Мы в соцсетях. Подпишись!

5 лет Минским соглашениям: кто не выполняет договоренности?

 5 лет Минским соглашениям: кто не выполняет договоренности?


5 лет назад были подписаны Минские соглашения по урегулированию ситуации на востоке Украины. Документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минского протокола» был согласован на саммите в Минске 11-12 февраля 2015-го лидерами Германии, Франции, Украины и России в формате «нормандской четверки». Его 13 пунктов предусматривают пошаговое прекращение вооруженного конфликта и возвращение Отдельных районов Донецкой и Луганской областей под контроль Украины. Пока больше нет подобных всеобъемлющих документов по урегулированию на Донбассе. Именно от Минских соглашений отталкиваются все переговоры относительно прекращения российской агрессии против Украины.

Пятый президент Украины Петр Порошенко поставил свою подпись под Минскими договоренностями, в своем блоге для издания «Украинская правда» назвал тот момент одним из самых ужасных в своей жизни.

«Это была одна из самых ужасных ночей в моей жизни. Однако решающая для того, чтобы стреножить агрессора», – написал Порошенко.

Зато шестой президент Украины Владимир Зеленский уверяет, что не подписал бы Минские соглашения. Такое мнение действующий глава государства высказал в эфире телеканала «1+1». Я бы никогда не подписал такой договор и такие условия. Но я не знаю, при каких условиях подписывался именно такой вариант Минска. Мне кажется, что в этой ситуации никогда не говори никогда Владимир Зеленский

«Скажу вам откровенно, что я бы никогда не подписал такой договор и такие условия. Но я лично не знаю, я там не был, при каких условиях подписывался именно такой вариант Минска. Мне трудно что-то сказать, но мне кажется, что там было не просто. Мне кажется, что в этой ситуации никогда не говори никогда», – заявил Зеленский.

Он также прокомментировал открытое ГБР расследование против Петра Порошенко по факту «государственной измены во время подписания Минских соглашений.

«Я думаю, что за Петром Порошенко очень много разных грехов, связанных с ним и его окружением. Мне сложно комментировать по поводу этого дела», – отметил президент.

Петр Порошенко со своей стороны также высказался относительно расследования ГБР. Об этом он говорил в кулуарах парламента на камеру телеканала «Прямой». Как я отношусь к возбуждению данного уголовного дела за подписание минских соглашений? Они уже нарушили за все Петр Порошенко

«Именно президент Порошенко инициировал конституционные изменения относительно отмены неприкосновенности для всех. Именно мой законопроект был проголосован и будет введен в действие менее чем через три недели. Как я отношусь к возбуждению данного уголовного дела за подписание минских соглашений? Они уже нарушили за все. За то, что отдал приказ по контрнаступлению, которым уволил две трети Донбасса, – дело возбудили. За то, что отдал приказ об обеспечении украинского суверенитета над Керченским проливом и защиту Мариуполя и Бердянска и Азовского побережья, – дела возбудили. Что там еще осталось? За язык возбудить дело. И за церковь. Я думаю, что у них ума и на это хватит», – подчеркнул Порошенко.

Радио Свобода дальше анализирует каждый пункт Минских соглашений. Как они выполняются, или приближают к прекращению войны на востоке Украины, когда и на каких условиях обещают возвращение отдельных районов Донецкой и Луганской областей под контроль украинской власти?

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 час. 00 мин. 15 февраля 2015 года

Первый же пункт Минских соглашений поставил под сомнение возможность выполнения остальных договоренностей. За годы войны на Донбассе огонь так и не прекратился. Объявлялись многочисленные перемирию, интенсивность обстрелов падала и росла, но прекращение огня по всей линии соприкосновения так и не было зафиксировано. Разведение сил на трех участках фронта, которое состоялось в конце 2019 года, не привело к прекращению огня по всей линии разграничения.

Зато наблюдатели ОБСЕ регулярно фиксируют нарушения договоренностей. Но за их нарушение ответственности никто не понес.

Лишь в 2019 году в зоне ООС погибли 110 украинских воинов. В 2020 году – уже 11 погибших (подтвержденные боевые потери всех силовых подразделений и смерти от боевых ранений).

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния с целью создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»)

Украинская сторона, по словам представителя Антитеррористической операции полковника Андрея Лысенко, начала отвода в феврале 2015 года. Параллельно с этим вооруженные группировки, контролируемые Россией, также отчитывались об отводе. Впрочем, обстрелы со стороны неподконтрольных Украине территорий неоднократно показали неправдивость таких отчетов. Поэтому украинские тяжелые вооружения несколько раз возвращались на передовые позиции, а потом снова отводились.

Специальный представитель Государственного департамента Соединенных Штатов Америки по Украине Курт Волкер в июне 2019 года делал писал о невыполнении российскими гибридными силами условия по отводу тяжелых вооружений.

«Россия обязана сделать соответствующие дальнейшие шаги для обеспечения прекращения огня, включая изъятие тяжелого вооружения», – заявил Волкер в твиттере.

Сейчас украинская тяжелая артиллерия отведена от линии разграничения на расстояние, определенную Минским протоколом.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и от��едення тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы

Усилия к выполнению этого пункта вроде прилагаются. Но миссия ОБСЕ пока не смогла наладить достоверный на 100 процентов мониторинг передвижения тяжелой техники и вооружения незаконных военных формирований на оккупированной территории.

Зато украинские беспилотники регулярно фиксируют выдвинутые к передовой и замаскированные танки и крупнокалиберную артиллерию незаконных вооруженных формирований. Командование сил ООС неоднократно сообщало об обстрелах украинских позиций из орудий, минометов и ракетных установок калибра, которого не должно быть ближе 50 километров от линии соприкосновения.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что у него есть ощущение возможности проведения выборов на Донбассе осенью этого года одновременно с местными выборами по всей стране. Об этом он сказал в интервью агентству «Интерфакс-Украина».

«Насколько это вероятно? Если мы договоримся, все равно нужно будет где-то месяца три, как минимум, чтобы там на месте гарантировать безопасность для всех – и для журналистов, и для ЦИК, для всех наблюдателей. Я почему-то верю, что это возможно, почему то есть такое ощущение», – заявил Зеленский.

Президент подчеркнул при этом, что «выборы на Донбассе возможны лишь после завершения там военных действий, вывод иностранных вооруженных формирований».

На сегодня нельзя говорить о прекращении огня на востоке Украины как о факте. Известно, что определенные надежды в этом смысле, в частности, Владимиром Зеленским, полагаются на очередной раунд переговоров в «нормандском формате», который должен состояться будто то в ближайшие месяцы, но дата которого еще не определена.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины

Большинство украинских граждан (63%) не поддерживают возможность полной амнистии для боевиков на Донбассе. Об этом рассказала директор Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Ирина Бекешкина на презентации опроса «Пути достижения мира на Донбассе».

Тем временем Верховная Рада Украины приняла все законы, которые необходимы для осуществления амнистии членов незаконных вооруженных формирований на Донбассе. Об этом в октябре 2019 года заявил заместитель министра иностранных дел Василий Боднар.

По его словам, решение о помиловании будут приниматься исключительно судом, а также после того, как на оккупированных территориях будет избран легитимную украинскую власть и восстановлен суверенитет.

В то же время, как сообщил Бондарь, под амнистию не попадают лица, которые, согласно международному законодательству, совершивших преступления в отношении геноцида; лица, совершившие военные преступления; лица, которые причастны к сбитии малайзийского «Боинга».

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

Масштабное взаимное освобождение удерживаемых лиц на Донбассе произошло 29 декабря 2019 года. В Киев из оккупированного Донбасса вернулись 76 человек: 12 военных и 64 гражданских лица. В ОРДЛО передали 124 содержащихся.

О подготовке обмена было объявлено по результатам встречи лидеров «нормандской четверки» в Париже 9 декабря 2019 года. Президент Украины Владимир Зеленский тогда говорил об обмене по формуле «всех на всех». Зато президент России Владимир Путин во время брифинга по результатам встречи говорил о формуле «всех на всех установленных».

Теперь украинская сторона готовит очередной обмен удерживаемыми лицами и надеется, что он будет большим. Об этом заявил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко на совместной с чешским коллегой Томашем Петршічеком пресс-конференции в Праге.

Информацию о готовящемся обмене в интервью агентству «Интерфакс-Украина» подтвердил и президент Владимир Зеленский. В то же время он считает, что и теперь вернуть всех пленных украинцев не получится, поскольку их больше чем 200.

«У нас сейчас там длинные списки. Их нужно разбивать. На той стороне более 200 наших, а у нас тут где-то 175-180. А это означает, что за раз их всех вернуть невозможно, за подготовку документов. Поэтому этот процесс будет делиться на несколько обменов. В этом направлении мы продвигаемся», – сказал Зеленский.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма

Гуманитарная помощь Донбассу осуществляется. Ее получают как на оккупированных территориях, так и на подконтрольных Украине. Гуманитарные грузы на Донбасс доставляют правительственные, общественные и международные организации.

В то же время по оценкам Организаций Объединенных Наций, нини гуманитарной помощи нуждаются 3,4 миллиона жителей Донбасса. Поэтому в ООН учредили Объединенный фонд гуманитарной помощи Украине и призвали доноров присоединиться к нему, чтобы помочь жителям Донбасса. Об этом заявила помощник генсекретаря ООН по гуманитарным вопросам Урсула Мюллер.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

С этой целью Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов».

Этот пункт Минских договоренностей далек от выполнения. В частности, вопрос выплат пенсий в отдельных районах Донецкой и Луганской областей может быть решен лишь в контексте деоккупации, заявил вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба в интервью агентству «Интерфакс-Украина».

5 февраля 2020 года Верховная Рада отклонила законопроект о выплате пенсий жителям ОРДЛО и оккупированного Крыма. Документ отправили на доработку в профильный комитет. На финансирование такого законопроекта надо 115 миллиардов гривен в год, а таких средств нет в бюджете, заявили в Министерстве финансов.

Сейчас жители оккупированных территорий должны иметь статус внутренне перемещаемых лиц, чтобы получать пенсии и лично забирать их на подконтрольной территории Украины.

9. Восстановление полного контроля над государственным рубежом со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехстороннего Контактной группы».

Наиболее спорный пункт соглашений. Условие, которое выписали участники Минской контактной группы и одобрили члены «нормандской четверки» в 2015 году, прямо предусматривает, что восстановление полного контроля над государственной границей Украины должен начаться в первый день после местных выборов».

Такое условие дала основания президенту Владимиру Зеленскому назвать украинцев «заложниками Минска», а минские договоренности – «поражением». Именно в том, могут ли состояться выборы в ОРДЛО раньше, чем Украина получит контроль над своей границей, и есть основное различие между позициями Украины и России во время переговоров. Достичь согласия относительно очередности не удалось и во время саммита «нормандской четверки» в Париже 9 декабря 2019 года.

Сейчас президент Украины Владимир Зеленский считает, что Российская Федерация готова «думать» над уточнением текста Минских договоренностей. Об этом он сказал в интервью агентству «Интерфакс-Украина».

«Я называю это «гибкость Минска». Все должны понять. Мне кажется, что Германия и Франция поняли это. Мне кажется, я почувствовал настроение, что Россия готова об этом думать. К сожалению, оно так звучит запутанно и дипломатично, но готова об этом думать. Это уже хоть ниточка, возможность об этом говорить, что, ну слушайте, так, как там записано, оно не работает», – сказал Зеленский.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп

Это условие опять таки связана с вопросом очередности выполнения пунктов Минских соглашений. Россия договоренности трактует таким образом, что согласно с Минскими договоренностями, вооруженные формирования, военная техника и наемники выводятся из украинских территорий после проведения местных выборов.

Украина настаивает на обратном порядке. Утверждать такую свою позицию президент Владимир Зеленский намерен на следующей встрече «нормандской четверки».

Но в любом случае однозначно можно утверждать, что этот пункт Минского протокола не только не выполнен, но и нет никакого продвижения к его выполнению со стороны контролируемых Россией вооруженных формирований.

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании [1], до конца 2015 года

В декабре 2019 года президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти (№2598).

Внося изменения в Конституцию, которые предусматривают децентрализацию по всей стране, Киев выполняет Минские соглашения, заявил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко.

«В Минских договоренностях сказано, что Украина соглашается на конституционную реформу, в основе которой лежит децентрализация. Украинская сторона сейчас привержена договоренностям, которые были. И это то, о чем сказал Зеленский, что мы все равно идем на изменения к Конституции, которые предусматривают децентрализацию по всей Украине», – сказал Пристайко.

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» пит��ния, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ

В понимании России, консультации по вопросам проведения местных выборов на оккупированных территориях украинская сторона, в соответствии с Минского протокола, должен проводить с представителями той «власти», которая сегодня на этих территориях существует, и украинским законодательством, расценивается как незаконная.

Официальная позиция Украины заключается в том, что консультаций с главарями незаконных группировок не может быть. Но представители ОРДЛО берут участие во всех заседаниях Трехсторонней контактной группы. Поэтому нельзя утверждать, что переговоры с главарями незаконных вооруженных формирований не происходят совсем.

В то же время Украина предлагает поменять «представителей Донбасса» в составе Трехсторонней контактной группы в Минске. Президент Владимир Зеленский считает целесообразным, чтобы внутренние переселенцы из Донбасса могли также присоединиться к ТКГ. Об этом он заявил на совместной пресс-конференции с президентом Франции Эммануэлем Макроном, канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом России Владимиром Путиным по итогам саммита в «нормандском формате» в Париже.

«И я с ними в диалоге... И я бы очень хотел, чтобы в Минске, я считаю, это правильно, чтобы в Минске, там, где есть представители, якобы представители, оккупированной части Донбасса, чтобы к ним присоединились еще несколько представителей, которые выехали (с Донбасса). Они реальные переселенцы и тоже жители оккупированного Донбасса», – сказал Зеленский.



12 февраля 2019 года состоялось очередное заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе. Представителям «ДЛНР» в Минске не понравился план выборов на Донбассе, предложенный Зеленским.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы

Этот пункт соглашений называют служебным. В нем речь идет о работе самой минской ТКГ. Если оценивать выполнение этого пункта договоренностей с точки зрения количества встреч на этой переговорной площадке и количеством рабочих групп, то можно сделать вывод и об интенсификации деятельности ТКГ. Впрочем, если рассматривать это с точки зрения основной задачи переговоров в Минске – урегулирование конфликта на Донбассе, то выводы будут гораздо менее утешительными.