Мы в соцсетях. Подпишись!

Идея Балто-Черноморского союза (Междуморье): история и перспективы

 Идея Балто-Черноморского союза (Междуморье): история и перспективы
Современные международные отношения немыслимы без существования межгосударственных интеграционных процессов. Все страны мира, исходя из своих военных, экономических, политических интересов, объединяются в различные блоки и союзы, которые в XXI веке. творят почти всю геополитику. В то время, когда на западной части Европы доминирует структура ЕС, а на восточной - свои имперские амбиции пробует реализовывать Россия, некоторые центральноевропейские страны, которые оказались между этими двумя блоками, имеют симпатии к идее формирования свой союз равноправных государств ("союз здоровых эгоистов"), которые смогли бы противостоять всем безопасностью и экономическим вызовам. "Балто-Черноморский союз" (БЧС), или же "Междуморья" ("Intermarium").

Идеи создания БЧС зародились и развиваются в странах, которые пострадали от агрессии России или потенциально могут от нее пострадать, а такие структуры, как НАТО или ЕС, не могут гарантировать им должной безопасности. Кроме того, эти страны не входят в ЕС, или является периферией Европейского Союза, вследствие чего не могут составить конкуренцию в экономической сфере лидерам ЕС, таким как Франция или Германия, поэтому играют второстепенную роль в союзе. Важным также является идеологический фактор. Господство в ЕС идеологии либерализма повлекло наплыв в Европу мигрантов из Африки и Азии, а также разрушения в обществе многих традиционных норм морали. В результате видим стирание различий между нациями и их затухания (вымирание коренных наций при богатых государствах!), рост мультикультурализма, а также замену многих традиционных нравственных ценностей на либеральные псевдоценности (атеизм, ЛГБТ, чрезмерная толерантность и тому подобное). В странах Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) отношение к мигрантам и либерализма несколько холоднее, общественное мнение этих стран больше тяготеет к консерватизму и христианства, поэтому многим не нравится насаждения Европейским Союзом своих либеральных принципов. Создание БЧС, который бы объединил страны ЦВЕ, гарантировал бы им взаимную безопасность, экономическое равноправие и возможность свободно реализовывать свою идеологию в своих странах.

По экономико-геополитических основ БЧС, существование союза предусматривает вхождение в него хотя бы двух стран – Польши и Украины. Эти две страны – так называемый "минимум" для БЧС. Только вхождение обеих этих стран создаст объединенный политико-экономическое пространство в ЦВЕ, который будет иметь выход к Черному и Балтийскому морям, составит ядро союза в силу крупнейших в регионе территории и населения, получит господство над важными торговыми потоками, играющее роль барьера между Западом и Россией. По "максимуму" БЧС, теоретически можно предположить к нему вхождения всех стран ЦВЕ включительно с балканскими и балтийскими и скандинавскими странами и Беларусью (после исчезновения в ней пророссийской ориентации). Все эти факторы являются причиной того, что именно в Украине и Польше больше заинтересованы в создании этого союза.

БЧС в современном понимании стал зарождаться после распада СССР и освобождение стран ЦСХ от влияния Москвы. Но идея создания подобного союза существует уже почти век, а определенные политические образования, которые играли такую же роль на международной арене, как БЧС, случались в истории и раньше.

Возьмем для примера Киевскую Русь, которая фактически сформировалась вдоль торгового пути "из варяг в греки", соединявший Балтику и Византию. Знаем о попытках киевских князей расширить границы Руси до Волги и Дуная, чтобы контролировать всю транзитную торговлю на просторах ЦВЕ. Позже существовали Великое княжество Литовское, потом речь Посполитая, территория которых простиралась "от моря до моря". Эти страны объединяли под своей властью несколько соседних народов ЦВЕ и формально, а иногда даже и фактически, были федерацией равноправных народов. Формированию полноценного союза в определенный момент помешали имперские амбиции польского народа, что привело в конечном результате раздела Речи Посполитой между тремя соседними империями. В годы своего наибольшего расцвета речь Посполитая была одной из самых могущественных европейских государств.

Следующий период в развитии идеи БЧС начался после Первой мировой войны. Распались четыре империи, и многие страны ЦВЕ получили независимость. Новая геополитическая обстановка сложилась так, что на востоке появилась еще одна, коммунистическая, империя с идеей разжигания "мировой коммунистической революции" и с активной военной экспансией в сторону стран ЦВЕ. В центре Европы существовала хоть и побеждена, но потенциально мощная Германия, а на западе как противовес ей – Франция. За этим всем со стороны наблюдала Великобритания, пытаясь сохранить существующий баланс сил в континентальной Европе и не допустить чрезмерного усиления кого-то из европейских игроков. Страны ЦВЕ фактически оказались между коммунистической Россией и Германией. Для них существовала угроза от обоих этих соседей, поэтому возникла необходимость объединиться ради сохранения собственной безопасности. Такой союз на международной арене поддерживала лишь Франция, поскольку ей было выгодно иметь сильных союзников на границах Германии. Зато Великобритания не поддерживала создание подобного союза, не желая появления нового сильного игрока в Европе. Тем не менее, государства ЦВЕ начали делать шаги на пути к объединению.

Еще Михаил Грушевский высказывал подобные идеи в своих трудах. Но настоящего расцвета идея БЧС приобрела в послевоенной Польше. Получив независимость, поляки задумали восстановить государство в границах 1772 года, восстановить старую Вещь Посполитую. Появился план Юзефа Пилсудского о создании конфедерации стран ЦВЕ в противовес России и Германии, появилась концепція прометеїзму, суть которой заключалась в поддержке поляками освободительных движений угнетенных народов России. Основное место в будущем союзе давали, кроме Польши, Украине, Беларуси и Литве – то есть странам, на территории которых существовала предварительная речь Посполитая. В августе 1920 года в Латвии состоялась Четвертая конференция Балтийских государств, на которой присутствовали делегаты от Польши, УНР, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. На конференции делегаты попытались заложить основы будущего союза и даже издали совместную декларацию, которая провозглашала взаимоподдержку между государствами-участницами в сфере безопасности, экономической сферах, решала бы территориальные претензии одних стран в отношении других. Несмотря на войну между Польшей и УНР, украинское руководство в лице Симона Петлюры пошло на контакт с Польшей. Украинцы и поляки вели совместные боевые действия против коммунистов. Но, к сожалению, историческая ситуация не способствовала созданию БЧС. Польско-украинские войска не смогли освободить Украину от российских войск, в самой Польше победили идеи Романа Дмовского и национал-демократов о создании унитарной Польши и ассимиляцию всех нацменьшинств. Украина оказалась поделенной между четырьмя государствами, а польская власть начала постепенной полонизации украинцев, белорусов и литовцев.

В межвоенный период Юзеф Пилсудский и его сторонники (особенно Юзеф Бек) продолжали работать над созданием Междуморья с привлечением большего или меньшего количества государств. Некоторые страны ЦВЕ (Чехословакия, Румыния, Королевство СХС) при поддержке Франции все таки создали Малую Антанту – военный союз, направленный на защиту от потенциальной агрессии соседей. Но Малая Антанта распалась еще до начала Второй мировой войны. Государства ЦВЕ, так и не объединившись в полноценный союз и не получив должной помощи от западных союзников, в итоге пали под ударами СССР и Германии. После Второй мировой войны все страны ЦВЕ оказались в зоне влияния СССР.

Понимали важность межгосударственного сближения в межвоенный период и в Украине. Украинские мыслители планировали объединить усилия порабощенных Москвой народов на просторах от Карпат до Кавказа и Урала, чтобы сбросить господство коммунистического режима. Особенно тщательно этот вопрос рассматривался в трудах идеологов украинского национализма: Степана Бандеры, Ярослава Стецько. Украинские националисты стремились к созданию равноправных национальных государств, в каждой из которых титульная нация имела бы возможность проводить собственную национальную политику, без вмешательства из-за рубежа. Главным препятствием на пути к этому идеологи видели имперские амбиции России.

Самый яркий пример воплощения этой мысли можно увидеть в трудах Юрия Липы. Наиболее полно его взгляды раскрыты в работе-трилогии "Назначение Украины", "Черноморская доктрина" и "раздел России". Концептуальная идея в творчестве Юрия Липы – "Черноморская доктрина" - геополитический проект объединения стран в регионе Черного моря и Ближнего Востока, в котором Украина в силу своего географического положения и имеющихся ресурсов выступала бы лидером.

Во время Второй мировой войны видим попытки ОУН в лице Романа Шухевича на базе идей идеологов национализма наладить сотрудничество между порабощенными народами России. Воплощением этого стала Конференция порабощенных народов Восточной Европы и Азии, проведенная ОУН в 1943 году на Ровенщине. В то же время подобные шаги демонстрировала Польша – в 1942 году Владислав Сикорский проводил переговоры с эмиграционными правительствами Чехословакии, Югославии и Греции.

В послевоенные годы украинские и польские ученые продолжали развивать идею БЧС. Польские политические мыслители Ежи Гедройц и Юлиуш Мєрошевський заложили основы современной польской геополитики, призвав признать нерушимость послевоенных границ Украины, Беларуси и Литвы, с последующим налаживанием дружеских отношений между этими странами. "Признание потери Львова и Вильнюса, считали Ґєдройц и Мєрошевський, является фундаментом будущей геополитической архитектуры в целом регионе". Эти идеи польских мыслителей встретили одобрительный отзыв в украинских эмиграционных деятелей: Богдана Осадчука, Юрия Шевелева, Ивана Лысяка-Рудницкого.

После распада СССР страны, освобождены от господства коммунистического режима, получили возможность творить собственную внешнюю политику. Хоть большинство стран ЦВЕ, включая Прибалтикой, вошли в состав ЕС и НАТО, попав таким образом в сферу влияния Запада, некий прообраз союза этих стран сейчас формируется. Это так называемая "Вышеградская четверка" - импровизированный союз Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, созданный с целью консолидации и согласования внешней политики в регионе. Постсоветские страны ЦВЕ, кроме Прибалтики, все еще находятся под значительным влиянием России. Беларусь и Армения фактически зависимы политически и военно от России, другие страны (Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан) пытаются избавиться от этого влияния. Свидетельством этого является постоянная борьба внутри этих стран между пророссийскими и антироссийскими силами, а также попытки России удержать их под контролем путем вооруженного вмешательства и создания марионеточных псевдогосударственных образований (Приднестровье, ДНР, ЛНР, аннексирован Крым, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах). Попытки этих стран освободиться от влияния России и выработать общую политику выраженные в создании Гуам – союза Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы.

Новые геополитические вызовы требуют более тесного сотрудничества между странами ЦВЕ. В Польше курс на создание БЧС держит правящая консервативная партия "Право и справедливість" (Пис), а также некоторые националистические организации (такие как польские автономные националисты и тому подобное) – в отличие от главных конкурентов Пис – прозападной либеральной партии "Гражданская платформа", которая полностью ориентируется на растворение в ЕС. В Украине ситуация даже сложнее. В условиях борьбы пророссийских "оппозиционных сил" и проєвросоюзної правящей коалиции наиболее решительными и последовательными защитниками БЧС есть националистические силы. В частности такие, как Азовский движение и НВР "Правый сектор". Идеологи современного украинского национализма (Василий Иванишин, Игорь Загребельный), придерживаясь антироссийских взглядов и критикуя современный либеральный Запад, лоббируют создание БЧС и объединения в нем всех европейских соседей России для противодействия ее имперским претензиям. В течение последних трех лет, после начала Российско-Украинской войны, активизировалась сотрудничество между украинскими и польскими националистами, направленная на создание БЧС.

Относительно перспектив существования БЧС, его создание принесло бы пользу странам ЦВЕ в нескольких различных аспектах.

В первую очередь – в сфере безопасности. Страны – потенциальные члены БЧС – или уже пострадали от агрессии России, или находящихся под угрозой такой агрессии. Каждая из этих стран в одиночку не в состоянии противостоять достаточно мощной и многочисленной армии России, зато, объединившись в широкий фронт от Скандинавии до Кавказа, страны ЦВЕ могут противопоставить России довольно многочисленную и мощную армию. Уже создана совместная украинско-польско-литовская военная бригада, в составе которой солдаты имеют возможность обмениваться опытом и учатся сотрудничать. Широкое военное сотрудничество позволит задействовать опыт стран Гуама, которые в течение последних 25 лет неоднократно воевали с Россией, а также опыт стран – членов НАТО, благодаря чему можно значительно повысить качество военных сил каждой из стран.

Другой аспект – экономическое сотрудничество. С одной стороны, страны ЦВЕ находятся в сфере экономических интересов России, в частности испытывают некоторую зависимость от российских природных ресурсов. С другой стороны, находясь в ЕС, по факту являются периферией этого союза, поскольку не могут конкурировать с более развитыми Германией, Францией, Италией и тому подобное. Итак, страны ЦВЕ играют роль рынков сбыта, источников сырья и дешевой рабочей силы для ЕС. Объединение их в БЧС позволит создать организацию более-менее равноценных государств, которые смогут строить собственную экономическую политику, выгодную для всех, без диктата ЕС. Большая и географически разнообразная территория даст возможность избавиться от зависимости от российского сырья. Самое главное – это транзитное положение между Европой и Азией. БЧС создаст единое экономическое пространство в центре Европы, обойти который товарам из Азии в Западную Европу или наоборот будет очень трудно. Это обеспечит странам ЦВЕ выгоду от международной транзитной торговли и сохранит от экономического шантажа со стороны других государств, если такой будет иметь место.

Еще один аспект – геополитический. Через ЦВЕ проходит граница между Западом и Востоком. Восток олицетворяется Россией, а Запад – ЕС. Чтобы не быть зависимыми от обеих этих структур, страны ЦВЕ испытывают потребность создать собственный союз. Учитывая опасность от соседства с Россией, БЧС служил бы барьером, который будет сдерживать натиск России на Запад. Весомой деталью является то, что большинство ведущих стран ЕС, несмотря на нарушение Россией принципов международного права, остаются частично пророссийскими. Это потенциальные союзники России, и миссия БЧС в таком случае – отрезать этих союзников от России и не дать возможности ей распространить свое влияние на Запад. Союзниками БЧС могут стать страны англосаксонского мира, в частности США и Великобритания (после выхода последней с ЕС). Эти страны наиболее последовательно защищают права Украины на международной арене, а также, в отличие от лидеров ЕС, настроены решительно против экспансионистских намерений России. Им выгодно существование в ЦВЕ лояльного им союза государств в противовес РФ и ЕС.

Следует обращать внимание также на идеологическую составляющую вопроса. Если Россия пытается построить так называемый "Русский мир" - расширить империю, в которой Москва занимает статус метрополии, а ЕС ведет курс на либерализм, следствием которого является засилье чужеземцев, стирание здоровых границ между нациями, распространение мультикультурализма и уничтожение национальных культур, пропаганда нездоровых моральных "ценностей" и тому подобное. Страны ЦВЕ являются более консервативными и националистическими. Сторонники БЧС выставляют его и как противовес России (анти блок народов), так и против ЕС, утверждая, что именно БЧС сохранит и спасет традиционную Европу, освободит ее от негативных последствий космополитического либерализма. БЧС предполагает существование равноправных национальных государств, в среде которых не будут возможны посягательства на суверенитеты участников, шовинизм. С этой точки зрения создание союза могло бы примирить некоторые народы на уровне обществ (как вот украинцев и поляков), между которыми существуют давние споры, и сплотить их перед общим врагом.

Подытоживая, можно сказать, что история создания БЧС является достаточно длительной. Объединение стран ЦВЕ хотели добиться много сознательных деятелей этих стран, которые понимали, что лишь преодолев все невзгоды и выступив единым фронтом, можно выстоять под ударами сильных соседей. Создание БЧС сделало бы ее членов сильнее перед военной угрозой и подарило бы им экономическую самодостаточность. ©pravyysektor.info