Айвазовский, Шишкин, Левитан: судьба гордости крымских музеев

Айвазовский, Шишкин, Левитан: судьба гордости крымских музеев
Назар Сытник, Инна Аннітова

«Лунная ночь» Ивана Айвазовского, «Дорожка в лесу» Ивана Шишкина, «Болото» Исаака Левитана ‒ эти и еще 49 картин привезли из Крыма в Мариуполь в феврале 2014 года. Тогда предполагалось, что выставка «Русское и украинское искусство конца XVIII-начала ХХ века» продлится до мая, однако уже в начале марта Симферопольский музей попросил немедленно вернуть произведения искусства. Свои требования обосновали обострением политической ситуации на полуострове. Уже после заявлений президента России Владимира Путина о якобы «присоединения» Крыма к России 20 марта руководители Мариупольского музея отдали полотна.

«Мы, как музейщики очень благодарны за то, что они поняли нас. Вот такая сложная политическая ситуация, и каждому музейщику спокойнее, когда его коллекция находится в музее», ‒ сказала тогда СМИ директор Симферопольского художественного музея Ларина Кудряшова.

На том можно было бы поставить точку, но через год крымские «чиновники» перед телекамерами рассказали о том, что картины не просто вернули в крымский музей, а это была «героическая операция российских спецслужб».

Крымская версия событий

В 2015 году на различных крымских сайтах и телеканалах появились детали. Журналисты описывали этапы операции по «спасению шедевров русской живописи». ©www.radiosvoboda.org