Катастрофа украинского самолета в Иране: последствия для МАУ и Коломойского

 Катастрофа украинского самолета в Иране: последствия для МАУ и Коломойского


Самолеты авиакомпании «Международные авиалинии Украины» ранее ни разу не терпели катастроф, их пассажиры никогда не погибали. Теперь, после гибели украинского Boeing 737 в Иране появились разнообразные версии ее причин и последствий. Через причастности бизнесмена Игоря Коломойского к МАУ, в СМИ появились даже предположения относительно возможного влияния трагического события на политику в Украине. Но раньше в катастрофы попадали самолеты других украинских компаний, напоминают авиаэксперты. Тогда причины и последствия были разными, поэтому и теперь не стоит спешить с выводами, отмечают специалисты.

2003 года в Турции упал пассажирский Як-42 авиакомпании «Украинские средиземноморские авиалинии». Погибли 12 членов экипажа из Украины, флайт-менеджер из Беларуси и 62 испанских военных. Самолет был арендован Министерством обороны Испании и осуществлял нерегулярное перевозки испанских военных, которые служили в войсках международной коалиции в Афганистане.

Министр обороны Испании Федерико Трійо отказался брать на себя ответственность за эту трагедию, в то же время оппозиция обвиняла испанское минобороны в небрежной проверке украинской авиакомпании.



В 2002 году Ан-140 авиакомпании «Аэромост-Харьков» во время чартерного рейса из Харькова до иранского города Исфахан, на высоте 3000 метров над уровнем моря столкнулся с горой. Погибли 6 членов экипажа и 38 пассажиров, в основном украинские и российские авиаконструкторы и ученые с АНТК имени Антонова.

Причиной авиакатастрофы объявлен ошибки экипажа и отсутствие взаимодействия с диспетчерами после выявления проблем.

1997 года пассажирский самолет Як-42 украинской авиакомпании «Аэросвит», во время перелета по маршруту Киев-Одесса-Салоники, в тяжелых погодных условиях столкнулся со склоном горы вблизи греческого города Салоники. Погибли 8 членов экипажа и 62 пассажира.

На борту находились 30 украинцев, 34 греки, трое русских, два поляка и один немец. Большинство пассажиров летели в Грецию отмечать Рождество.

Расследование, проведенное греческой комиссией из воздушных аварий и безопасности авиации, назвал несколько главных причин трагедии. Причинами были неверные указания диспетчеров и ошибки пилотов, которые не имели опыта полетов в Салоники. Самолет сбился с курса, пролетел аэропорт Салоник, а когда пилот заметил приближения к земле и пытался предотвратить трагедию, было поздно. Двух греческих диспетчеров осудили за непреднамеренное убийство и нарушение правил работы до 5 лет тюрьмы. Катастрофа Boeing 737 и политика

Boeing 737, который потерпел катастрофу в Иране, был построен 2016 года, а последнее техническое обслуживание он прошел 6 января 2020 года, сообщили в МАУ. Причины катастрофы пока остаются невыясненными.

В Иран отправились специалисты экспертной и поисково-спасательной групп, они будут привлечены к расследованию причин трагического происшествия. Готовность оказать помощь в расследовании выразила самолетостроительная компания «Боинг» из США. Но глава управления гражданской авиации Ирана заявил, что Иран не предоставит «Боингу» черный ящик с украинского самолета, сообщило иранское официальное информагентство Mehr.

События, связанные с катастрофой украинского самолета освещают подавляющее большинство мировых СМИ. Среди них и газета The New York Times, которая предполагает, что трагедия может повлиять также и на украинскую политику.

«Авиакатастрофа может задеть за живое политику Украины, ведь МАУ через сеть офшоров частично принадлежит Коломойскому, который имеет тесные связи с президентом Владимиром Зеленским», – пишет издание.

Но последствия катастрофы для компании МАУ будут зависеть от результатов ее расследования. Оно должно быть международным, с участием иностранных специалистов, а также представителей украинской авиационной администрации и авиакомпании, отмечает в комментарии Радио Свобода директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. Без «черных ящиков» нельзя доподлинно установить причину катастрофы. Должно быть проведено расследование Сергей Вовк

«Каждый самолет является застрахованным. В зависимости от того, в чем причина, соответственно разными могут быть последствия. Например, это могут быть непреодолимые факторы, вмешательство военной силы. Но если виновата авиакомпания, то последствия будут совсем другими. К тому же степень вины может быть комплексной. Может быть вина и аэропорта, и еще кого-то. Без «черных ящиков» нельзя доподлинно установить причину катастрофы. Должно быть проведено расследование. К нему, безусловно, должны быть привлечены представители и авиакомпании, и представители соответствующего органа, который давал разрешение на эксплуатацию – Госавиаслужба. Без полной комплексной проверки трудно говорить о последствиях», – говорит эксперт. Украину ожидает ряд проверок авиабезопасности – эксперт

Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» работает с 1992 года и ее самолеты ни разу не попадали в катастрофы. Boeing 737, который потерпел катастрофу в Иране, можно считать новым, по сравнению с многими воздушными судами что используют и в Украине и за рубежом, он совсем недавно прошел проверку.

До завершения расследования причин авиакатастрофы нельзя говорить об ответственности МАУ, отмечает в разговоре с Радио Свобода основатель компании «Авіаплан» Евгений Трескунов. Для Украины – это плохая ситуация, но профессиональное расследование с международными нормами позволит максимально избежать негативных последствий Евгений Трескунов

«Для Украины – это плохая ситуация, но профессиональное расследование с международными нормами позволит максимально уникнути негативных последствий. Имеет значение, как было обеспечено страхование. Многое зависит от масштаба компании. В случае с «Украинскими средиземноморскими авиалиниями» Украина их практически лишила сертификата эксплуатанта и прекратила их деятельность. Для самой Украины это ничего не меняло, поскольку на территории государства деятельности компания практически не осуществляла и имела небольшое количество самолетов. Я надеюсь, что сейчас наши правительство и Госавиаслужба Украины будут действовать максимально эффективно и профессионально, с учетом международных требований. У нас в Украине есть региональный центр ИКАО (Международная организация гражданской авиации – ред.). В состав этой организации входят правительства стран, соответственно она имеет международное влияние. Поэтому есть надежда, что все будет организовано максимально профессионально и мы получим реальный ответ. По результатам будет видно, и кто должен отвечать, и какие нормы и правила должны применяться», – говорит авиаэксперт.

Весной 2020 года должна состояться плановая проверка ИКАО государственной системы надзора за безопасностью полетов в Украине, напоминает Евгений Трескунов. Он предполагает, что за катастрофу Boeing 737 в Иране состоятся также внеплановые проверки украинских авиакомпаний со стороны SAFA (Программа ЕС по оценке уровня безопасности полетов иностранных самолетов – ред.).Также, по словам эксперта, авиационная администрация США может сразу после ИКАО проверить компании, осуществляющие перелеты из Украины до Соединенных Штатов.

Президент Украины Владимир Зеленский 8 января дал поручение генеральному прокурору Украины открыть уголовное производство относительно катастрофы украинского самолета в Тегеране.

Ранее в тот же день министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что договорился с Ираном о тесную координацию следственных групп двух стран в расследовании катастрофы и определения ее причины.

Самолет Boeing 737-800NG авиакомпании «Международные авиалинии Украины» рейса PS752 из Тегерана до Киева потерпел катастрофу вскоре после взлета из международного аэропорта столицы Ирана утром 8 января. Погибли все 176 человек, находившихся в самолете, – 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Среди погибших – 11 граждан Украины (все 9 членов экипажа и 2 пассажиров), а в целом граждане семи стран.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Авиакатастрофа украинского самолета в Иране (хроника дня)