Падения украинского самолета в Иране: кто будет расследовать и кто ответит?

 Падения украинского самолета в Иране: кто будет расследовать и кто ответит?


Расследование падения украинского самолета 8 января будет проводить Иран, поскольку авиакатастрофа произошла над его территорией, однако к процессу присоединятся Украина, США и другие государства, объясняет в разговоре с Радио Свобода эксперт по международному авиационному праву Андрей Козлов. Он прогнозирует, что расследование будет длительным и непростым, поскольку «в нем сойдутся иранцы и американцы». Также он указывает на один из фактов трагедии, что привлекает внимание и объясняет, кто и как заплатит компенсации семьям погибших пассажиров.

Предусмотренный международными соглашениями порядок расследования авиакатастрофы украинского пассажирского самолета, которая произошла 8 января в Иране, отдает все рычаги стране, над территорией которой произошла трагедия, сообщил в интервью Радио Свобода эксперт по международному авиационному праву Андрей Козлов.

«Согласно процедуре, все рычаги расследования находятся в руках государства, на территории которого авиационная событие произошло. В этом случае – это Исламская Республика Иран», – констатирует Андрей Козлов.

Он отмечает, что единственной официальной целью таких расследований является избежание подобных катастроф в будущем. Иногда государство, которое проводит расследование, пытается преуменьшить свой вклад в катастрофу Андрей Козлов

«На практике, в конфликтных ситуациях, иногда бывает так, что государство, которое проводит расследование, пытается преуменьшить свой вклад в катастрофу. В этом случае Иран будет проводить расследование, Украина как государство регистрации воздушного судна имеет право командировать своего уполномоченного представителя, такое же право имеют Соединенные Штаты как производитель самолета», – отметил Козлов.

Он добавил, что своих уполномоченных представителей смогут направить также государства, граждане которых погибли, если они будут предоставлять следствию информацию.

«Но окончательный отчет о катастрофе будет делать государство, которое проводит расследование. Так, проект этого отчета пришлют остальных государств, и они будут иметь до 60 дней на свои возражения или предложения», – объясняет эксперт.

Андрей Козлов добавляет, что иранский отчет о катастрофе может не быть точкой в расследовании, поскольку суды могут частично или полностью отрицать его.

«Были случаи, когда в судах такой отчет не считался альфой и омегой, его выводы развенчивались с помощью новых неисследованных доказательств или более объективной оценки доказательств во время судебного разбирательства. Только в моей практике было два таких случая», – вспоминает эксперт по авиационному праву.

Он отвергает возможность быстрого расследования катастрофы украинского самолета в Иране. По мнению Козлова, следствие будет держать не неделю или месяц, а год и больше.

Также специалист не исключает возможности передачи права на расследование авиакатастрофы третьей стране, как это сделала Украина, передав право на расследование катастрофы MH17 Нидерландам.

Самолет перестал передавать данные до начала падения – эксперт

Сейчас, замечает Андрей Козлов, для озвучивания более или менее вероятных версий событий в небе над Ираном критически мало информации. Но он указывает на один факт трагедии, который уже сейчас привлекает к себе внимание.

Речь идет о том, что самолет «Международных авиалиний Украины» утром 8 января в небе над Ираном перестал передавать данные о своем местоположении не в момент падения, а за некоторое время до этого. Андрей Козлов указывает на этот факт, как на нетипичный для авиакатастроф. Наиболее вероятным является то, что внезапно выключилась вся электрика на борту самолета Андрей Козлов

«Есть сайт flightradar24.com, который фиксирует информацию, которую передают вторичные ответчики, которые на борту воздушных судов. Вторичный ответчик передает информацию о рейс, тип самолета и то, куда он направляется, а также – о курс, высоту и скорость. Дело в том, что показатели самолета обрываются на высоте 8 тысяч футов, это 2400 метров. Видно, что скорость является постоянной, высота полета – нормальной, но вдруг передача этой информации обрывается. Наиболее вероятным в такой ситуации является то, что внезапно выключилась вся электрика (на борту самолета). Могло ли это быть вызвано аварией и пожаром на борту – весьма сомнительно... в Общем надо смотреть на факты. Но это действительно выглядит аномально. Если бы сначала было видно этап падения или снижения высоты – это одно дело. Если же передача данных обрывается на вполне нормальной высоте – теоретически это может означать вероятный сиюминутный влияние какого-то фактора. Это единственный факт о котором я могу и хочу говорить. Относительно остального – мало информации, и говорить о другом было бы непрофессионально», – отметил эксперт, отвечая на вопрос Радио Свобода о вероятных причинах катастрофы.

Также эксперт из международного авиационного права говорит о рисках для объективности расследования этой катастрофы.

«Вероятно, есть определенные риски для этого расследования, поскольку в нем сойдутся иранцы и американцы», – подытоживает Андрей Козлов.

В то же время относительно пассажиров украинского «Боинга» будут действовать две разные международные соглашения. Родственники погибших из всех стран, кроме Ирана, будут требовать от авиаперевозчика компенсации согласно Монреальской конвенции 1999 года. Поскольку Иран не ратифицировал ее, то родственники погибших на борту иранцев могут обращаться к «МАУ» согласно Варшавской конвенции 1929 года и дополнительных протоколов к ней, объясняет юрист.

«Разница между двумя документами заключается в том, что по новой (Монреальской) конвенцией перевозчик является ответственным в любом случае, в пределах «113 тысяч специальных прав заимствования». В настоящее время это примерно 155 тысяч долларов (семье одного погибшего – р��д. ), и можно просить большую сумму возмещения. И перевозчик должен сам доказывать, что событие произошло не в результате его халатности или другого его серьезного упущения. Варшавская конвенция – с ней другая ситуация. Там существует предел компенсации за одного погибшего. Если перечислять (из валют, которые существовали в 1929 году), то жизнь одного человека оценивали примерно в 15 килограммов золота, или же примерно в 20 тысяч долларов – существуют разные системы пересчета», приводит Андрей Козлов различия между компенсациями, которые смогут получить семьи разных погибших.

Тем не менее, он признает, что авиакомпании «МАУ», скорее всего, придется выплачивать компенсации погибшим. Кроме случае, если авиаперевозчик докажет независимые от него обстоятельства, повлекшие трагедию.

Суды какой страны будут рассматривать иски от семей погибших пассажиров? Андрей Козлов прогнозирует «битву за юрисдикции», поскольку в зависимости от страны будут отличаться системы подсчета компенсации. Он говорит о том, что дела могут рассматривать суды страны, в которой зарегистрирован или базируется авиаперевозчик (это Украина), или куда направлялись пассажиры: Украина для большинства, вероятно, была транзитной, а конечным пунктом могли быть Канада или США.

Нужно было прерывать авиасообщение с Ираном?

Андрей Козлов вспоминает о том, что конкретный самолет к аварии прилетал в Тегеран четыре раза за прошедшую неделю, а кроме того, летал к Милану, Парижу и Лондону, а не только до Киева.

«Это нормальное авиасообщение, и о угрозы авиационной безопасности, по крайней мере до последнего времени, никому не было известно», – объясняет юрист из международного авиационного права географию перелетов украинского самолета между Ираном и другими странами к аварии.

После аварии Украина прекратила сообщение с Ираном, как и целый ряд стран.





Самолет Boeing 737-800NG авиакомпании «Международные авиалинии Украины» рейса PS752 из Тегерана до Киева потерпел катастрофу вскоре после взлета из международного аэропорта столицы Ирана утром 8 января. Погибли все 176 человек, находившихся в самолете, – 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Среди погибших – 11 граждан Украины (все 9 членов экипажа и 2 пассажиров).

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что договорился с Ираном о тесную координацию следственных групп двух стран в расследовании катастрофы украинского самолета близ Тегерана и определения ее причины. Кем были погибшие в авиакатастрофе в Иране украинцы?