Децентрализация, новая Конституция и «красные линии»: о чем партия власти договаривается с местными сообществами и экспертами

 Децентрализация, новая Конституция и «красные линии»: о чем партия власти договаривается с местными сообществами и экспертами
Получить Adobe Flash Player Embed В Киеве обсуждают продолжение децентрализации и изменения в Конституцию Embed The code has been copied to your clipboard. width px height px Поделиться на Facebook Поделиться в Twitter The URL has been copied to your clipboard No media source currently available 0:00 0:03:32 0:00 СКАЧАТЬ 270p | 10,2 MB 360p | 13,7 MB 404p | 17,6 MB 1080p | 81,3 MB В Киеве обсуждают продолжение децентрализации и изменения в Конституцию

Какие права будут иметь объединенные территориальные общины и что будет с городами и деревнями, которые еще не объединились? Как будут формироваться местные бюджеты и будет строиться инфраструктура? Кто будет заботиться о безопасности вопрос? И какие функции в конце концов центральная власть оставит себе? Эти и другие изменения в законодательстве начали обсуждать в Киеве, по инициативе партии «Слуга народа», после того, как прошлый текст изменений в Конституцию (относительно децентрализации) президент Владимир Зеленский отозвал на доработку. После обсуждения в столице, с экспертами и дипломатами, дискуссию «повезут» по украинским регионам. Какой будет украинская децентрализация и когда ее внесут в Конституцию? Это выясняло Радио Свобода.

Децентрализация – самая успешная из реформ, которые продолжаются в Украине, и самая востребованная среди простых украинцев, отметил, открывая публичную дискуссию о децентрализации, вицепремьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Именно поэтому, по его мнению, действующая власть должна довести эту реформу до логического завершения.

Децентрализация – имеет более чем 68% поддержки Денис Шмигаль

«Мы начинаем большую общественную дискуссию относительно успешной реформы в Украине, и – самой востребованной. Децентрализация – имеет более чем 68% поддержки, свидетельствуют последние опросы. Законопроекты (относительно децентрализации) отозваны. И президент мне очень просто, без поручений, говорит: эта реформа должна быть удобной для людей. Думай не о количественных показателях, не о том, сколько общин создать и как поделить их между руководителями. Думай о людях! После разговора с нашими друзьями из других стран, с экспертами, с представителями доноров мы пришли к выводу, что реформа должна завершиться в формате большой общественной дискуссии», – заявил Денис Шмигаль, открывая эту дискуссию в Киеве.

«Конституция Зеленского»: попытка вторая?

В конце 2019 года президент Украины Владимир Зеленский уже подавал проект изменений к Конституции в части децентрализации. Сначала о них было мало информации, потом – эксперты и оппозиционные политики увидели в законопроєкті безопасности риски и даже «централизацию» власти в интересах главы государства.

На днях Зеленский отозвал свое предложение изменений к Конституции, и, по словам Дениса Шмыгаля, предложил доработать законодательные изменения в формате публичной дискуссии.

Предыдущую версию реформы депутаты в любом случае не поддержали бы, поскольку она была написана некачественно, и главное – не обсуждалась с жителями местных общин, которых она касается. На этом отметил во время обсуждения децентрализации первый заместитель председателя парламентского комитета по децентрализации и государственной власти, депутат от «Голоса» Роман Лозинский. Надо, чтобы публичные консультации стали частью украинской политической культуры Роман Лозинский

«Мы понимаем, что децентрализация должна завершиться изменениями к Конституции. Но мы не нашли консенсуса в сессионном зале, где было нужно 300 голосов, и даже в комитете, где нас только 26! Потому что когда презентовали те изменения к Конституции, то сказали очень маркерну фразу: «эти изменения не являются предметом широкой дискуссии». И именно это стало причиной такого себе «проклятие» изменений к Конституции. Надеюсь, сейчас мы его снимаем, и парламент начинает наконец говорить с людьми. И мы придем к публичных консультаций в этом вопросе, и будем иметь это себе за урок, и сможем это институциализировать. Чтобы публичные консультации были не с согласия какой-либо партии или депутата. Чтобы они стали частью украинской политической культуры», – отметил оппозиционный депутат.

Прошлый законопроект об изменениях к Конституции имел множество недостатков, поэтому широкое публичное и экспертное обсуждение может минимизировать их в новой версии документа, отмечает в комментарии Радио Свобода эксперт по вопросам политики и гражданского общества Александр Солонтай.

«Изменения к Конституции, которые подавались ранее, отозваны. И перед тем, как подать эти изменения, собственно, и проводятся такие обсуждения. Насколько я понимаю, это происходит, чтобы предотвратить ту (отрицательную) реакцию, которая была в прошлый раз. Тогда подавались изменения к Конституции, и их текст оказался очень некачественным. Также к его разработки и представления не привлекали органов самоуправления. Оказалось, что судьбу самоуправления обсуждают без его представителей, не говоря уже о простых людей, членов общин! Теперь нам следует ожидать подобного обсуждения в регионах, а затем – появление нового текста изменений к Конституции, который, я надеюсь, учтет те многочисленные ошибки, которые допустили в прошлый раз», – отмечает эксперт.

Ранее Радио Свобода уже опитувало экспертов и анализировал прошлую «Конституцию Зеленского».

Основные изменения к Конституции, предложенные Владимиром Зеленским, касались именно территориального устройства Украины и децентрализации. В Украине остаются объединенные территориальные общины и области, но не останется ни одного района. Вместо них создадут новые единицы – округа. Также среди административно территориальных единиц ��гадується город Киев и Автономная республика Крым. Изменить предлагают и 133-ю статью действующей Конституции: о том, что статус городов Киева и Севастополя определяется отдельными законами. Ее предлагают переписать так: «Правовой статус города Киева как столицы Украины определяется отдельным законом». Означает ли это, что анексоване Кремлем город Севастополь лишили особого статуса, или правка имеет какой-то другой смысл – до конца не понятно. Национально-культурная автономия крымских татар, которая активно обсуждалась властью и обществом на протяжении последних шести лет, в «Конституции Зеленского» никак не отражена. Во главе округов, областей и города Киева будут стоять префекты – чиновники, которые во многом возьмут на себя функции глав государственных администраций, и которых будет назначать президент по представлению Кабмина. Исполнительную власть в областях и округах будут осуществлять территориальные подразделения центральных органов исполнительной власти, а не местные государственные администрации, как это было раньше. Впрочем, местное самоуправление остается: государственные администрации продолжают осуществлять свои полномочия на местах к созданию окружными и областными советами своих исполнительных комитетов. Их должны создать на основании будущего закона о местном самоуправлении – но не позже, чем до 1 марта 2021 года. Образование и ликвидация общин, округов, областей, установление и изменение их границ, отнесение поселений к категории сел, поселков, городов, наименование и переименование поселений, общин, округов, областей относится к полномочиям Верховной Рады по представлению Кабинета министров. Изменение границ общин, областей и населенных пунктов или их переименования будут происходить согласно специального закона, но с учетом мнения местных жителей. Административно-территориальное устройство Украины, статус административно-территориальных единиц; правовой статус города Киева как столицы Украины определяется исключительно законами Украины.

Такие шаги оппоненты действующей власти и часть экспертов называли или слишком рискованными, или же направленными на централизацию властной вертикали.

Что «децентралізують» на этот раз?

Инициатором и локомотивом изменений в Конституцию в части децентрализации должен стать украинский народ, отметил во время дискуссии первый заместитель председателя Офиса президента Сергей Трофимов. Впрочем, он назвал несколько приоритетов, которые в этом обсуждении будет отстаивать глава государства. Первое – это укрепление доверия Сергей Трофимов

«Первое – это укрепление доверия: мы должны понять, какими мы, граждане, являются важными и на уровне города, и на уровне села, и что мы должны работать вместе. Второе: равенство возможностей независимо от того, где ты живешь. Потому что у нас полстраны живет в объединенных громадах, а другая половина – по старым правилам. И третье – это такая составляющая: речь идет и о внутренней, и о внешней безопасности страны», – определяет приоритеты представитель ОП.

Прошлые (уже отозваны) изменения к Конституции предусматривали концентрацию центральной власти в регионах в руках префекта, который фактически должен представлять президента и возглавлять филиалы центральных органов власти в областях и городах.

Префекту выписали в законопроєкті достаточно широкие полномочия: Присматривать за местной властью: или она выполняет Конституцию и законы. Ранее такую функцию имела прокуратура. Следить, выполняет местная власть акты президента и правительства, координирует местные представительства центральных органов власти. «Префект направляет и координирует деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти, обеспечивает их взаимодействие с органами местного самоуправления в условиях военного или чрезвычайного положения». Делать представления президенту об отмене местных решений, которые, по мнению префекта, не соответствуют Конституции Украины или угрожающих суверенитету или национальной безопасности. Издавать акты, которые являются обязательными на территории, на которой работает префект. Их могут отменить президент или правительство. Префект может иметь и другие функции, если они предусмотрены законом.

Именно концепция префектов в регионах получила наибольший шквал критики от оппонентов Владимира Зеленского.

Префект, как представитель центральной власти на местах – изобретение Франции. И там эти посты действуют до сих пор и демонстрируют свою эффективность, отметил префект, член Государственного совета Франции Жак Рейе, которого позвали на дискуссию в роли эксперта. Институт префекта существует 220 лет, учреждена еще Наполеоном Жак Рейе

«Институт префекта существует 220 лет, учреждена еще Наполеоном. Но она никем не обжалуется в Франции: ни правыми, ни левыми партиями. Она пережила и монархию, и республику, и последние политические изменения, – рассказывает французский префект. – Франция, как и Украина, является демократической страной, и для нее так же характерно публичное обсуждение важных вопросов. Сейчас мы имеем дискуссии относительно прав маленьких местных общин, которые не хотят приобщаться к некоторых глобальных процессов. Продолжаются дискуссии относительно распределения финансов и относительно разделения сфер влияния местной и государственной власти. Однако институт префектов при этом никто не ставит под сомнение. Этот институт является условием, одним из главных ингредиентов обеспечения децентрализации во Франции. Полномочия по контролю, которые имеет префект, преувеличивать не стоит. Во Франции он не является мифическим ревизором из Гоголя, которого все боятся. Из 300 человек, которые есть в штате префектуры, лишь 10-15 человек занимаются проверкой работы местной власти. Есть множество других полномочий, как координация органов центральной власти на местах, совещательная функция и модеруванн�� конфликтов, которые возникают. И это не зависит от политических ориентаций местных советов, префект является политически отстраненным».

Впрочем, Жак Рейе уточняет, что Украине не обязательно копировать французскую или чью-то другую модель децентрализации: наиболее эффективная для Украины модель должна учитывать специфику именно Украины, объясняет он. Нет какой-то модели, которую можно взять и без изменений поместить в украинский контекст Жак Рейе

«Нет какой-то единой модели, которую можно взять и без изменений поместить в украинский контекст. Именно украинскому народу предстоит в суверенный способ найти модель, которая будет отвечать историческим традициям и потребностям государства, и даст возможность наилучшим образом организовать жизнь местных общин. Основным является принцип равенства прав, независимо от того, живешь ты в большом городе, в маленьком селе или городке. И нет некой «божественности» в институте перфекта как таковом, или в местном самоуправлении. Вам самим придется подбирать соотношение (полномочий), которое даст желаемый эффект», – советует французский политик украинским коллегам.

Будут ли в Украине префекты, а государственная власть будет представлена в регионах другим способом, пока не решено: это зависит от результатов дискуссии, отмечает председатель партии «Слуга народа» Александр Корниенко.

Еще в декабре 2019 года, когда появился первый проект «Конституции Зеленского», министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко пояснил, что децентрализация и соответствующие изменения в Основной закон является, в его понимании, выполнением Украиной Минских соглашений.

«В Минских соглашениях сказано, что Украина соглашается на конституционную реформу, в основе которой лежит децентрализация. Украинская сторона сейчас привержена договоренностям, которые были. И это то, о чем сказал Зеленский, что мы все равно идем на изменения к Конституции, которые предусматривают децентрализацию по всей Украине», – заявил глава дипломатического ведомства в эфире телеканала «Интер».

Украинский министр упомянул и о позиции России относительно таких изменений. По его словам, «российская сторона предлагает упрощенный вариант, так как они себе видят идеальный вариант для них – изменения к Конституции».

Реформа децентрализации, публичное обсуждение которой инициировали лидеры партии «Слуга народа», будет касаться в том числе и вопросам безопасности и «вопросы мира» – об этом неоднократно заявляли участники дискуссии. Или имеется в виду «выполнение минских соглашений», о котором упоминал Пристайко, или в тему мира в контексте децентрализации вкладывают другой смысл – Радио Свобода спросило у председателя партии «Слуга народа» Александра Корниенко.

Речь пойдет именно о предохранители от сепаратизма и от вероятных попыток местных советов признать внешние воздействия, а не о выполнении требований Кремля или представителей ОРДЛО, заметил Александр Корниенко. В то же время он заверил, что именно вопросы безопасности и территориальная целостность Украины являются неизменными «красными линиями» в процессе децентрализации. Красные линии – неизменны, и они понятны. Это вопросы безопасности Александр Корниенко

«Красные линии – неизменны, и они понятны. Это вопросы безопасности. Мы хотим провести этот дискурс с представителями местной власти, относительно того, как государству обеспечивать безопасный компонент в случае, если местные советы принимают решения, которые противоречат Конституции и угрожают территориальной целостности. Например, если какая-то Х местный совет принимает решение отсоединиться от области, присоединиться к другой стране, поддержать лидеров других стран. Которые имеют для этого предохранители, кроме уже существующих? Мы знаем, что действуют определенные предохранители, речь идет о работе правоохранительных органов, в частности, службы безопасности. Мы имеем определенный опыт и знаем, как это работало или не работало», – говорит Александр Корниенко, ссылаясь на пророссийские выступления в украинских регионах в 2014 году, синхронно с которым произошла российская оккупация Крыма и Донбасса.

Александр Корниенко уточнил, что речь идет не о каких-то особые преференции для оккупированных территорий, а о предохранении от возможных аннексий, новых попыток оккупации и проявлений сепаратизма.

«Когда модераторы (дискуссии) говорят о «вопросы мира», они тоже имеют в виду прежде всего фактор безопасности. Как реализовать это все во время децентрализации, предоставляя местному самоуправлению все права, которые надо дать (согласно Европейской хартии местного самоуправления и европейских практик), но при этом сохраняя мир и безопасность внутри нашей страны», – пояснил лидер провластной партии.

Часть участников дискуссии соглашаются с этим мнением, отмечая, что случаи сепаратизма стали возможными из-за отсутствия тех предохранителей, которые сейчас обсуждаются.

Или будет зависеть текст изменений к Конституции от мирных переговоров в рамках Минских соглашений, и могут ли подходы к «вопрос мира», озвученные на переговорах, вноситься в реформу децентрализации?

Александр Солонтай отмечает, что смешивать эти две сферы – недопустимо.

«Тема изменений в Конституцию, которые имеют целью создать прозрачное, способно и действенное местное самоуправление, и тема внешней политики не могут быть связаны. И по логике они не являются связанными. Это сугубо внутренний вопрос Украины, как ей организовать жизнь местных общин, и это не может быть предметом минских или других внешних переговоров. Это все равно, что обсуждать на международных площадках наши семейные отношения! Это вопрос сугубо внутренней политики – как в Украине устроена система общин и местного экономического развития, как люди управляют своими городами, поселками и селами», – утверждает эксперт.





Реформа децентра��лизации в Украине начата Верховной Радой предыдущего созыва и правительством предыдущего президента Петра Порошенко. В частности, выросла доля местных бюджетов в финансовой системе страны, а значительная часть украинцев объединилась в более чем тысячу объединенных территориальных общин.

25 февраля по инициативе партии «Слуга народа» началось обсуждение продолжение реформы децентрализации в Украине. На первом этапе, в Киеве, к дискуссии присоединились представители части парламентских фракций, иностранные дипломаты, представители территориальных общин и их объединений. С 27 февраля до 4 марта обсуждение проведут в нескольких регионах: организаторы запланировали цикл встреч на местах для представителей местного самоуправления, общественности, экспертов и активистов с участием народных депутатов от мажоритарных округов.

Результаты этого обсуждения намерены положить в основу изменений в Конституцию Украины в части децентрализации. Эти изменения, по замыслу властей, должны вступить в силу до местных выборов, которые предварительно планируются на осень 2020 года.

Ранее президент Украины Владимир Зеленский отозвал поданный им ранее проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» (регистрационный номер 2598) и анонсировал, что законопроект доработают.