Украина – в топе мировых фейковых новостей. Самые «фейки» 2019 года

 Украина – в топе мировых фейковых новостей. Самые «фейки» 2019 года
Margot Buff

С тех пор, как термин «фейковые новости» вошел в ежедневный обиход где-2016 года, мы стали свидетелями все большего распространения неправдивой информации и методов ее распространения. В этом году зрителям и читателям пришлось пробираться сквозь поддельные видео, которые выдавались за настоящие, блоги, написанным анонимными «троллями», а также сомнительные теории, в которые верили даже в Белом доме США. И это не говоря о многочисленных повседневные примеры ошибочной или заведомо ложной информации в средствах информации или выступлениях политиков.

Вот десять наглядных примеров вопиющей дезинформации 2019 года. «Фейковые» новости на самом высоком уровне: «Украина вмешивалась в американские выборы»

Эта ничем не подтвержденная теория исходит прямо из Белого дома. Президент США Дональд Трамп неоднократно утверждал, будто Украина причастна к кибератакам, что имели целью повлиять на выборы 2016 года, и получила политически важный сервер, что принадлежит Демократической партии.

«Этот сервер, говорят, сейчас в Украине», – сказал Трамп во время июльского телефонного разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским в июле, как свидетельствует опубликованный в США сокращенное изложение той беседы. А 22 ноября в интервью телеканалу «Фокс ньюз» Трамп заявил: «А вы знаете, что ФБР так и не получила этот сервер... Почему его передали какой-то украинской компании? Почему?»

Трамп имел в виду компанию CrowdStrike, которая занимается кибербезопасностью и анализировала серверы, взломанные в результате кибернападений Демпартии 2016 года. Эта компания базируется в Калифорнии, а не в Украине; ее владелец – натурализованный американский гражданин, который еще ребенком эмигрировал из России и к Украине не имеет отношения. CrowdStrike, в частности, установила, что кибератаки во время избирательной кампании происходили из России, а не из Украины.

Так почему Трамп и его окружение настаивали на «украинском вмешательстве»? Ряд представителей американской разведки говорит, что эту версию Белому дому подсказали из Москвы.

«Это вымышленная версия, которую разработали и распространяют российские спецслужбы», – заявила член Совета национальной безопасности Фиона Хилл в ходе слушаний об импичменте в конгрессе. Россия уже много лет пытается по сути обратить на Украину ответственность за изломы 2016 года, которые совершила сама Москва

Три представителя американской разведки в интервью изданию «Нью-Йорк таймс» подтвердили эти показания Гилл. Газета приводит их слова, что «Россия уже много лет пытается по сути обратить на Украину ответственность за изломы 2016 года, которые совершила сама Москва». Слухи о «перевоспитание» населения востока Украины

Российский телеканал пугал зрителей якобы планируемыми преступлениями Киева против гражданского населения в случае возврата контроля над территориями востока Украины, которые сейчас оккупированы российскими гибридными силами. Модератор государственного телеканала «Россия-1» Ольга Скабеєва показала якобы тайный план этических и языковых чисток, составленный украинскими властями.



«Если коротко, то сразу после получения Киевом контроля над границей жителей Донбасса ожидает зачистка, депортация и тотальная украинизация, – говорит Скабеєва. – Все очень просто: говоришь на языке – остаешься, не говоришь – чемодан, вокзал, Россия, и это в лучшем случае. В худшем – насильственное переселение во Львов на перевоспитание патриотам, бандеровцам. Такие дела».

Телеканал «Настоящее время», созданное Радио Свобода с участием «Голоса Америки», и украинский проект StopFake.org приводят ряд сайтов, которые рассказывают о якобы планах Киева относительно перевоспитания и насильственного переселения русскоязычного населения Донбасса. Большинство этих сайтов просепаратистські.

Секретарь СНБО Украины Алексей Данилов заявил Радио Свобода, что такого документа вообще не существует.

«Россия продолжает работать «фейками», – сказал он. – Им надо чем-то подпитываться, для того, чтобы они что-то там говорили. Большей глупости сложно найти было бы». Фиктивный блог американского военного

Американский командир назвал украинских солдат «ленивыми халтурщиками» с «низким интеллектом». Они плохо образованные, жадные, коррумпированные, якобы написал офицер. Они отказываются учить английский и обычно ходят пьяные.

На самом деле эти слова о украинских военных написал неизвестный «тролль». Они появились в якобы личном блоге подполковника Роберта Трейси, командующего Объединенной многонациональной группы по подготовке – Украина в Яворове. Этот текст перепечатали многие российские и украинских сайтов, прежде чем его опровергли в самой Объединенной группе, заявив, что блог ведет самозванец.

Сам блог, в котором, кроме этого, было совсем мало сообщений, был быстро удален.

Представитель Вооруженных сил Украины Богдан Сеник в комментарии Радио Свобода назвал фиктивный блог провокацией.

А вашингтонский исследовательский центр «Джеймстаунський фонд» написал: «Содержание и время осуществления этой дезинформационной операции уверенно наводит на мысль о ее конечную цель: испортить американо-украинские отношения накануне очередных переговоров в области безопасности». Ураган «фейковых» новостей вокруг Ґрети Тунберґ

В 2019 году 16-летняя шведка Грета Тунберґ дала новый толчок движению за окружающей среды, выступила в ООН и стала человеком года по версии журнала «Тайм». В то же время она также стала объектом травли в интернете и героиней ряда ложных утверждений.

По одной из таких теорий, Тунберґ – лишь персонаж, которого играет молодая актриса Эстелла Рене; сайт Snopes это опровергает.

Недоброжелатели часто называют Грету марионеткой пиар-кампании или шведской власти. Проект Politifact опроверг фотографии, на какых молодая активистка якобы позирует с боевиком «Исламского государства» или в обнимку с Джорджем Соросом.

А еще была широко распространена фотография, якобы изображающая Тунберґ-золотошукачку в 1898 году. Это повлекло ряд мемов на тему о том, что она путешествует время.

Приступы в интернете на активистку слишком многочисленные, чтобы можно было установить их единый источник, но по крайней мере одна неправительственная организация попыталась определить, какие лоббистские группы больше всего пытаются дискредитировать ее.

Сама Тунберґ написала в фейсбуке: «Ежедневно возникает по крайней мере одна новая конспирологическая теория». Слухи о онкологические заболевания за бомбардировки НАТО

В сентябре Россия и Сербия подписали соглашение о сотрудничестве в области исследования и лечения рака. Казалось бы, никакой почвы для скандала. Но сразу несколько сербских таблоидов написали, что в рамках этой программы будут изучаться последствия для здоровья бомбардировок НАТО в 1999 году во время войны в бывшей Югославии.

Слухи были подпитаны словам посла России в Сербии Александра Боцана-Харченко. «Россия также готова работать над изучением последствий бомбардировок НАТО, которые более чем очевидны, когда речь идет об онкологических пациентов», – привела его слова во время подписания соглашения сербская газета «Блиц».

Некоторые сербские политики и активисты требуют полноценно исследовать долговременные последствия бомбардировок, особенно применения боеприпасов, содержащих обедненный уран. Но никаких убедительных исследований этого пока нет. В тексте самой российско-сербского соглашения, копию которой имеет Балканская службы Радио Свободная Европа, нет никаких упоминаний о военной кампании НАТО 1999 года или любые исследования ее последствий для здоровья людей. Дело о язык, что заплетался

В мае в соцсетях стало вирусным короткое видео со спикером Палаты представителей Конгресса США от Демократической партии Нэнси Пелоси, на котором в ней, как представляется, заплетается язык. Что это – опьянение, действие лекарств, болезнь?

Как оказалось, ничто из перечисленного. Видео было замедлено, а тембр голоса изменен, что исказило голос и движения Пелоси.



Миллионы людей смотрели и распространяли копии этого видеоролика, который впервые появился на странице в фейсбуке с названием Politics WatchDog. Комментаторы называли Пелоси «пьяной в стельку». Традиционные средства информации разоблачили подделку, но соцсеть «Фейсбук» отказалась удалять ее, заявив: «У нас нет правила, которое требовало бы, чтобы информация, которую вы публикуете в фейсбуке, должна быть правдой». (До конца года компания ввела правила и теперь может помечать подозрительные сообщения как «неправдивую информацию, обнаруженную независимыми фактчекерами).

Сфальсифицированное видео вызвало сравнения с гораздо более технологически изощренной угрозой: видео, сделанные по технологии «deepfake», когда искусственный интеллект позволяет создавать реалистичное изображение практически любого человека, который говорит что угодно. Но только слегка обработанное видео с Пелоси показывает, что для создания дискредитувальних подделок можно использовать и более простые методы. «Военные преступления», которые оказались порно

В мае, накануне голосования в парламенте Косово о военных преступлениях в Сербии, депутат показал журналистам фотографию, на которой, по ее словам, сербские солдаты насилуют албанку. Но онлайн-поиск по этим изображением обнаружил, что это был кадр из порнофильма, который, вероятно, является сценой «изнасилования во время войны в Ираке».

Этот инцидент возмутил многих жителей Косово. Кое-кто высказывал опасения, что его могут использовать для дискредитации обоснованных обвинений в сексуальном насилии в ходе Косовской войны 1998-1999 годов. Официальные источники и неправительственные организации говорят, что около 20 тысяч жителей Косово, и женщин, и мужчин, ставших жертвами сексуального насилия со стороны сербских военных.

А когда спецпрокурори начали расследование утверждений депутата, сам депутат Флора Бровина сказала, что фотографию ей дал активист, который утверждал, что изображенная на ней жертва до сих пор живет в Косово. В конце Бровина публично извинилась перед жертвами сексуального насилия и их семьями и заявила, что признает свою вину в том, что не проверила подлинность фотографии. Универсальные работы Путина

Президент России Владимир Путин осмотрел «российские военные роботы», созданные курсантами Санкт-Петербургского Суворовского училища, сообщило российское агентство «РИА Новости». На опубликованном видео показано, как президент увлекается «изобретением» одного из курсантов.

Но независимая интернет-газета Znak выяснила, что работы и не изобретены студентами, и вообще не российские. Пользователи соцсетей нашли эти корейские игрушки-конструкторы, которые были в свободной продаже на сайте «Амазон».

Европейский проект борьбы с дезинформацией отмечает, что это не первый ложный репортаж про роботов, который распространяется при поддержке Кремля. Например, в прошлом году государственный телеканал «Россия-24» показал, как андроид по имени Борис, названный «одним из самых передовых роботов», танцует со школьниками. Позже выяснилось, что Борис оказался человеком в костюме робота. «Ярмарка младенцев» в Брюсселе

«Геи со всего мира съехались на ярмарку в Брюссель за «живым товаром» – покупать себе детей, – заявила в уже удаленном твите подконтрольная государственному «Газпрому» российская телекомпания «НТВ». – Были бы деньги, а ребенок для продажи найдется».

В репортаже утверждалось, что на сентябрьской конференции в Брюсселе можно было действительно купить ребенка. В действительности же это мероприятие имело целью установлению контактів между гей-парами и потенциальными суррогатными матерями. Суррогатное материнство легально и в России, в Европе. Продажа детей запрещена. «НТВ» также обрисовал эту конференцию как мероприятие для богатых. Но организатор, фонд Men Having Babies, описывает свою миссию как помощь, в том числе финансовую, геям, которые хотят стать родителями.

Проект EU Vs. Disinfo называет этот репортаж дезинформацией на опережение – с целью запутать факты и спровоцировать сильные эмоции; это часть популярного в России дискурса о якобы «моральное разложение и упадок Запада». Теоретическое и практическое изучение гомосексуальности в Эстонии

Частный санкт-петербургский телевизионный «Пятый канал» также выступил с нападениями на ЛГБТ. В эфире рассказали, что Эстония стала жертвой «социальной и моральной оккупации», а Таллинн стал «столицей скандинавских геев». В репортаже твердили, что «гомо-образование в столице Эстонии, кажется, уже не остановить... это сейчас в Эстонии модно и соответствует последним европейским тенденциям».

Чтобы показать «падение морали в Эстонии», журналист «Пятого канала» выдал себя за активиста и, посетив семинар по истории ЛГБТ в Таллиннском университете, узнал, что там есть не только теория, но и практика», оставляя подробности на воображение зрителя. Руководитель семинара впоследствии, реагируя на российскую передачу, объяснил на страницах эстонской газеты Postimees, что практичный элемент действительно был: задание было взять интервью у представителя ЛГБТ-сообщества.