Иран и Ирак испытывают экономические убытки: десятки авиакомпаний прекращают полеты над странами (список)

Иран и Ирак испытывают экономические убытки: десятки авиакомпаний прекращают полеты над странами (список)


Международные авиакомпании прекращают полеты в воздушном пространстве Ирана и Ирака. Одной из основных причин для принятия такого решения стала авиакатастрофа украинского лайнера Боинг-737 авиакомпании МАУ, который потерпел катастрофу утром 8-го января, говорится в заявлениях авиакомпаний, обнародованных на официальных сайтах и в других медиа.

Через несколько часов после катастрофы представители МАУ заявили, что прекратят все рейсы до Тегерана до окончательного выяснения всех обстоятельств происшествия. Несколько позже временный запрет на полеты в авиа-пространстве Ирана распространилась на другие украинские авиационные компании. С таким заявлением выступил премьер-министр Украины Алексей Гончарук.

«Мы приняли решение о прекращении работы украинских авиакомпаний в авиационном пространстве Ирана. Как только причины [авиакатастрофы] будут выяснены, решение, конечно, будет пересмотрено», – сказал премьер.

Первыми среди иностранных авиакомпаний о прекращении полетов в воздушном пространстве Ирана и Ирака заявили три азиатские авиакомпании: сингапурская Singapore Airlines, тайваньская EVA air и малазийская Malaysia Airlines. Последняя в своем заявлении назвала воздушное пространство ближневосточных государств «конфликтным». Ни одна из перечисленных компаний не обозначила сроки отмены этого решения. В течение дня европейские авиакомпании последовали примеру своих азиатских коллег. Временный запрет на пролет над Ираном и Ираком была введена для своих бортов такими «гигантами», как AirFrance, Lufthansa, и несколько меньшими компаниями, такими, как например финский Finnair. Миллионные доходы ежегодно

Федеральное авиационное управление – американский регулятор гражданских авиаперевозок запретил своим авиакомпаниям совершать полеты над Ираном, Ираком и водами Оманского и Персидского залива еще вчера. Но это решение стало следствием баллистической атаки иранских войск по американским позициям в Ираке, а не падение украинского авиалайнера.

«[Запрет вводится] в связи с повышенной военной активностью и обострением политической напряженности на Ближнем Востоке, которая представляет ненамеренную угрозу деятельности американских гражданских авиаперевозчиков», – указано в заявлении регулятора.

Такой массовый демарш международных авиаперевозчиков является типичным только для стран с высокими рисками безопасности, к которым относятся, в частности, Иран и Ирак, говорит редактор сайта Avianews Александр Мироненко.

«В таких случаях авиакомпаниям надо обезопасить себя, своих пассажиров и экипаж. Те же мотивы у государств, которые вводят императивные запреты на полеты – безопасность своих граждан», – рассказал эксперт. В случае, если аналогичная ситуация случилась бы в одной из европейских стран или в другом государстве с хорошей репутацией, подобной реакции коммерческих авиакомпаний не было бы, добавил он.

Отказ авиакомпаний летать над Ираном и Ираком станет ощутимой для экономик этих государств, ведь за транзитный пролет каждого борта перевозчик платит за их диспетчерское администрирования. Большая часть бюджета диспетчерских служб многих государств складывается именно из доходов за обслуживание транзитных рейсов.

Их отсутствие, или критически малое количество может спровоцировать подорожание тарифов на полет для тех компаний, которые продолжат летать в Иран или Ирак, или не изменят маршрут транзитных перелетов.

«Так существуют практически все диспетчерские службы в мире, – продолжает Мироненко. – За этот бюджет, который формируется в том числе с надхожджень, которые перечисляются авиакомпаниями за транзит, они покупают оборудование, имеют возможность снижать тарифы для авиакомпаний, которые изъявили желание летать напрямую в эти страны и так далее».

Суммы, которые платят авиаперевозчики за транзитные рейсы в целом равны нескольким десяткам миллионов долларов в год, но в странах с «выгодным» географическим расположением речь может идти и о нескольких сотен миллионов долларов ежегодно, уточняет эксперт.

Материальные убытки от принятых решений несут не только ближневосточные государства. Так, австралийская авиакомпания Qantas сообщила, что в связи с изменением маршрута Лондон – Перт, которая состоится во избежание воздушного пространства Ирана и Ирака, компания будет вынуждена уменьшить количество пассажиров и увеличить затраты на использование дополнительных объемов горючего. Кто прекратил, кто остался?

Несмотря на масштабную солидарность коммерческих авиаперевозчиков, несколько авиакомпаний все же выступили с заявлениями, что в ближайшее время не планируют менять свои традиционные маршруты и/или отменять запланированные рейсы. Среди них фигурируют катарская Qatar Airways и турецкая Turkish Airlines.

Россия, которая сблизилась с Ираном на фоне Сирийского кризиса, не принимала решений относительно запрета полетов в воздухе стран Ближнего Востока. Российский регулятор гражданских авиаперевозок Росавиация выступил лишь с рекомендательным заявлением, где предложил своим авиакомпаниям воздержаться от указанных маршрутов. Впрочем, к рекомендациям ведомства оперативно прислушались минимум две авіакомпаніі: S7 Airlines и Ural Airlines. Все авиакомпании Украины (решением государства) Все авиакомпании США (решением государства) AirFrance, Lufthansa, Singapore Airlines, Malaysia Airlines Flydubai Emirates China Southern Airlines EgyptAir Finnair Belavia Air Canada Srilankan Airlines Air Astana S7 Airlines Ural Airlines, EVA air, Qantas Virgin Airlines