Иран не обязан передавать «черные ящики» – эксперт по авиационному праву

Иран не обязан передавать «черные ящики» – эксперт по авиационному праву


В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция), участником которой является Иран, он должен обеспечить расследование причин катастрофы на территории своей страны с привлечением Украины, где зарегистрирован самолет, и компании «Боинг», производителя самолета, но в той же время Иран не обязан передавать «черные ящики». Об этом «Голосу Америки» рассказал юрист, эксперт по авиационному праву Андрей Гук.

Ранее Иран отказался передавать самописцы специалистам компании «Боинг». Если же Иран никого не допустит к самой процедуре изучения этих ящиков, вот это уже будет вызывать сомнения относительно их расследования Андрей Гук

«Должны ли они кому-то передать «черные ящики»? Такой обязанности нет. Есть обвязок расследовать. Иран может самостоятельно принять решение, будут ли они делать это сами или они передадут их в какую-то лабораторию. То что не передают в «Боинг» и США – это нормально и даже, я бы сказал, правильно. Если же Иран никого не допустит к самой процедуре изучения этих ящиков, вот это уже будет вызывать сомнения относительно их расследования. Как правило, даже когда комиссия самостоятельно исследует ящика, все равно допускаются другие эксперты и наблюдатели», – сказал он.

Американский авиационный эксперт Мадху Уннікрішан, редактор Airline Weekly, предположил, что Иран передаст «черные ящики» для анализа в лаборатории в какой-то европейской стране. Как правило, если страна, в которой произошла авария, не имеет экспертизы, чтобы анализировать «черный ящик», то ее посылают за границу для анализа Мадху Уннікрішан

«Как правило, если страна, в которой произошла авария, не имеет экспертизы, чтобы анализировать «черный ящик», то ее посылают за границу для анализа. Подобная ситуация произошла в марте этого года после падения самолета в Эфиопии («Боинг» 737 MAX Эфиопских авиалиний – ред.), и Эфиопия приняла решение не отправлять это в США, хотя это самолет «Боинга», а отправить во Францию. Я ожидаю, что нечто подобное произойдет и здесь, если Иран решит, что не обладает достаточной экспертизой», – считает эксперт.

Хотя, согласно Конвенции, Иран обязан рассмотреть и удовлетворить запрос относительно участия в работе комиссии представителей производителя самолета и двигателей, компанию «Боинг», объяснил Гук, формат может быть разным, в том числе дистанционным. По его мнению, Иран способен обеспечить независимое и отделенное от политики расследования, что входит в его обязанность. В дополнение к тому, и США, и Украина могут открыть собственные уголовные производства относительно обстоятельств катастрофы. Мы имеем пример катастрофы в РФ, где погиб польский президент, когда Польша абсолютно не доверяла тому расследованию, которое было проведено Андрей Гук

«Мы имеем пример катастрофы в РФ, где погиб польский президент, когда Польша абсолютно не доверяла тому расследованию, которое было проведено в Российской Федерации Международным авиационным комитетом, и Польша провела свое отдельное расследование, вполне смогла это сделать и пришла к совершенно иным выводам», – говорит Гук.

Ранее в среду авиакомпания «Боинг» выразила соболезнования команде, пассажирам рейса и их семьям в связи с катастрофой и сообщила, что находится в постоянном контакте с «МАУ» и готова помочь с расследованием.



В последнее время американская компания понесла репутационных потерь из-за того, что самолеты компании 737 MAX дважды потерпели мощных аварий, в которых погибло 346 человек, после чего было принято решение полностью снять эту модель с производства. Это старшее поколение самолетов, которое надежно использовались авиалиниями вокруг мира много лет Мадху Уннікрішан

«На этот раз это был самолет Боинг 737-800. Это не 737 MAX. Это старшее поколение самолетов, которое надежно использовались авиалиниями вокруг мира много лет. Этом конкретном самолете было только три с половиной лет. Так, «Боинг» будет привлечен на приглашение авиалиний», – сказал авиационный эксперт Мадху Уннікрішан.

Национальный совет США по безопасности на транспорте (НРБТ) в ответ на запрос Украинской службы Голоса Америки сообщила, что внимательно наблюдает за ситуацией вокруг падения самолета Международных авиалиний Украины рейса PS 752.

США «придерживаются стандартной процедуры расследования международных авиационных аварий, включительно с продолжающимися ограничениями в связи с эмбарго, введенным странами. Согласно наших правил, НРБТ работает с Государственным департаментом и другими агентствами, чтобы определить наилучший курс действий». Об этом сообщил представитель учреждения Кристофер о'нил.

Самолет украинской авиакомпании «Международные авиалинии Украины» потерпел крушение в среду сразу после вылета из аэропорта Имама Хомейни в Тегеране. Самолет, согласно сообщениям, упал и сгорел. Все пассажиры и члены экипажа погибли.