Мы в соцсетях. Подпишись!

«Нас у мамы 10 детей. Почти все – от разных отцов». История одного из авторов сценария пьесы «Восток-Запад»

 «Нас у мамы 10 детей. Почти все – от разных отцов». История одного из авторов сценария пьесы «Восток-Запад»


«Бабушку предали. Машу оттолкнули. Баба Надя сама по себе осталась. И только котик Марсик радует их души», – рассказывает 18-летняя Оксана Тарасюк. Слова девушки на самом деле раскрывают суть пьесы, к которой она написала сценарий еще в 2016-ом. Тогда вместе с Оксаной авторами постановок в социальном проекте «Class Act: Восток и Запад» стали еще одиннадцать подростков из Донбасса и Волыни. Самому старшему из них в то время было 17, младшей – 12. На тексты подростков поставили 11 театральных миниатюр, которые исполнили профессиональные актеры.

Прошло три года. Проект завершился, а вовсе не детские истории остались. Пять из них объединили в пьесу «Восток-Запад», которую теперь практически ежемесячно показывают в столичном театре «Актер».

Радио Донбасс.Реалии рассказывает историю Оксаны Тарасюк – девушки, чей сценарий и до сих пор используют в пьесе, и чья жизнь, по стечению обстоятельств, кардинально изменилось после участия в театральном проекте.

«Дети из Донбасса имели явно выраженный страх»

«В 2016 году в мою школу в пгт. Клесов Ровенской области приехала режиссер Наталья Ворожбит. Нас попросили написать сочинения, чтобы потом авторы лучших из них поехали в Киев и создали сценарии для настоящих пьес. Я выбрала темой собственное детство. И мою работу заметили», – вспоминает девушка. Несмотря на борьбу и сильный характер, в конце пьесы главная героиня умирает. Когда такое передают профессиональные актеры – и действительно становится не по себе

Тогда еще 15-летней Оксане и другим участникам проекта выделили в столице 10 дней. Пять, чтобы написать сценарий, и столько же, чтобы профессиональная театральная команда могла оживить каждый в отдельную миниатюру. Большинство подростков работали над сценариями в группах. Оксана – одна из немногих, кто разрабатывал текст самостоятельно.

«Спектакль у меня, – подчеркивает девушка, – получилась более-менее легкой и забавной. А вот у других были и грустные истории. Меня, например, поразила миниатюра, сценарий к которой написал один из ребят с Донбасса. Несмотря на борьбу и сильный характер, в конце пьесы главная героиня умирает. Когда такое передают профессиональные актеры – и действительно становится не по себе».

По задумке, три года назад подростков умышленно не ограничивали в жанрах и темах. Дети с Востока и Запада могли взять в основу сценария любую историю. Те, кто на себе ощутил боевые действия, не обходил стороной тему войны. Говорили о ней подростки и вне сцены – просто между собой.

«Но, – продолжает девушка, – боевые действия мы упоминали крайне осторожно. Дети, которые приехали с Донбасса, имели явно выраженный страх. Трудно объяснить, как именно проявлялся... Просто они были затравленные войной. Например, один мальчик рассказывал, как сильно бомбили, и как они с мамой вынуждены были скрываться. Страшно это все».

«Здрасте»

Хоть Оксана и не росла на территории, где велись боевые действия, из ее жизни можно было бы поставить драматическую пьесу. Тему собственного детства на первый сочинение девушка выбрала неслучайно. Еще в детстве родные родители отдали ее в детдом, в четыре годика нашлась приемная семья, но и та, наконец, отправила девочку в интернат. Больно было уже в старшем возрасте – когда осознаешь, что на самом деле взрослые сделали с тобой и твоим детством

«Дети, – рассказывает Оксана, – травили меня в школе, мол, чужая, тебя удочерили. Я не понимала, в чем суть, пока в девять лет мама сама не рассказала мне, что я действительно из детдома. А, следовательно, и братики, сверстник Ваня и Паша, которому сейчас 15, мне на самом деле неродные. Или плакала я тогда? Нет. И, когда через несколько лет после того разговора (приемные) родители развелись, мама заболела, отец начал еще больше пить, а нас с братьями отдали в интернат, я тоже не проявляла слабость. Больно было уже в старшем возрасте – когда осознаешь, что на самом деле взрослые сделали с тобой и твоим детством».

Очень непросто, по словам девушки, было и во время работы над сценарием в 2016-ом. Подростковый возраст и тяжелое детство сплетались в гремучую смесь. Три из пяти дней, отведенных на сценарий, Оксана писала совсем о другом. А потом с помощью режиссера Ворожбит за день и ночь создала историю, которая и стала основой миниатюры.

Наконец, театр и действительно изменил Оксанчине жизни. После проекта девушка решила поступить на режиссуру. И, хоть в этом году попасть в университет не получилось, планирует летом попробовать поступить еще раз. Мечтаю написать сценарий к пьесе, которую когда поставлю и покажу в интернате, где жила с братьями с шестого по девятый класс

«Сейчас, – делится девушка, – я живу и работаю в Киеве. Посещаю здесь театральные курсы, играю на гитаре, принимаю участие в тематических конкурсах. На выходных люблю ходить в кино, а еще мечтаю написать сценарий к пьесе, которую когда поставлю и покажу в интернате, где жила с братьями с шестого по девятый класс. У нас там была очень классная воспитательница. Она была и является для меня настоящим авторитетом».

Полгода назад Оксана случайно познакомились со своей настоящей семьей. Оказалось, что приемные родители и биологические – дальние родственники, которые когда-то жили в одном селе на Ровенщине. Там же, в Карпилівці, Оксана жила у бабушки со второго класса в интернат, туда же после развода переехал ее приемный отец. Именно к нему девушка приехала полгода назад в гости. А потом люди в селе начали говорить: «Как она похожа на свою мать! Посмотрите!».

«Приемный отец, – делится Оксана, – познакомил нас с двоюродной сестрой. Благодаря слухам, биологическая мать узнала, что я в деревне, и несколько раз пыталась связаться со мной. Однако я отказывалась говорить по телефону. А однажды, когда я была в гостях у сестры, мама просто зашла в ее дом. Найпервое она сказала: «Здрасте». Потом села рядом, начала что-то рассказывать. Оказалось, что нас у мамы десять. Почти все – от разных отцов».

О пятерых братьев и четырех сестер Оксана знает немного. По крайней мере, один брат воевал на Донбассе, и только с одной сестренкой, 14-летней Софией, девушка имеет общего отца. С их матерью, несмотря на двоих детей, он так и не женился. Сейчас живет один, а женщина имеет очередной брак и проживает где-то под Киевом.

«Я, – заключает Оксана, – несмотря на все, верю, что поступлю на режиссуру, смогу поставить пьесу для интерната, а моя театральная карьера, которая началась с социального проекта, обязательно станет по-настоящему успешным». ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ

(Радио Донбасс.Реалии работает по обе стороны линии разграничения. Если вы живете в ОРДЛО и хотите поделиться своей историей – пишите нам на почту Donbas_Radio@rferl.org в фейсбук или звоните на автоответчик 0800300403 (бесплатно). Ваше имя не будет раскрыто).