины» рейса PS752 из Тегерана до Киева потерпел катастрофу вскоре после взлета из международного аэропорта столицы Ирана утром 8 января. Погибли все 176 человек, находившихся в самолете, – 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Среди погибших – 11 граждан Украины (все 9 членов экипажа и 2 пассажиров).

10 января глава Организации гражданской авиации Ирана Али Абідзаде опроверг заявления западных лидеров, что самолет мог быть сбит иранской ракетой. «Одно наверняка: этот самолет не пострадал от ракеты», – заявил чиновник.

Расследование катастрофы украинского «Боинга» может занять один-два года», - приводит агентство Reuters слова неназванного иранского чиновника.

По его словам, только на загрузку информации из черных ящиков может потребоваться до двух месяцев.