Мы в соцсетях. Подпишись!

Фигура Вацлава Гавела. Борец с коммунистическим режимом указывал на проблему России

 Фигура Вацлава Гавела. Борец с коммунистическим режимом указывал на проблему России


Прага – Исполняется 30 лет со дня, когда Вацлав Гавел был избран девятым президентом Чехословакии и впервые – президентом не коммунистом Чехословакии (29 декабря 1989 года), а через несколько лет – в феврале 1993 года он стал первым президентом вновь образованной Чешской Республики. Для своих земляков, а также миллионов людей в мире, Украине также, и ныне жизненный путь Вацлава Гавела – диссидента, политика, драматурга – служит примером честного и бескомпромиссного отношения к главных человеческих ценностей: свободы, свободы, демократии, независимости и, конечно, к праву человека на самовыражение. Ведь Вацлав Гавел-политик и Вацлава Гавел-драматург неразрывно связаны и в равной мере служили чехам и словакам в их борьбе за освобождение от коммунистического режима.

Не простым было жизни Вацлава Гавела (1936 -2011). За стойкую позицию в отношении к системе, к советской оккупации страны в августе 1968 года, за уважение к демократическим правам и свободы Гавела несколько раз арестовывали.

В целом за решеткой он отсидел около пяти лет, но и там не переставал творить. В письмах к жене жаловался на болезни, на однообразие и одиночество, но никогда не на нехватку свободы, именно его свободное мышление режим раздражало больше всего.

Во времена, когда вышел на свободу, работал грузчиком, также рабочим сцены, поскольку все другие возможности, перед ним были закрыты, и несмотря на круглосуточный надзор полиции голову перед режимом не склонил и к этому же призвал соотечественников.

Вацлав Гавел – один из основателей правозащитной организации «Хартия-77», а уже в следующем 1978 году в своем труде «Сила бессильных» обратил внимание современников, в частности, на опасность идеологии посттоталитарных режимов, на то, как их лидеры ложью и передергиваниями научились затягивать в свои сети доверчивых людей, которые хотят правды.

В «Силе бессильных» Гавел называет эту посттоталитарную идеологию «идеологией в перчатках», хотя по своей сути она безжалостная. Словно бы предвидя развитие событий, Гавел раскрывает перед современниками эти идеологические ловушки.

Он, в частности, указывает на то, что посттоталитарный режим «всестороннее унижение человека выдает за окончательное освобождение; изоляция от информации называется доступностью; властная манипуляция общественным контролем власти и своеволие называется соблюдением правового порядка; притеснения культуры ее развитием; расширение имперского влияния выдают за поддержку угнетенных: несвободу выступлений за высшую форму свободы; избирательный комедию за высшую форму демократии; запрет независимого мышления по найнауковіший мировой угол зрения, а оккупацию за братскую помощь».

Именно так и произошло в августе 1968 года, когда войско так называемого мирного Варшавского пакта «по-братски» на 23 года оккупировал Чехословакию (последние советские воины покинули Чехословакию 21 июня 1991 года).

Еще в 2001 году Вацлав Гавел смело предупреждал современников о возможном развитии событий на безграничных просторах бывшего СССР и какую роль в них может сыграть Россия. Безошибочность анализа и образ великого политика поражает и сегодня. По мнению Вацлава Гавела, самой большой проблемой России является то, что она еще не определилась в своих границах: «Теперь речь идет о том, чтобы закончилась ностальгия за Советским Союзом в России, чтобы россияне осознали, где Россия начинается, а где заканчивается».

И в начале 21-го века геополитическая путаница в головах российских лидеров указывает, за Гавелом, что до осознания ими своих границ так и не дошло. Россия продолжает и дальше, пока в Грузии, Молдове и в Украине искать свои границы, и не только средствами аннексии или оккупации, но и активно поддерживая вне своих границ свой язык, книгу, историю.

Человек всегда имеет право выбора, считал Вацлав Гавел, а потому правда, по его мнению, особенно в посттоталитарной системе «играет большую и, главное, новую роль фактора власти, то есть непосредственной политической силы». Вацлав Гавел ни на мгновение не сомневался в том, что «правда победит», где бы он не был, где бы не выступал – дома или где-то за океаном, всегда заканчивал выступление своим главным жизненным лозунгом – «Правда победит!»

Так и до последнего момента жил в правде, не забывая при этом подчеркивать, что наибольшая «сила бессильных» – рядовых граждан – именно в правде. Наверное, поэтому в воспоминаниях современников остался президентом без спеси и ореола власти, обычным гражданином, с которым любили соотечественники общаться. Один из соседей Вацлава Гавела в горном селе Градечек, где Вацлав Гавел имел дачу, Владимир Пехан в своих воспоминаниях о дом президента даже пожаловался, что «другой президент уже бы давно сказал возвести здесь что-то новое, современное, большое, но ему было достаточно того, что имел. Собственно это был президент с самой бедной дачей».

И другие односельчане Вацлава Гавела в Градечку рассказывали, что после избрания президентом в общении с ними не изменилось ничего. Как и раньше они заходили к его дому, чтобы угостить президента фруктами, а он щедро делился с ними вкусным гуляшом, который готовил сам. А еще в холодные дни Вацлав Гавел выносил чай полицейским, которые дежурили круглосуточно вокруг домика, чтобы они согрелись, с риском для работы полицейские от угощения не отказывались.

Пражское аэродром ныне носит имя Вацлава Гавела, его именем названы площади и улицы в Чехии. А на днях первого президента Чешской Республики напоминает чехам в Праге трамвай Вацлава Гавела, тот самый, что ездил столицей в 1989 году, в дни Бархатной революции. Тогда доброво��ьці украсили его плакатами с фотографиями Вацлава Гавела – своего революционного лидера и будущего президента. 30 лет назад Бархатная революция принесла чехам и словакам свободу и изменила карту Европы