Мы в соцсетях. Подпишись!

Апология велосипеда. Увидит Зеленский ключ после подарка президента Эстонии?

 Апология велосипеда. Увидит Зеленский ключ после подарка президента Эстонии?
Апология велосипеда. Увидит Зеленский ключ после подарка президента Эстонии? (Рубрика «Точка зрения») А если она не шутила? В каждой шутке лишь доля шутки. Не имеет значения, шутила она или нет.

Беда не так Зеленского, как всего украинского общества, что велодарунок эстонского президента всерьез вообще не рассматривается. Можно догадаться, откуда такое отношение. Понятно и, почему серьезно не воспринимается Зеленский. Но странно, что какие-то жесты и других лидеров государств (фамилии которых не Трамп, и не Джонсон) также воспринимаются исключительно через призму комического. Публичная дипломатия – это всегда, в некотором роде, спектакль, но спектакль – это не обязательно цирк.

Реакция украинского общества на такой подарок, интересна не меньше, чем сам подарок. Такое единодушие в (не)восприятии этого презента для президента, наталкивает на мысль, что дело не только в Зеленскому. Складывается впечатление, что велосипед как подарок не был бы воспринят украинцами серьезно в любом случае, независимо от того, кому его представили. Похоже, что большинство украинцев, ставя себя на место Зеленского, чувствовали бы себя униженно и думали, что с них смеются. Потому что не считают велосипед подарком достойным президента. Потому что не считают велосипед вообще достойным подарком (разве что для ребенка школьного возраста). Потому что вообще не считают велосипед чем-то достойным.

Такое (не)восприятия велосипеда рядовым украинцем очень отличается от того, как его воспринимают в Западной или Северной Европе. Убежден, что в одной стране с развитой велокультурою такой подарок сам по себе не стал бы поводом для шуток, оскорблений или поиска каких-то подтекстов. В велосипеде много символического

Хотя, несомненно, есть в велосипеде много символического. Его вообще можно считать одним из символов той Европы, куда Украина якобы так стремится. В велосипеде Европы намного больше, чем у всех наших євроремонтах и євробляхах вместе взятых. В Украине признаком личного достатка и статусности остается дорогой, большой или просто автомобиль. Зато велосипед служит отличным показателем развития стран. Где лучше всего развита велокультура и инфраструктура, там и условия жизни и заработки лучшие.

Велосипед – это еще и культура на дорогах, составляющими которой являются безопасность и уважение. Это значит также законопослушание и неотвратимость наказания за нарушение законов (или правил дорожного движения), культура на дорогах не появилась просто так. А еще велосипед – это здоровье (физическая активность, которой так не хватает современному человеку), мобильность и экономия (добираться быстрее, удобнее и дешевле, чем автомобилем). Велосипед можно рассматривать и как один из символов свободы и независимости. В частности свободы от загрязнения и смога и энергетической независимости (вопрос экзистенциальной важности для Украины) – нужно меньше топлива, которое Украина преимущественно импортирует, в том числе и от соседа-агрессора.

Итак, если взять во внимание только этот фактор «велосипедного разночтения» украинцами и західноєвропейцями, то на подарок президента Эстонии, как минимум, можно взглянуть и по-другому – несколько шире и менее зашорено. Наше пренебрежительное «лисапет» и представление о ребячество или провинциальность этого транспортного средства не обязательно отражает такое же отношение к нему за западной границей Украины. Соответственно, не стоит по украинским меркам судить о намерениях эстонского президента.

Если же учесть, что Керсти Кальюланд сама является активной велосипедисткой, участвует в любительских соревнованиях по велоспорту и даже преодолела так называемый народный этап на супербагатоденці «Тур де Франс», это добавляет еще большей уважительности ее подарка или же делает версию «двойного дна» гораздо менее вероятной и значимой.

Так случилось, что визит Зеленского в Эстонии пришелся на еще одно знаковое событие для Украины, которая также связана с велосипедами. В те дни именно стартовал следующий этап проекта «Двухколесные хроники» – кругосветное путешествие группы украинцев на велосипедах. Ранее уже было преодолено путь из Украины в Австралию, теперь же, пусть и в несколько другом составе, начался Американский этап велопутешествия – 15 тысяч километров восемью странами Южной Америки. Когда украинский президент находился в Эстонии, наши велоамбасадори прибыли в Бразилию и акліматизовувалися в Рио-де-Жанейро.

Примечательно, что вокруг мира украинцы путешествуют не на украинских велосипедах. Популярная модель велосипеда «Украина»

А почему, собственно, не на украинских? Вероятно, такой вопрос у части украинцев снова вызовет смех. Но вопрос этот вполне резонный и оправдано для страны, одно из предприятий которой в свое время выпускало самую популярную в Советском Союзе модель велосипеда – «Украина». Более 30 миллионов автомобилей этой модели было изготовлено «Харьковским велосипедным заводом». Бывали времена, когда с конвейера ХВЗ сходило по три тысячи автомобилей в сутки. Но известен ли миру украинский велосипед сейчас? Знают ли о украинский велосипед сами украинцы? А «Харьковский велосипедный завод» таки до сих пор существует, там все еще изготавливают велосипеды «Украина», «Турист», а также другие модели преимущественно из китайских деталей. А еще там делают транспортные средства, ассоциируются с одним из предшественников Зеленского, – кравчучки.

Владимир Зеленский любит истории о гараже, то бишь, об инновациях, которые зарождались где-то в гаражах, а впоследствии завоевали мир. Отныне он должен был бы вдохновенно рассказывать не про Джобса и Возняка, которые таким образом положили начало Apple, а о трех эстонских парней, которым за пять лет удалось со своей идеей электровелосипеда выйти из гаража на мировой уровень. Теперь их велосипеды под брендом Ampler поддерживает инвестициями Евросоюз, они также могут похвастаться собственным магазином в центре немецкой столицы. А немцы знают толк в такого рода вещах. Даже мировые лидеры автомобилестроения, такие как Mercedes и BMW, не чураются изготовления велосипедов.

Неизвестно, насколько ценным подарком станет этот велосипед для украинского президента – он будет использовать его по назначению или же передарує, тот вообще пылиться где-то в музее. Но важна не столько судьба конкретного велосипеда, как то – увидит Зеленский, а вместе с ним и общество, в этому подарку ключ к решению ряда серьезных для страны проблем.

Даже если президент Эстонии вложила в свой подарок толику иронии, ошибочно будет ограничиться лишь смешками и не сделать правильных выводов. Тем более, когда украинская столица чуть ли не ежедневно переживает транспортный коллапс. И даже в небольшом областном центре Украины становится понятно, что автомобили в городе – это тупиковая ветвь транспортной эволюции, а будущее за общественным транспортом и велосипедами. И здесь не нужно ничего изобретать, имеем под боком успешный европейский опыт. Европа – это не только скоростные автобаны, но и удобная и разветвленная сеть городских и загородных велошляхив. Но догнать Европу инфраструктурно или экономически украинцам не удастся, не изменившись мировоззренчески.

Начать можно с отношения к велосипеду. Потому что это не стыдно и не унизительно, от этого не спадает корона даже в современных монархов.

Велосипед – достойный подарок для достойного президента. И никчемный подарок для негодяя.

Любомир Крупницкий – журналист