Переход на новый календарь – шанс для обновления церквей Украины

Переход на новый календарь – шанс для обновления церквей Украины
(Рубрика «Точка зрения»)

Результаты опроса социологической службы «Рейтинг» свидетельствуют, что на сегодня большинство украинцев против изменения даты празднования Рождества с 7 января на 25 декабря.

Однако все же существует положительная динамика – количество сторонников идеи перехода выросла на 10% за 3 года.

Украинство, в своем большинстве, не желает настоящих перемен. Оно стремится, чтобы жилось лучше, но делать для того каких-то действительно решительных шагов не спешит. Оно хочет оставаться в своей теплой зоне комфорта, даже если комфортом в той зоне не очень то и пахнет, а за тепло нужно платить. Сами знаете, какие на него сейчас тарифы. Отсутствие настоящего взаимопонимания

Жизнь на два календаря (по григорианскому в быту и по юлианскому религиозно) – это один из замеров традиционной отечественной амбівалентности, которой никак не удается избавиться. Чтобы и вашим, и нашим. Празднование Рождества после Нового года лишено логики

Украинцы предпочитают продолжать разрываться между прошлым и настоящим. И это разрывание отбирает у народа будущее. Оно снова останавливает его где-то на подступах к желаемой цели. Свидетельствует о неопределенности и неготовность. О нехватке настоящего понимания. Изменение даты никак не грозит традиции. Она наоборот возвращает все на круги своя

Для народа праздники ассоциируются со старыми хорошими временами. Они видят в изменении даты угрозу. Посягательство на их счастливое прошлое. Ведь настоящее таким не выдается, поэтому поклоняются временам более давним.

Однако это лишено логики, как и лишено логики празднование Рождества после Нового года. Потому изменение даты никак не грозит традиции. Она наоборот возвращает все на круги своя. Ибо именно Рождество является праздником, который дает надежду на светлое будущее, спасение мира, а не вселенской тоской по старым временам. Шанс для церквей идти в ногу со временем

В любом вызове стоит видеть потенциальные возможности и возможности. В переходе на григорианский или новоюлианский должны быть заинтересованны прежде всего сами церкви, потому что им пора догонять сутки. Быть в ногу со временем, потому что они хотят ассоциироваться с современностью, а не с чем-то, что отжило свое и потеряло смысл. Священники давно пользуются гаджетами, делают стримы служб

Священники давно пользуются гаджетами, делают стримы служб, но нередко живут прошлым, не желая замечать современность, кроме тех ее проявлений, которыми сами активно пользуются.

Переход может стать отличным символическим шагом к обновлению отечественных церквей, толчком к их модернизации. Ибо вызовов куда больше не в прошлом, а в настоящем и будущем, что неотвратимо надвигается.

Хочется, чтобы церкви становились теми институтами, которые помогают прихожанам становиться лучше. Чтобы совместно противостоять угрозам. Замечательно, что некоторые церкви стали центрами волонтерства, что капелланы помогают нашим военным.

Замечательно, что существует инициатива УГКЦ, чтобы прихожане перестали цеплять пластиковые цветы на надгробия. Нужно больше подобных вещей, которые объясняли бы людям, как быть более экологически сознательными. Как беречь не только традиции, но и архитектуру, потому что это так же наследие всей страны, а не отдельного прихода, поэтому она не может делать с ним, что себе надумает. Как развиваться, становиться образованней и помогать в этом другим, как когда-то в свое время делал владыка Андрей Шептицкий.

Если этого всего не будет – церкви рискуют остаться в глубоком прошлом и на периферии истории. Поэтому следует хвататься за нынешнюю возможность.

Назарий Заноз – политический обозреватель, публицист В Луцке впервые в храме ПЦУ состоялось Рождественское богослужение 25 декабря «Россия активно использует церковь как инструмент на внешнем направлении» – глава ПЦУ Епифаний