«Россия активно использует церковь как инструмент на внешнем направлении» – глава ПЦУ Епифаний

 «Россия активно использует церковь как инструмент на внешнем направлении» – глава ПЦУ Епифаний


Предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний считает, что нужно менять всю календарную систему, которая действует сейчас в церкви и говорит, что в целом церковь не против. А о том, что нужно, чтобы это произошло, он рассказал в интервью Радио Свобода.



– Вы какое-то особое Рождество с детства помните?

– Конечно, помню.

– Любимый... Я вспоминаю празднование Рождества Христова, когда мы ходили вместе с друзьями, колядовали

– Каждый ребенок вспоминает торжественные моменты. Особенно, когда колядки звучали. А я прожил все свое детство и юношество на Буковине. А на Буковине традиции довольно таки хорошие, особенно празднования Рождества, далее – Маланка и так далее. И поэтому я вспоминаю годы моего роста, духовного роста, празднование Рождества Христова, когда мы ходили вместе с друзьями, колядовали, зарабатывали определенные средства для того, чтобы потом что-то купить детское.

– А какой наколядований наибольший заработок помните? Какие-то конфеты очень вкусные или что-нибудь, что запомнилось, было такое?

– В тот период не было таких вещей, которые сейчас есть. И вот встречаюсь с детками, делаю им подарки, то в отличие от того периода, в который мы жили, в советский период, таких не было особых игрушек, мы радовались обычным конфетам, которые давали, или яблокам, орехам, потому, что было на то время.

– А любимая колядка какая?

– Конечно, самая простая – это «Новая радость стала, которая не бывала...». Она розспівана, все хорошо знают ее слова, поэтому когда мы начинаем колядовать эту колядку, все подключаются и участвуют.

– Я сейчас вспомню другую, которая заканчивается «Сын Божий родился». И Сын Божий может родиться один раз, не дважды за две недели может быть день рождения. Пол мира отпраздновало Рождество, православные украинцы и греко-католики готовятся к Рождеству. Многие, особенно в соцсетях, начинает говорить: уже и исходный государство дало, а как бы это перейти на другой календарь? Видим, что продолжаются дискуссии относительно реформы календаря, но этот вопрос является достаточно сложным

– Сейчас мы видим, что ведутся определенные дискуссии относительно календарного вопроса, относительно реформы календаря, но этот вопрос является достаточно сложным. Почему сложным? Потому что украинский народ, мы видим, пока что не готов к календарной реформы. Почему не готов? Если мы будем иметь уже полностью украинскую объединенную православную церковь, когда все украинцы православные объединятся, все православные поместные церкви, тогда легче будет принять соответствующее решение. Но, поскольку пока что не все православные едины, то мы этот вопрос поднимаем, но видим, что есть большое сопротивление. Многие привыкли уже к определенной дате. Мы празднуем 25-го. Потому что есть разные календари – юлианский, григорианский или новоюлианский

Хотя мы празднуем 25-го. Потому что есть разные календари – юлианский, григорианский или новоюлианский, как мы называем. Если мы сейчас перейдем на празднование по-другому...

– То есть ПЦУ празднует 25-го, но по юлианскому календарю

– Да.

– Но речь идет о том, что все остальное, кроме религиозных праздников, уже по григорианскому календарю. Если перейти, объясняя это, проводя разъяснительную работу, на григорианский календарь, то логично будет, когда верующие будут после Рождества праздновать Новый год, тогда не будут нарушать пост в Новый год, пить тот бокал шампанского и все остальное.

– Но мы должны понимать одну вещь. Если мы сейчас говорим только о переносе Рождества Христова...

– Нет. Речь о все. Нужно менять всю календарную систему. Церковь не против, но это не времени. Нужно провести большую просветительскую работу

– Тогда нужно перенести все празднования. Тогда Завтра мы не будем праздновать 14-го, а отмечать будем 1 октября. И Преображения, и другие праздники, к которым мы так привыкли. Нужно менять всю календарную систему, которая действует сейчас в церкви.

В целом церковь не против. Но мы говорим о том, что это не актуально. Нужно провести большую просветительскую работу. И сейчас в епархиях мы проведем соответствующий опрос, увидим, какой процент за перенос, какой процент против. Будем анализировать, будем работать. И в будущем, я думаю, этот вопрос будет решен положительно.

– На западной Украине уже проводили такие опросы. На Львовщине в частности чуть ли не половина, более 40%, верующих готовы праздновать Рождество 25 декабря. Очевидно, наибольшее сопротивление будет на восточной Украине. Там, где большая сила Московского патриархата. Действительно, примерно половина тех, которые не против переноса. Но этот вопрос сейчас может нас разделить

– В общем, если мы проанализируем в наших епархиях, то мы видим, что, действительно, примерно половина тех, которые не против переноса. И на западной Украине, и на восточной Украине тоже нет такого большого сопротивления. Но этот вопрос сейчас в основе может нас разделить. И мы как новая церковь, объединенная церковь не имеем права ставить вопрос на повестку дня, то, которое может разделить верующих. И поэтому требуется время для того, чтобы этот вопрос решить.

Сейчас обсуждается массово это в соцсетях, в СМИ. Но в большей степени те, которые обсуждают и предлагают изменение календаря, они не являются практикующими христианами. Они посещают богослужения, и храм несколько раз в год. А те, которые действительно являются практикующими христианами, посещают богослужения каждое воскресенье, против переноса. И что мы можем увидеть в итоге? Если мы перенесем празднование на 25 декабря, согласно григорианскому календарю, то увидим, что храмы будут пусты 25-го, а 7 января все храмы будут полны.



– Мы говорим о так называемые подвижные и неподвижные праздники. То есть как Рождество, так и Николая – это все неподвижные праздники, а есть такие, как Пасха и Троица, которые являются подвижными. И ходят такие идеи, чтобы все православные перешли на григорианский календарь вместе с греко-католиками, а, с другой стороны, римо-католики присоединились к юлианскому календарю, но в смысле Пасхи, чтобы высчитывать Пасху по юлианскому календарю. Или это лишь светские разговоры, такие разговоры были по этому поводу среди церковнослужителей?

– Я впервые вообще слышу. То есть это вопрос даже не обсуждается. Потому что в православной церкви в целом, мы говорим не только о ПЦУ, но о православной церкви в целом, существуют определенные механизмы, с помощью которых мы определяем именно празднование Пасхи Христовой, а также других подвижных праздников. Поэтому здесь вопрос не стоит сейчас чисто как вопрос одной церкви. Это касается в целом православной церкви в мире. Поэтому я думаю, что это вопрос даже не имеет сейчас нужды обсуждать, потому что это невозможно.

– Но, с другой стороны, опять же, про это все очень много в соцсетях пишут, что, мол, патриарх Варфоломей требует, чтобы ПЦУ перешла на новоюлианский календарь. Мы – автокефальная поместная православная церковь. Нет какого-либо внешнего вмешательства в наши внутренние дела

– Вообще-то мы – автокефальная поместная православная церковь. И я впервые слышу о том, что патриарх Варфоломей что-то требует. Я предстоятель, то он ко мне обращался, как к руководителю ПЦУ. Но этого не было. И вообще нет какого-либо внешнего вмешательства в наши внутренние дела.

Мы решаем те насущные вопросы, которые встают на повестке дня нашей церкви, самостоятельно соборным разумом. И поэтому сейчас даже календарное вопрос никто не сможет решить частным образом, то есть на месте та или иная епархия, и другая парафия. Поэтому это вопрос сложный и он в будущем найдет решение, но общим соборным разумом церкви.

– Этот год был непростым для церкви. Церковь понемногу росло, немножко крепчала. Ожидали в начале (мы с вами общались практически ровно год назад), что больше церквей признает ПЦУ. Не так много признали. Но основу положен. Элладская церковь, Александрийская. Я знаю, что вы не любите «забегать» вперед. Но что-то ожидается в ближайшее время? 2019 год был важным годом. Все наблюдали, состоится ПЦУ

– Конечно, что 2019 год был очень важным, ответственным и сложным одновременно годом. Потому что все наблюдали, состоится ПЦУ. В течение прошлого года произошло очень много изменений. В украинском государстве произошло полностью перезагрузка украинской власти, начиная от президента, заканчивая парламентом, правительством. И все наблюдали. И мы доказали, что мы являемся поместной признанной ПЦУ. И ПЦУ состоялась как таковая.

Конечно, что у некоторых были определенные большие ожидания. Но это нормальное явление, когда человек желает большего, когда человек стремится что-то сделать лучше. Но сделано то, что было возможно сделать нам как руководителям, архиереям и духовенству в течение этого прошлого года. Но главное – мы сохранили единство. Мы сохраняли единство. Благодаря этому мы имеем определенные достижения.

Мы имеем признание со стороны Элладской православной церкви, имеем признание со стороны Александрийского патриархата, который является вторым по чести после Вселенского патриарха в диптихе. Эти церкви играют важную роль в целом в православном мире. И мы увидим, что в следующем (беседа записывалась в последние дни декабря, – ред.) году будет признание также нескольких других поместных православных церквей. Это уже необратимый процесс. Из Московского патриархата присоединились около 600 приходов. Будет еще одна волна переходов

Мы движемся в направлении утверждения ПЦУ. В течение этого времени мы окрепли, к нам присоединились со стороны Московского патриархата около 600 приходов. И я верю, что в будущем также будет еще одна волна таких массовых переходов. Но требуется время. Мы хотим, чтобы и в дальнейшем это было мирно, спокойно и добровольно. Мы не имеем права еще создавать внутри страны религиозный фронт, нам не нужны противостояния.

– А представители УПЦ (МП) утверждают, что, мол, ПЦУ занимается рейдерством, захватывает храмы. И они утверждают, что отнюдь не 600 приходов перешло, а только 72. 120 храмов, мол, было захвачено. Как это...? РПЦ в Украине уподобляется пропаганде, которая несется со стороны российского государства

– Это не соответствует действительности. К сожалению, эта церковь, которая является РПЦ в Украине, чем-то уподобляется той пропаганде, которая несется со стороны российского государства по отношению к украинского государства и в целом к украинской церкви. Они что говорят? Что «їхнемає» на Донбассе, что это воюют украинцы с украинцами, это «гражданская война» и так далее. И это касается и тех вопросов перехода общин к ПЦУ. Есть очень много приходов, которые уже готовы к навигации

Конечно, этих общин являются около 600. Возможно, все общины пока что юридически не перерегистрировали свои уставы, возникли определенные коллизии. Но де-факто перешло около 600 приходов. Де-юре, возможно, пока еще не все оформили соответствующие документы. Но со временем и другие, которые пока что смотрят, смотрят... Есть очень много приходов, которые уже готовы к навигации. Они обращались ко мне, но говорят, что мы еще подождем, давайте пусть все утрясется, и когда мы будем видеть, что мы примем решение, через короткое время это будет узаконено, потому что это касается и имущества...

Мы видим, что русская церковь вбрасывает много ресурсов для того, чтобы создать определенную негативную картинку, привозят людей. В большинстве общин, которые присоединились, а это 90% верующих той или иной общины приняли решение о переходе, остается небольшой процент, 10%, иногда 5%, а порой даже 5 человек, которые усилены со стороны определенными боевиками, пытаются захватить храм гро��ады, которая уже перешла. Но я верю, что в будущем будет действовать закон. И только в законном поле должны решаться эти вопросы. Это зависит от общины, от священника в общине, которые желают перейти к признанной поместной православной церкви.



Есть такие случаи также, когда общество увидело, что тяжело будет бороться за храм, начинают строить рядом, через дорогу... Есть много таких случаев, даже когда мы проезжаем иногда по дороге, то видим, что рядом два храма – храм ПЦУ, признанной, и соответственно храм РПЦ.

Если община мощная, сильная и имеет возможность, то иногда даже они выбирают такой путь, чтобы не было противостояния, не было борьбы, не было такого явного разделения в той или иной общине в селе или в городе, они принимают земельный участок и в течение определенного времени строят даже лучший храм. Потому что выходят из какого-то старенького, деревянного, а рядом строят большой, прекрасный кирпичный храм, в котором удовлетворяют свои духовные потребности.

– Это в богатых селах, так?

– Это в богатых селах. Потому что сейчас какая проблема? Иногда строятся храмы в таких селах, которые не имеют возможности даже его содержать. Есть определенный выходец из того или из другого села, богатый человек, он строит храм... И даже к меня есть такие обращения, что на Киевщине в селе построен большой красивый храм, а община его самостоятельно не может удерживать. Потому что нет людей, осталось очень мало людей – пожилого возраста, пенсионеров, которые физически, материально не могут содержать такое большое здание. Поэтому это также является определенной проблемой.

– Хватает храмов в больших городах? Даже в Киеве пока еще недостаточно храмов

– Сейчас не хватает храмов в больших городах. Почему? Мы говорили сегодня уже о тех практикующих христиан и не практикующих, которые просто приходят на богослужения во время больших праздников. И что мы видим? В обычные воскресенья храмы полны, но вмещают всех, а если мы святкуємося большие праздники, то храмы не вмещают всех желающих. Поэтому на будущее еще в больших городах ведется строительство храмов. И даже в Киеве пока еще недостаточно храмов для того, чтобы все православные христиане могли удовлетворить свои потребности.

– Есть ли необходимость строить храмы в Почаеве? Потому что там Почаевская лавра – это большой очаг или сердечника церкви Московского патриархата. С другой стороны, есть люди, которые хотели бы ходить к другой церкви. Что-то там, возможно, идеологически планируете? Почаевская лавра является оплотом РПЦ. Но в будущем Почаевская лавра также будет в составе единой поместной ПЦУ

– На самом деле Почаев на Тернопольщине является неким оплотом РПЦ.

Но, не смотря на это, в этом регионе, в Кременецком районе, есть много приходов ПЦУ. И даже возле Почаева есть храм ПЦУ. И поэтому каждый желающий имеет возможность посетить тот храм, который он желает. Но в будущем, я убежден, и Почаевская лавра также будет в составе единой поместной ПЦУ. Нужно время.

– Относительно храмов, которые находятся в оккупированном Крыму. Архиепископ Климент даже объявлял голодовку. Но потом была его встреча с министром Оксаной Колядой. Он остановил голодовку. Есть ли какой-то прогресс в этом вопросе? В Крыму временная российская власть пытается полностью вытеснить наше присутствие

– Это действительно большая проблема, которая сейчас беспокоит в целом нашу ПЦУ – оккупированные территории. Особенно это касается оккупированного Крыма. Потому что в Крыму российская власть, временная власть пытается полностью вытеснить наше присутствие. Сейчас ведется борьба относительно выселения, под видом ремонта, владыки Климента из епархиального управления и кафедрального собора. А еще одно более абсурдное решение было принято судом в Евпатории, что наши верные собственными силами должны снести храм, храмовое здание. В Конгрессе США законопроект относительно нарушения права на вероисповедание на оккупированных территориях Крыма и Донбасса

То есть это напоминает те старые сталинские времена СССР, когда храмы разрушались. То есть безбожники разрушали храмы, а сейчас мы это видим на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. И мы все делаем от нас зависящее.

Я, находясь в США, отмечал, что ведутся преследования, и мы просим, чтобы международное сообщество выразило беспокойство. И насколько известно, что сейчас уже и в Конгрессе зарегистрирован законопроект о том, что на оккупированных территориях Крыма и Донбасса нарушается право на вероисповедание.

Поэтому мы и в дальнейшем будем обращаться к международным институтам и здесь в Украине бить тревогу, чтобы и наша украинская власть подключилась к этому процессу. Ибо Владыка Климент просит поддержки от правительства, просит принять соответствующее решение, согласно которому это имущество, которое было в свое время передано еще УПЦ КП, можно было узаконить и обращаться уже в международные суды и институты по защите наших прав.

– То есть вы сотрудничаете с Офисом президента в этих вопросах?

– Во время встречи Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций я этот вопрос очень остро поднял. Президент даже записал это. Также и другие представители церквей и религиозных организаций настаивали на том, что происходит преследование. Это и протестанты, и мусульмане. Поэтому мы вместе это отметили и президенту во время встречи. А также обращаемся и к правительству, и к Верховной Рады, чтобы они должным образом обратили на это внимание. И даже обращались к представителям в Минске, чтобы они этот вопрос подняли в повестке дня во время переговоров трехсторонней группы.

– Относительно позиции ПЦУ на территории оккупированного Донбасса – как там ситуация? На оккупированной части Донбасса наша церковь находится в подполье

– Там тоже сложная ситуация. Потому что наша церковь там находится в подполье. Мы не можем свершувати официально богослужения. Мы поддерживаем те общины. И до этого времени у нас там есть дом для престарелых, в котором находится около 100 человек. И это наш долг, мы занимаемся ими, мы передаем им гуманитарную помощь, потому что это наши люди. Поэтому те священники, которые остались, их немного, ибо есть такая опасность обысков, как было в Луганске и в Донецке, их вызывают на допросы, пугают, заставляют перерегистрироваться, но мы не пойдем на это.

То есть мы не будем перерегистрироваться, согласно российского законодательства, согласно так называемого «законодательства «республик». Они пытаются заставить духовенство на местах перерегистрироваться, запугивают, священники покидают эту территорию. Даже был недавно прецедент, что один из священников скончался прямо на пропускном пункте.

– Работа капелланов ПЦУ на фронте.

– Сейчас у нас есть большое количество капелланов. Это около 600 человек, которые постоянно работают для того, чтобы поддерживать духовно наших военнослужащих. Также более 100 официально на должностях в украинской армии. Сейчас мы просим парламент, чтобы был принят соответствующий законопроект, чтобы каждый священнослужитель чувствовал себя социально защищенным. Потому что есть определенные вопросы. Но, не смотря на это, даже имеем сотни капелланов-волонтеров, которые, не будучи на должности капеллана, посещают зону ООС.

– Вопрос из социальной сети «Фейсбук». Марина СМКН (такой ник) спрашивает: «сотрудничает ПЦУ с организациями психологической помощи ветеранам ООС и АТО? Если нет, то предоставляется ли психологическая помощь самой ПЦУ?».

– Мы сотрудничаем со многими различными организациями. Мы стараемся проводить семинары на базе даже не Синодального управлениях по делам военного духовенства, а на базе Синодального управления по делам социального служения. Есть такой священник Сергей Дмитриев. Организация «Елеос-Украина», которая привлекает различные компании. И на протяжении этого времени мы делаем все для того, чтобы реабилитировать, морально поддержать военнослужащих, пришедших с фронта.

Потому что это очень сложный вопрос, который в будущем также должна решить украинская государство. Потому что мы самостоятельно, как церковь, не сможем осилить большой фронт такой ответственной работы. Но мы подключаемся и делаем все зависящее от нас. Мы проводим различные семинары со священнослужителями, чтобы они стали еще более совершенными психологами. Потому что этот вопрос достаточно актуален. Один из священников говорит: я предотвратил 10 суицидам

И общаясь с такими священниками после таких семинаров, они замечают, что имеют большие успехи. Один из священников говорит: вы знаете, я настолько приподнятое. Я после этого семинара получил определенные практические навыки общения с военными и предотвратил 10 суицидам. То есть большая роль сейчас священника в украинской армии! Наша церковь является наиболее присутствует в украинской армии – 600 капелланов

Наша церковь является наиболее присутствует в украинской армии, потому что 600 капелланов – это большое количество священников, которые сейчас находятся в украинской армии. И те вопросы, которые стоят на повестке дня, то это принятие законопроекта.

Мы имеем уже положительные отзывы со стороны Верховной Рады, депутатов, которые готовы общаться, рассматривать законопроект, который будет устраивать все церкви в целом, которые принимают участие в капеланському служить в украинской армии.

– Сейчас будет несколько очень непростых вопросов. Александр Квитка спрашивает: «Как будет реагировать ПЦУ на непристойное поведение служителей церкви – вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, жадность к обогащению? Поскольку некоторые служители церкви живут в дорогих особняках, ездят на дорогих авто. Будут ли внутренние правила поведения служителей церкви?»

– В общем все, что касается священнослужителя, который нарушает этические нормы, если он злоупотребляет алкоголем... Хотя в последнее время мы не наблюдаем какого-такого явления общего, чтобы священники злоупотребляли. Это касается не только священников. Священник является образцом. Он должен быть образцом для своего верного. И, если он злоупотребляет, он будет наказан или архиереем или синодом, если это уже дойдет выше. Поэтому мы такие явления, конечно, «пресекаем». Иногда священник получает 500 гривен в месяц и не может выжить. И пытается работать, чтобы содержать полноценно свою семью

Поэтому, если священник злоупотребляет такими вещами то ли алкоголем, то ли сейчас есть такие случаи, когда священники слишком небогата, и это вызывает со стороны верующих церкви также определенное возмущение, но таких не очень много, единицы... Я не буду называть таких архиереев со стороны и РПЦ, когда нам показывают пальцем на них. Но люди должны понимать, что таких единицы. А вообще в большинстве священники ПЦУ – это люди, которые выживают на приходах. Они получают даже минимальную зарплату. Иногда священник получает 500 гривен в месяц и не может выжить. И пытается работать, чтобы содержать полноценно свою семью.

– Ярослав Гошуляк спрашивает: «Какое отношение ПЦУ к вопросу легализации медицинской марихуаны?»

– В целом мы пока не вникали в этот вопрос. Мы, конечно, делали определенные заявления относительно вакцинации, тех актуальных вопросов, которые сейчас беспокоят в целом наше общество. И мы поддерживаем те вещи, которые являются полезными для сохранения здоровья человека. Сейчас пока еще государство не разработала определенного четкого видения или определенного законопроекта или определенных норм правительства, которыми это вопрос унормували бы. Когда мы будем видеть, что это вопрос нормированный уже на выходе, то, соответственно, мы также будем делать определенные заявления, или поддерживаем, или не поддерживаем.

– Алекс-Савелий спрашивает: «Почему вы согласились на митрополию, а не пробовали добиться патриархии?». Ч�� это так же вопрос будущего?

– Это вопрос будущего. Мы неоднократно говорили, что для того, чтобы получить признанный автокефальный статус, мы не можем сразу получить все. И не зависит от статуса. Мы обладаем всеми необходимыми правами, которыми обладают другие поместные православные церкви. Кипрская церковь, которая была признана на Третьем Вселенском соборе, до этого времени не является патриархатом. Во главе архиепископ. Элладская православная церковь, которая является большой и влиятельной в православном мире, также не имеет патриаршего статуса. И некоторые другие церкви также не имеют, но они являются автокефальными, независимыми, полноценными и обладают теми же правами, что и патриархат. Когда православные украинцы объединятся вокруг Киева, будем претендовать на статус патриархата

И мы отмечали, что в будущем, когда православные украинцы объединятся все вокруг Киева, мы будем претендовать на статус патриархата. Но это нам не предоставит каких таких особых прав. Это впереди.

– Это как раз один из таких вопросов, против которых выступает почетный патриарх Филарет, который говорит, что надо было добиваться патриархии. «У нас была патриархия», а лишились ее. Он несколько дней назад давал очередное интервью и снова говорит, что будет отдельная церковь – это будет Киевский патриархат. Там остался только один Владимирский собор в патриархии и несколько приходов, приходов на территории Российской Федерации, если я не ошибаюсь.

– Да. И два архиерея.

– Как это будет по вопросу единения? Или возможно все-таки преодолеть этот... Я не назвала бы это расколом, но... Почетный патриарх Филарет находится в самоизоляции

– Сейчас почетный патриарх Филарет находится в самоизоляции. Он является архиереем ПЦУ, но решение относительно статуса митрополии и признания со стороны Константинополя было принято именно им. Если бы он тогда не согласился на такой статус, то, соответственно, не было бы Объединительного собора, мы не получили бы и томоса. Но он подписал соответствующие документы, он провел поместный собор Киевского патриархата, который распустил все структуры.

И сейчас уже в годовщину было доконано – полностью все то, что было провозглашено 15 декабря утром на Поместном соборе Киевского патриархата, то есть полностью уже ликвидированы все структуры Киевского патриархата, и Киевскую патриархию. Поэтому сейчас говорить о существовании отдельной структуры Киевского патриархата нет нужды. Потому что ни юридически, ни фактически этой церкви уже нет, потому что она легла в основу единой признанной поместной православной церкви.

И следует упомянуть также и поступок митрополита Макария, который и принял соответствующее решение о роспуске структур УАПЦ. И надо отдать должное, что на протяжении этого времени он активно участвует в развитии ПЦУ и помогает мне как предстоятелю. То есть он стал таким образцом жертвенности в отличие от почетного патриарха Филарета, который пытается противостоять, пытается всем доказать, что УПЦ КП существует. Ее нет, потому что она легла в основу, дала возможность существования единой ПЦУ, которая имеет признание со стороны и Вселенского патриарха, и в будущем будет иметь признание со стороны большинства других поместных православных церквей.

– Там есть такие претензии. Например, он говорит о том, что, мол, вы ему публично выражаете почтение, а на самом деле забрали у него иподиаконов, запретили архиереям общаться с ним, кого-то исключают из семинарии, нечем заплатить за воду, тепло и свет.

– Это не соответствует действительности. Почему? Потому что я никогда и никому не запрещал общаться с почетным патриархом Филаретом. Это выбор каждого архиерея, это выбор каждого студента. Они решают, они несут послушание, или общаются, или не общаются.

Я не могу даже понять полностью этот вопрос. Почему? Потому что я не буду звонить 60 архиереям, которые сейчас в составе ПЦУ, и запрещать каждому поздравить или общаться с почетным патриархом Филаретом.

Мы оставили почетному патриарху Филарету и Владимирский собор, и резиденцию на Пушкинской 36, и доходы, которые поступают и из Владимирского собора, и с аренды. То есть у него нет сейчас каких-то финансовых проблем. И если возникнут, то мы будем рассматривать его запросы и их удовлетворять. Нет никаких проблем в этом.

Но на наш добрый призыв и то, что мы желаем, чтобы он и в дальнейшем пребывал так достойно, он, мы видим, дает ответ, что он будет до конца бороться и отстаивать ту позицию, на которой он сейчас стоит. Весь епископат и духовенство призывает почетного патриарха выйти из самоизоляции и дальше вместе быть

Но мы призываем его к примирению. Это было высказано и на Архиерейском соборе, который состоялся 14 декабря в 2019 году. Весь епископат и духовенство призывает почетного патриарха выйти из этой самоизоляции и дальше вместе быть.

– Но опять же он говорит, что его не приглашали на это заседание. Озвученные идеи со стороны почетного патриарха Филарета не имеют никакой поддержки

– Все знают, что когда происходит заседание, то всех мы приглашаем. Поэтому не нужно говорить о том, что когда мы приглашаем, он не приходит, а когда не приглашаем, он хотел бы прийти. То есть это уже такая манипуляция определенными вещами. Если есть желание, то человек всегда находит возможность сделать так, как нужно, а не так, как это противоречит общей позиции ПЦУ. Мы сохранили единство, имеем единую позицию, мы движемся вперед, у нас есть будущее, мы хотим признания. И поэтому те озвученные идеи со стороны почетного патриарха Филарета не имеют никакой поддержки.

– Так, может, перед следующим заседанием стоит позвонить и позвать, чтобы не было манипуляций?

– Ну, конечно. Мы приглашали и будем приглашать почесногв патриарха к примирению, к посещению и заседание Священного синода и Архиерейского собора и принимать и в дальнейшем активное, деятельное участие в развитии уже единой православной церкви. Потому что тот путь, который им вычерченной, то этот путь в никуда и приведет к краху.

– Вы в одном из предыдущих интервью говорили о том, что в начале года планируется ваш визит в Египет и совместное служение с Александрийским предстоятелем. Уже определена дата?

– Сейчас мы определяем дату. Я думаю, что в первых месяцах 2020 года будет осуществлен такой мирный первый визит (до Египта, – ред.) для налаживания наших дальнейших отношений.

– Продолжают говорить представители разных православных церквей о давление от русской церкви. Россия активно использует церковь как инструмент на внешнем направлении

– Это понятно. Почему? РПЦ всегда действовала таким образом, как и российское государство. Мы сейчас не говорим сугубо о РПЦ, это давление со стороны Российской Федерации, которая активно использует церковь как инструмент на внешнем направлении. То есть церковь действует вместе с российским государством. Мы видим, как это происходило в Элладской церкви, где иерархи церкви открыто заявили во время заседания Архиерейского собора, что нам нужно принять соответствующее решение для того, чтобы это давление уже прекратился. Они посещали, пытались убеждать их, давить на них и так далее. И поэтому сейчас это давление испытывают и другие церкви.

Но мы видим, что Александрийский патриарх поступил совсем по-другому. Он увидел, как это происходило в Элладской православной церкви. Поэтому он общался с архиереями и соответственно объявил это во время богослужений, помянув имя мое в диптихе для того, чтобы предотвратить в будущем манипуляциям и давлению со стороны русской церкви и русского государства.

– То есть, на ваш взгляд, чем больше давление, тем больше признания? Чем больше давление, тем больше признают наш автокефальный статус

– Да. Мы это наблюдаем, чем больше давление, тем больше признают наш автокефальный статус. То есть противодействие.

Вы знаете, когда можно нажать слишком сильно, то оно может иметь соответствующий эффект, который не будет полезным для той стороны, которая давит.

– С другой стороны, тогда в самой Украине верующие Московского патриархата так же должны почувствовать сопротивление и оттиску и так же перейти? РПЦ распространяет различные мифы, пытаясь удержать своих верных

– Конечно, это вопрос времени. Они уже чувствуют это давление. Они начинают понимать, осознавать, видеть, что на самом деле происходит. Потому что они в определенной степени находятся в информационной омане. Мы видим к этому времени, как настойчиво РПЦ распространяет различные мифы, пытается удержать своих верующих в своей церкви, чтобы они не перешли. Но это продолжаться долго не будет, потому что народ постепенно будет прозревать и соответственно принимать решение в пользу перехода к ПЦУ.

– Вопрос опять из сети «Фейсбук». Буря Виктория спрашивает: «есть Ли какая-то программа, или произведено ряд действий по сближению ПЦУ с молодежью, так сказать, церковь для детей? Возможно, даже через игры, совместные мероприятия и т. п?»

– Конечно есть. Мы пытаемся сейчас разработать определенные программы. Мы создали даже Синодальное управление из воскресных школ. То есть мы хотим развить в будущем мощную сеть воскресных школ при приходах. Сейчас даже в городе Киеве каждого месяца в Михайловском златоверхом соборе совершаются детские литургии, когда дети из разных воскресных школ города Киева собираются на совместное богослужение.

А также Михайловский златоверхий монастырь является таким определенным образцом. Сейчас Киевская православная богословская академия не может вместить всех детей, которые хотят изучать основы православной веры, Закон Божий. И в различных других приходах, монастырях. Например, даже в Житомире создана тоже одна из крупнейших воскресных школ, где обучается несколько тысяч детей. Есть много преподавателей. Они имеют отдельное здание, отдельный храм.

То есть мы упорно работаем, развиваем то, что у нас есть. И сейчас разрабатываем новые программы, где при каждом приходе ПЦУ, где есть такая возможность, потому что не везде есть возможность, чтобы существовала воскресная школа для детей, а также и для взрослых.

– Поскольку мы встречаемся накануне Рождества, то ваши пожелания верным до Рождества.

– В день празднования Рождества Христова мы по-особому будем молить Бога, чтобы Господь утвердил в нас мир, чтобы в Украинском государстве навсегда воцарился справедливый мир. Ибо Господь пришел и принес в мир свет. А сейчас мы видим, что этой добродетели, к сожалению, так не хватает в нашей жизни. Поэтому, если мы будем все вместе, православные украинцы, не только стремиться, а молиться и делать все для того, чтобы этот справедливый мир в Украине воцарился, то мы увидим, что Господь может сотворить это чудо по нашим просьбам, за нашими молитвами и выполнить это на благо. Поэтому я желаю, чтобы в новом году Господь был щедр к нам.

Мы видим, что прошедший год был сложным, но Господь помогал и содействовал нам. Мы надеялись на него, и Господь непременно благодіяв нам. Поэтому мы должны быть благодарны Богу за то, что мы сподобились таких благодеяний в своей жизни, и просить, чтобы в дальнейшем это Божье благословение пребывало с нами, находилось с Украиной, и мы все вместе радовались нашим общим достижениям. Переход на празднование Рождества 25 декабря. Слово за церквями Украины Рождество 25 декабря или 7 января? Краткое объяснение