Керченский мост: необходим Крыму проект или пиар-акция Путина?

 Керченский мост: необходим Крыму проект или пиар-акция Путина?


После открытия железнодорожной ветки Керченского моста в аннексирован Крым можно добраться из соседней России поездом: поездка из Москвы продлится 33 часа, дорога из Санкт-Петербурга займет 43 часа. Принесет ли этот мост реальную пользу крымчанам? Обоснованно ли экономически железнодорожное сообщение между полуостровом и Россией? Крым.Реалии собрали мнения экспертов.

Я думаю, что для курортного сезона это будет положительный результат Александр Кава

Железная дорога приведет в Крым российских туристов, убежден украинский эксперт в области транспорта, экономист Александр Кава.

«Я думаю, что для курортного сезона это будет положительный результат. Уже в мае планируется добавить еще примерно десять пар поездов, из разных регионов России в Крым. Если раньше откроют продажу билетов, то люди смогут спланировать свой отпуск в Крыму и поехать уже поездами», ‒ говорит Кава.

По словам эксперта, с помощью железной дороги до Крыма власть России обеспечивает полуостров дополнительными курортниками и «сшивает» его с соседней Россией.

«Авиация дает только перевозку point to point (от точки до точки ‒ КР), а поезд, например, который едет из Мурманска или Екатеринбурга, проезжает почти через десять областных центров и крупных городов российской провинции. Это позволит соединить Крым с регионами России», ‒ считает Кава.

В свою очередь, экономистка Ирина Коссе исследовала технико-экономическое обоснование Керченского моста и пришла к другому выводу. Это больше политическая акция, пиар-акция по присоединению Крыма к российской территории Ирина Коссе

«Это больше политическая акция, пиар-акция по присоединению Крыма к российской территории ‒ соединить мостом автомобильным, железнодорожным, всеми возможными видами транспорта», ‒ отмечает экономист Института экономических исследований и политических консультаций.

По словам эксперта, россиянам теперь действительно проще добраться до Крыма. Однако Ирина Коссе уверена, что цены на товары и продукты на полуострове от этого не снизятся.

«То, чего ожидают жители Крыма, а именно ‒ снижение цен на продовольствие, не состоится. Потому что, как правило, такие товары не везут железной дорогой, их доставляют автомобильным транспортом. А автомобильный транспорт уже ушел, но снижения цен мы не увидели», ‒ говорит Коссе.

По словам эксперта, цены в Крыму отталкивают и российских курортников. Поэтому экономист прогнозирует: отдыхающих летом больше не станет.

«Житель Москвы или Санкт-Петербурга дважды подумает, стоит ли ему тратить полтора суток ехать поездом до Крыма и потом тратить деньги, соразмерные с теми, которые он потратит на курортах Турции или Египта», ‒ говорит Коссе.

Керченский мост и дорога через него ‒ это больше о политике, чем о выгоде для крымчан, уверен эксминистр иностранных дел Украины Павел Климкин. Этот проект россияне очень активно использовать как пиар Павел Климкин

«Этот проект россияне очень активно используют как пиар, но ситуацию по Крыму это не изменит никак. Эти коммуникации под санкциями все равно не будут работать. Если вы посмотрите на нынешнюю ситуацию в Крыму, реально экономика не развивается, поскольку туризм ‒ бюджетный, в худшем смысле этого слова», ‒ говорит Климкин.

Климкин считает, что Россия использует железную дорогу для замещения населения в Крыму. По информации украинского омбудсмена Людмилы Денисовой, с начала аннексии Крыма переселились около 140 тысяч россиян.

«Я очень боюсь, что постепенно через этот мост будут перетягивать все больше людей на территорию оккупированного Крыма. Видите: сначала это были регионы вокруг Волги, сейчас это очень активно Северный Кавказ», ‒ отмечает Климкин. Рано радоваться

В ноябре 2019 года в Якутске местные жители вышли на массовое мероприятие ‒ они вместе исполнили давний народный танец «Осуохай радости». Якуты танцевали, потому что Путин дал добро на строительство моста через реку Лена в Республике Саха.

«Самое главное наше желание, чтобы в ближайшие годы мы могли не чувствовать себя оторванными от всего мира, чтобы мы могли беспрепятственно ездить к своим родственникам», ‒ сказала тогда глава городского округа «Город Якутск» Сардана Авксентьева.



А пока через реку Лена в российской Республике Саха нет моста: зимой через замерзшую реку едут на машинах прямо по льду, весной ‒ практически вплавь.

По государственной программе «Северный завоз» российская власть поставляет северным регионам продукты и самые необходимые вещи. Мост через Лену экономил бы примерно 63 миллионов долларов в год, говорит глава Якутии.

«Экономисты все соглашаются ‒ и наши, и федеральные, ‒ что четыре миллиарда рублей можно сэкономить только на «Северном завозе». Колоссальные цифры», ‒ указывает глава Республики Саха Айсен Николаев.

На Керченский мост потратили четыре миллиарда долларов ‒ это примерно 20 миллионов долларов на один километр.



В день, когда президент России Владимир Путин лично открывал автомобильную часть Керченского моста, журналисты российского телеканала «Дождь» провели опрос среди жителей Якутска. Местные рассуждали о том, когда же им построят мост через Лену: «Он нам очень нужен, все об этом знают. А технические возможности знают инженеры и правительство». «Я думаю, что его построят не в ближайшее время, а через года три-четыре. А насчет крымских мостов я вообще не в курсе». «Мост через Лену? Не знаю, не скоро, наверное. О Крымский (мост ‒ КР) слышал, его достроили уже».

В экономическом плане строительство Керченского моста остановило все мостостроительные работы на территории соседней России, говорит социолог, директор центра по изучению России Игорь Чубайс.

Например, мост до Сахалина планировали построить еще во времена Николая II, потом за Сталина, а в 2017 году о судьбе моста спросили президента России Владимира Путина.

«Думаем над этой проблемой. Конечно, это было бы очень полезно для восстановления территориальной целостности нашей страны... Стоимость, по предварительным оценкам, она должна быть даже ниже, чем Крымский мост», ‒ сказал тогда Путин.



Соединить Сахалин с российским материком планируют до 2035 года. Мост и дорогу в Крыму построили в три раза быстрее, говорит социолог Игорь Чубайс. По его информации, российская власть дотирует Москву, Чечню и аннексирован Крым больше всего.

«Это ведет к социальной напряженности и, в целом, до взрыва. Если произойдет разрыв всей страны, будет гражданская война ‒ это худший вариант», ‒ отмечает Чубайс.

Тем временем украинские дипломаты настаивают: Керченский мост построен незаконно, вопреки международным нормам.

С июля 2018 года Евросоюз ввел санкции против шести российских компаний, которые строили мост. В августе того же года в финансовых ограничений присоединилась Украина. Киев назвал Керченский мост угрозой национальной безопасности.