Художественные события 2019 года в Украине и новые тренды в восприятии культуры

 Художественные события 2019 года в Украине и новые тренды в восприятии культуры


Каковы главные художественные события обозначили 2019 год? Об этом Радио Свобода расспросило искусствоведов, а также пресслужбу Министерства культуры, молодежи и спорта. Отдельно, мы узнали, как меняется отношение украинцев к искусству? Какие культурные тренды просматриваются в активностях современного человека? Что тормозит созидание культурных пространств?

Все больше украинцев начинают восстанавливать интерес к искусству, или же впервые осознавать ценность культуры. Билеты в театры, в оперу, на концерты раскупают заранее. В залах, обычно, почти нет пустых мест. Причем, это характерно как для крупных городов, так и для областных центров.

Столичные выставочные залы не жалуются на нехватку посетителей. До музеев, дворцов и других культурно-исторических достопримечательностей разных регионов Украины – ездят экскурсии.

Медленно, но развивается внутренний «культурный туризм».

После получения безвизового режима с Евросоюзом все больше граждан Украины посещают европейские города, ходят в картинные галереи, осматривают замки.

Популярность начали набирать лектории по истории искусства.

С другой стороны, растет интерес к украинской культуры за рубежом. Этому способствуют усилия как государственных органов и художественных ассоциаций, так и отдельных художников и популяризаторов культуры. Топ-5 художественных событий по версии Министерства культуры (МКМС)

Министерство культуры, молодежи и спорта (МКМС) Украины на просьбу Радио Свобода назвало пять самых интересных художественных событий 2019 года. Год культуры Украина – Австрия

«Культура – это лучшая универсальная речь, надежная опора правды и человечности, особенно во времена, когда в мире немало конфликтов, страха и неуверенности. Культура противодействует разобщению людей», –.так объясняют организаторы «Года культуры " Украина-Австрия» цель проекта.

События двустороннего года культуры происходили и в Австрии, и в Украине по трем направлениям: История Центральной и Восточной Европы, литература, музыка и современное искусство, творчество и инновации.

В частности, на фестивале электронной музыки и визуального искусства «Украинская ночь» состоялась премьера анимированной проєкції на здания Музейного квартала Вены, созданной Украинским институтом на основе мозаик украинских художников-монументалистов 60-80-х годов.



Вторая национальная Биеннале молодого искусства в Харькове. Возвращение уникального культурного памятника – оригинала грамоты Петра i 1708 года о назначении митрополита Киевского с требованием не возвращаться в подчинение Константинополя, которая опровергает российский фейк о добровольном переподчинения украинской церкви в Москву. Украинский павильон на Венецианской биеннале. Запуск онлайн платформы совместно с Google «Аутентичная Украина». Выдающиеся художественные события 2019 года, названные искусствоведами

Радио Свобода составило перечень самых интересных художественных событий 2019 года, опросив людей, которые исследуют искусство, распространяют знания о культуре, организуют и проводят различные культурные акции. Украинская премьера международного оперного проекта GAZ

Постановка является результатом сотворчества автора идеи, режиссера из Нью-Йорка Вирляны Ткач, композиторов Романа Грыгорива и Ильи Разумейко, формации NOVA OPERA, австрийского хореографа Симона Майера, медиа-артиста Георгия Потопальского и художника-сценографа Вальдемара Клюзка.



Артисты поют на трех языках и через движение творят на сцене новую реальность. Эта постановка является своеобразным художественным диалогом во времени с расстрелянным НКВД режиссером Лесем Курбасом, чьи идеи изменили мировое театральное искусство. Выставка «Александр Богомазов: творческая лаборатория»

16 мая 2019 года в Национальном художественном музее Украины NAMU открылась выставка «Александр Богомазов: творческая лаборатория». Центральной частью экспозиции стал живописный цикл «Пилярі» (1929), с которого художник успел сделать две картины. Полотно «Правка пил» сохранилось лучше, а вот картина «Пилярі (Труд пилярів, Распил бревен)» к выставке прошла долгую и кропотливую реставрацию.

В 1930 году «Пилярів» экспонировались на Венецианской биеннале, затем она уехала в Швейцарию, а оттуда в Японию. До Украины сочинение вернулся поврежденным и в таком виде в конце 1930-х попал в фонды NAMU.

Реставратор Наталья Чамлай работала над восстановлением картины почти три года, пока не подготовила ее к выставке.

PR -директор Национального художественного музея Украины Валентина Клименко, кроме выставки картин Александра Богомазова, также назвала «главными художественными событиями года» – выставка Параски Плитки-Горицвет в Мыстецком Арсенале и биеннале молодого искусства в Харькове. Выставка «Секреты гениальности: 100 неизвестных произведений Ивана Марчука»

Творческое пространство ARTAREA в рамках проекта «Секреты гениальности» представил более 100 новых произведений Ивана Марчука.

Живопись, графика и пластика художника, которого называют одним из величайших художников современности, впервые в истории были «оживлены» digital галереей в формате видео-арта.





Выставка Параски Плитки-Горицвет в Художественном арсенале Киева

Более четырех тысяч фотографий, около 500 самодельных книг, сотни графических произведений, икон и дневники времен советских репрессий оставила по себе Параска Плитка-Горицвет.

Прасковья Горицвет из села Криворивня Ивано-Франковской области. Она отбыла 10 лет сталинских лагерей за сотрудничество с УПА, а когда вернулась домой, то начала фотографировать всех своих односельчан и писать книги. Она увлекалась Махатмою Ганди и, по некоторым данным, знала несколько языков. Несколько лет назад двое киевских художниц и кинорежиссер обнаружили часть ее огромного фотоархива и взялись его восстановить и описать. Так сначала появился фильм «Портрет на фоне гор», а затем и выставка «Параска Плитка-Горицвет. Преодоление гравитации», которую открыли 17 октября в «Мыстецьком Арсенале» в Киеве. Выставочный проект Павла Гудимова «Ангелы»



Три года кураторская группа Павла Гудимова находила произведения, факты и истории про ангелов в искусстве. Всего собрали 400 экспонатов из музейных и частных коллекций и разместили в 23 залах Дворца Лозинского и Музее Пинзеля во Львове.

На выставке можно было увидеть ангелов Дюрера, Рембрандта, Буше, Врубеля, Мальчевского, Клингера, Кульчицкой, Новаковского, а также Шагала, Кабакова, Равского, Костырко и Сильваши.

Кроме этого, в экспозицию вошли предметы археологии, скульптуры и живописи, артефакты массовой культуры и даже музыка, которую специально для проекта написал композитор Святослав Лунев.

«С самого начала мы вышли вне стандартный музейный набор экспонатов, определив диапазон визуального исследования ангелов от иконографии до массовой культуры. Основной массив исторически важных экспонатов собирали в украинских музеях, библиотеках и частных коллекциях, осуществляли съемку скульптуры и росписей в соборах. Также уделяли внимание современному искусству, кино, комикса, фэнтези и даже бытовым артефакты», – рассказывает Павел Гудимов. Биеннале Молодого искусства в Харькове

В программу Биеннале молодого искусства 2019 года вошли 45 художественных проектов и более 50 авторов, которые, по мнению кураторов, соответствовали концепции «Кажется, я захожу в наш сад».

«Решение ухаживать сад было проявлением уверенности в самые темные времена. На фоне катастроф, после землетрясений и бомбардировок, во время полной потери собственных стремлений в душном однопартийном обществе, или, наоборот, в непрестанном потоке изменений, размывают старые направления и не дают новых карт для ориентации. Когда картина мира окончательно ломается, а действие кажется невозможной, мы все еще способны наладить состояние вещей – заботиться о сад. По мнению Зіґмунта Баумана, именно садовник является фигурой, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня».

Садовник «...считает, что в мире вообще не будет толком (по крайней мере в маленькой части мира, вверенной его опеке), если он не будет следить постоянно и не прилагать усилий». Садовник от культуры, художник может заложить начатки уверенности в текущие времена. Независимо от масштаба своего действия, не прибегая к обобщениям, исходя из собственной практики», – объясняют куратор Анастасия Евсеева, Дарья Скринник-Мисько, Борис Филоненко. 5-й Международный музыкальный фестиваль ODESA CLASSICS



В 5-м фестивале классической музыки Odesa Classics, основателем и президентом которого является Алексей Ботвинов, приняли участие Цюрихский камерный оркестр, британский скрипач Даниэль Хоуп, виолончелист Миша Майский, французский пианист Сіпріано Кацаріс, итальянский пианист Пьетро де Мария, венгерский скрипач Роби Лакатош, скрипач Майкл Гуттман и виолончелистка Цзин Чжао из Бельгии.

Традиционно, фестиваль сопровождался арт-выставками, мастер-классами, а также концертами под открытым небом.

Независимый медиа-эксперт Лариса Мудрак – которая в 2017-2018 году была исполнительным директором Odesa Classics и сейчас назвала фестиваль одним из главных художественных событий 2019 года – также в комментарии Радио Свобода сказала о чрезвычайном прогресс и высокий уровень таких культурных форумов, как Книжный Арсенал " в Мыстецком Арсенале и Одесский кинофестиваль (ОМКФ), которому исполнилось уже 10 лет. «Падающая тень «Мечты» на сады Джардини»

Это проект, каким себя представила Украина на 58-й Международной выставке искусств в Венеции (La Biennale di Venezia) 9 мая 2019 года.

Суть проекта: самый большой в мире украинский грузовой самолет «Мрия» пролетает над садами Джардини и на несколько секунд его тень ложится на этот ландшафт.



На борту самолета – информация о всех украинских художников. Люди, которые видели «Мечту», запомнят этот миг. А значит, возможно, они узнали и о украинское искусство, посетив Национальный павильон Украины на 58-ю биеннале.

Организатор: Министерство культуры Украины. Соорганизатор: Галерея Labirynt (Люблин, Польша). Юбилейный концерт украинской группы «ДахаБраха» (15 лет) в Киеве

Этногруппа «ДахаБраха», который возник 15 лет назад в Киевском Центре современного искусства «Дах» режиссера Влада Троицкого, поет песни, «которым тысячи лет». Аутентичный ритм, изысканная импровизационная техника народной манеры пения Елены Цибульской, Ирины Коваленко, Нины Гаранецької и Марка Галаневича, оригинальный и традиционный в то же время музыкальное сопровождение и использование мультимедийных дополнений – сделали «Дахабраха» одним из самых любимых коллективов в Украине и популярным украинским группой за рубежом.

На юбилейный концерт в Киевском Дворце спорта собрались поклонники творчества группы со всей страны.

PR-менеджер художественных проектов Анна Шестак, кроме концерта «ДахиБрахи», выдающимися художественными событиями 2019 года также назвала спектакль «Плохие дороги» по пьесе Натальи Ворожбит и оперу Генделя «Ацис и Галатея» от Open Opera Ukraine. Режиссером обоих проектов является Тамара Трунова.

«В основе техники создания ими композиций – ритмізація напевов, использование подголосков и изысканных вокальных имитаций, тембральные эффекты, фоновый инструментальное сопровождение, звуковая колористика, педализация верхних и нижних подголосков, сочетание глісандуючих рулад от авт��хтону, художественная мистификация, визуализация, в основе которой является архаическая символика; приемы остінато и варьирование музыкальных тем на разных музыкальных инструментах».



«Группа создает чарующую магию, в которой просматривается отголосок давних эпох праукраїнства, возникает иллюзия ощущения сакрального закодированного в обрядовых песенных текстах», – написал в своей рецензии на концерт Иван Павленко, профессор кафедры фольклористики Института филологии Киевского национального университета имени Шевченко. Документальная спектакль «Голоса»

Спектакль «Голоса» – в которой участники боевых действий и бывшие пленные со сцены рассказывают о пережитом – возникла на базе «Творческой крыивки», где средствами искусства пытаются помочь людям с ПТСР.

Как рассказал Радио Свобода режиссер спектакля Евгений Степаненко, «очень помог Олег Шульга (сыграл главную роль в фильме «Позывной Бандерас» – ред.), актер и режиссер, творческий руководитель собственно той театральной резиденции, Виталина Маслова – автор идеи «Творческой крыивки», и Таня Смирнова, актриса из Киева и очень талантливый тренер».

Спектакль является своеобразным сеансом коллективной реабилитации от нанесенных войной психологических травм, как тех, кто выходит на сцену, так и зрителей в зале.

Спектакль в течение 2019 года при полных залах показали во многих городах Украины. Новые тенденции и старые проблемы

Прокомментировать тенденции в восприятии украинцами искусства и культуры в целом Радио Свобода попросило мистецтвознавицю и лекторку по истории искусства Диану Клочко.

– Для меня лично 2019 год ознаменовался двумя важными событиями: участием Украины в Венецианской биеннале и проектом «Ангелы» во Львове.

Хоть многим «Падающая тень «Мечты» на сады Джардини» оказалась провалом, я считаю, что с точки зрения общественного обсуждения проблемы актуального искусства, его аморфного и малозаметного существования в нашей стране – это был нужный и полезный проект.

Проект «Ангелы» показал, как можно организовать экспозицию, лекционную программу и выпуск уникального издания, чтобы все это не было убыточным финансово, работало на развитие локального туризма и демонстрировало темы, интересные зрителям разных культурных сегментов.

Даже проблема количества экспонатов, которые зритель может охватить – эмоционально и интеллектуально, Павлом Гудимовым была решена более чем оригинально в пространстве дворца Лозинского.

Вообще, міжмузейні проекты – большая радость, поэтому существование такого масштабного взаимодополнения в залах Львовской картинной галереи имени Бориса Возницкого очень оптимистично выглядит.

– Какие новые тренды в отношении людей к искусству и культуре в целом?

– Как лекторка, я вижу, что людям нужны новые интерпретации произведений, как классических, так и современных. Уже мало называть даты и сроки, опираться на привычную терминологию – нужно активно искать «другую оптику», другой подход к тому, что и как мы видим в европейском пространстве.

Визуальная культура меняется стремительно. Динамика в подходе к классике искусства уже нужна так же, как и в подходах к актуальным событиям.

Время такое, что только успевай осмысленно реагировать.

– Что больше всего порадовало в 2019 году?

– Больше всего меня радует желание людей ходить на выставки в Украине и активно путешествовать за границу, чтобы увидеть все самое интересное в европейских городах.

Я вижу, что люди, которые посещают мой авторский курс «Города и художники», приходят не столько за тем, чтобы получить базовую информацию и узнать, что в том или ином городе можно посмотреть, как за тем, чтобы попытаться почувствовать город через призму визуального искусства.

Урбанистика, история архитектуры и реставрации, новые или малоизвестные имена и произведения – вот, что их интересует. Причем, интересует не лишь как источник эстетических наслаждений, но и как источник положительных эмоций.

Пространство эмоциональной жизни увеличивается.

Я вижу, что теперь все большему количеству людей нужны не просто шопинг и прогулка достопримечательностями – им нужны незаурядные художественные впечатления.

– Для чего человеку XXI века необходимо искусство?

– Для гармонии... Современному человеку – во время гибридных войн, климатических изменений и других глобальных угроз – искусство нужно для гармонизации себя самой.

Потребность в родственности с прошлым, в преемственности ценностей, не уменьшается, а растет.

Каждый хочет иметь возможность разными способами перемещаться во времени и эстетике. Это, вроде, попытка спрятаться в пространстве, где тебе ничего не угрожает, но где есть красота, которая исцеляет и которая продолжается.

Мы хотим спрятаться в лоскутах идеализированного прошлого, почувствовать, что есть некоторые «улыбки Джоконды» (по выражению Бредбери), которые остаются и после того, когда толпа разорвет на куски полотно.

Хотя, как не прискорбно это признать, но украинцы в целом до сих пор не очень понимают, зачем им хранить произведения искусства, в частности ХХ века. Варварства относительно художественных объектов – древних или относительно недавних – в разных частях страны не стало меньше.

Однако, именно массовое возмущение такими фактами, освещение их в многих медиа – вызывает хоть минимальный, но оптимизм, что это наследие большевизма будет преодолено.

– А какие еще негативные моменты или тенденции вы заметили?

– Это, знаете, такая общая проблема, что до сих пор главным является то, что тянется из того советского колониального прошлого.

Например, нашим музеям, в силу разных причин, все еще не удается стать основными «туристическими " магнитами» и реальными культурными центрами большинстве городов.

К сожалению, в нескольких лекционных турах я увидела, как сложно областным музеям открывать свои сборки, создавать новые экспозиции, добывать средства на реставрацию, рамы, нормальное освещение и спеціальне стекло, ремонтировать выставочные пространства.

Хроническое недофинансирование музеев заставляет их быть скорее сборником невидимых мира сокровищ, чем ячейками изменений в отношении к наследию.

А там, где действительно творятся изменения, как, например, в Одесском художественном музее или Кмитівському музее изобразительного искусства имени Буханчука, сдвиги продвигаются просто невероятными затратами человеческих сил.

Потому что, как ни странно, процесс движения к полной открытости музеев почему-то мешает власть имущим.

Власть должна этому всячески способствовать, зато в основном происходит обратное: кураторам и менеджерам откровенно мешают, оказывают административное давление.

Это очень неприятный тренд, ведь то, что музеи находятся на балансе местной или центральной власти, не значит, что их руководителей нужно «прессовать».

Читайте еще:

Гуцульская «человек Возрождения»: в «Мыстецьком Арсенале» открыли выставку Параски Плитки-Горицвет

Премьера уникального международного оперного проекта GAZ состоится в Украине

«Иов» Влада Троицкого: почему эта опера в десятке лучших опер мира

Что сделал убит чекистом в Сандармохе украинец Лесь Курбас для мирового театра

Если бы не Майдан, независимой Украины уже бы не было – Евгений Степаненко