Мы в соцсетях. Подпишись!

Музыка крымских татар должна развиваться в Крыму, на родине – Джемиль Кариков

Музыка крымских татар должна развиваться в Крыму, на родине – Джемиль Кариков


Как крымским татарам удалось сохранить народную музыку в условиях депортации, какие особенности народных мелодий крымских татар и перспективы развития крымскотатарской музыки и культуры в Крыму и на материковой части Украины?

Об этом в эфире Радио Крым.Реалии говорим с крымскотатарским композитором и музыкантом, Заслуженным деятелем искусств Украины Джемілем Кариковим.

‒ На каких музыкальных инструментах вы играете?

– Я окончил музыкальное училище, класс аккордеона. Затем учился на факультете хорового дирижирования, окончил консерваторию как композитор. Ближе к сорока годам я начал заниматься нашими этническими инструментами. Но, к сожалению, они не сохранились в Крыму. После первой аннексии, которая произошла в конце XVIII века, постепенно из быта крымских татар начали исчезать музыкальные инструменты. В ХХ веке, когда речь шла о «советский народ», должны были стереться национальные границы, что тоже не способствовало возрождению нашей музыкальной культуры.

Я начал заниматься поиском, учиться игре на наших традиционных музыкальных инструментах. Тогда не было ни инструментов, ни методов преподавания, ни школ. Мне пришлось большую часть своих инструментов купить в Турции или Иране ‒ там, где эта традиция не была прервана.

‒ Вы сегодня пришли к нам в студию с музыкальным инструментом. Расскажите о нем.

‒ Правильное название этого инструмента ‒ узун сап баг'лама, или баг'лама с длинным грифом. Существует целое семейство этих инструментов, есть баг'лама с коротким грифом, мейдан сази и диван сази. В старину на этих инструментах играли ашик'и, или ашуги. Это музыканты, как в Украине это были кобзари. Они пели и описывали то, что происходило. ©www.radiosvoboda.org